Российские корабли ждут морской «Тор»
В 2015 году на Международном военно-морском салоне в г. Санкт-Петербурге был представлен морской вариант использования ЗРК семейства «Тор»

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» проекта 1239 отражает воздушную атаку зенитным ракетным комплексом «Оса-МА».

С 1973 г. на вооружении отечественного Военно-морского флота состоит зенитный ракетный комплекс малой дальности, или как его еще называют ЗРК самообороны, «Оса-М» с боезапасом из 20 ЗУР. В свое время он относился к одним из лучших в мире. Его одноступенчатая твердотопливная ракета 9М33 с радиокомандным наведением, выстреливаемая с двухбалочной пусковой установки ЗиФ122, способна поражать воздушные цели на дальности до 15 км и высотах до 4 км. Вес пусковой установки без боекомплекта – 6850 кг, что позволяло размещать ЗРК не только на крупных надводных кораблях (авианосцах, крейсерах, БДК и сторожевых кораблях), но и на относительно небольших боевых единицах (малых ракетных и противолодочных кораблях).

Александр Мозговой

Комплекс дважды модернизировался. В 1979 г. флот принял на вооружение модификацию «ОсаМА». В этом комплексе минимальную высоту перехвата воздушных целей удалось снизить с 60 до 25 м. Но поскольку противокорабельные крылатые ракеты стали выходить в атаку все с меньших высот, то и этот показатель уже не отвечал требованиям вооруженной борьбы на море. Вот почему в первой половине 80х годов прошлого века появилась модификация «Оса-МА2», которая была способна сбивать ПКР на пятиметровой высоте.

Казалось бы, «Оса-М» обрела второе дыхание. Но было очевидным, что при залповой атаке ПКР этот ЗРК не справится с отражением воздушной атаки, поскольку его скорострельность составляет всего два выстрела в минуту. И балочная конструкция ЗиФ122 не позволяет увеличить темп стрельбы.

Зенитные ракеты 9М33 комплекса «Оса-МА» стартуют с балочной пусковой установки ЗиФ-122 малого противолодочного корабля «Поворино» проекта 1124М.

Этого недостатка лишен многоканальный всепогодный зенитно-ракетный комплекс морского базирования «Кинжал», принятый на вооружение ВМФ в 1989 году. Он предназначен именно для отражения массированных налетов противника с применением низколетящих противокорабельных и противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб на дистанции до 12 км. В нем применяются одноступенчатые твердотопливные телеуправляемые ЗУР 9М3302, унифицированные с ракетой сухопутных войск ЗРК «Тор». Их старт из пусковых модулей с боезапасом 8 ракет – вертикальный с последующим склонением на цель посредством газодинамической системы. Перезарядка – автоматическая, а интервал между пусками составляет 3 секунды.

Крышки пусковых установок ЗРК «Кинжал» сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» проекта 11540.

Но комплекс получился тяжелым. Только вес пускового модуля без ракет составляет 41,5 т, а занимаемая им площадь – 113 м2. Хотя теоретически ЗРК «Кинжал» мог устанавливаться на кораблях водоизмещением  от 800 т (собственно испытания комплекса проводились на Черном море на малом противолодочном корабле МПК104 проекта 1124К стандартным водоизмещением 824 т, который весной 1986 г. во время показательных стрельб сбил четырьмя ракетами 9М330-2 четыре сверхзвуковые крылатые ракеты П35), из-за массивного антенного поста РЛС «Позитив», совмещенного с РЛС управления ЗУР, на практике осуществить это трудно. В результате «кинжалы» получили надводные корабли крупного водоизмещения: авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли проекта 1155 и сторожевые корабли проекта 11540.

Таким образом на сегодняшний день самые массовые боевые единицы Российского флота – малые ракетные корабли и малые противолодочные корабли – оказались без эффективной защиты при массированном применении противником современных средств воздушного нападения.

Вариант размещения боевого модуля ЗРК «Тор-М1» на боевом корабле (ранняя разработка).

В 2015 году на Международном военно-морском салоне в г. Санкт-Петербурге был представлен морской вариант использования ЗРК семейства «Тор». Эти высокоэффективные комплексы заслужили признание у нас в стране и за рубежом. Для применения на кораблях ВМФ был предложен автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ». Он обеспечивает защиту от воздушных целей, летящих на скорости до 700 м/сек, на дальности от 1 до 12/15 км (в зависимости от типа ЗУР) и высоте от 10 м до 10 км. Он способен одновременно поражать четыре цели.

Такое предложение объяснимо. Ведь автономный боевой модуль (АБМ) ЗРК «Тор-М2КМ» достаточно компактен, хотя на нем размещаются сразу несколько важнейших боевых элементов и агрегатов: станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка, стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения. Комплекс имеет защиту от противорадиолокационных ракет.

ЗРК «Тор» неоднократно модернизировался с целью повышения его боевых и эксплуатационных характеристик. Были созданы варианты на колесном шасси, буксируемый и стационарный. Комплекс «Тор-2У» получил возможность вести стрельбу в движении. А у ЗРК «Тор-М2» боевая машина стала оснащаться не 8, а 16 ЗУР, то есть боекомплект удвоился. Дальность поражения целей увеличилась до 16 км при высотах от 0,005 до 12 км. Одновременно обстреливаются четыре цели. Наконец, на военном параде по случаю Дня Победы 9 мая 2017 г. по Красной площади прошли почти флотские «торы» модификации 9K331 МДТ, размещенные на двухзвенных гусеничных транспортерах «Витязь». Этот арктический вариант ЗРК предназначен для оснащения отдельной мотострелковой бригады Северного флота. Комплекс одинаково хорошо может работать при 50градусном морозе и в тропических широтах.

Цель поражена.

Пуск ЗУР модульного комплекса «Тор-М2КМ» с вертолетной палубы фрегата «Адмирал Григорович» проекта 11356.

«Тор-М2» отлично зарекомендовал себя в Сирии, обеспечивая ПВО авиабазы Хмеймим. Этот ЗРК эффективно уничтожал крылатые управляемые ракеты и снаряды РСЗО, а также барражирующие боеприпасы и беспилотные летательные аппараты.

В ходе работы над созданием морского «Тора» был проведен ряд испытаний. Так, в частности, в октябре 2016 г. ЗРК «Тор-М2КМ», размещенный на вертолетной палубе фрегата «Адмирал Григорович», успешно поразил две воздушные цели.

Ракета разворачивается на цель.

Первая из них – 9Ф841 М1 «Саман», изготовленная на базе ЗУР 9М33М ЗРК «Оса-МА», – имитировала атакующий корабль самолет противника. Она была поражена на дальности 8 км на высоте 1000 м. При этом «Адмирал Григорович» двигался со скоростью около 8 узлов при волнении моря два балла. Вторая мишень, имитировавшая противокорабельную ракету Harpoon, летящую на сверхмалой высоте, также своевременно была обнаружена, взята на автосопровождение и успешно обстреляна комплексом.

По словам помощника генерального директора ИЭМЗ «Купол» –главного конструктора «Тор-М2КМ» Вячеслава Карташова, главной целью испытаний была оценка на практике возможностей использования комплекса в интересах ВМФ. Они дали положительные результаты. Конструкторы получили нужные данные, необходимые для адаптации алгоритмов боевой работы ЗРК в морских условиях, особенно по влиянию волн на обнаружение и сопровождение цели, наведение зенитной управляемой ракеты.

Благодаря испытаниям на «Адмирале Григоровиче» стало очевидным, что ЗРК «Тор-М2КМ» может использоваться на боевых и вспомогательных кораблях и судах ВМФ в качестве средства самообороны для обеспечения ПВО/ПРО. Но только в тех случаях, когда эти плавединицы располагают достаточными площадями, ЗРК «Тор-М2КМ» может использоваться на боевых и вспомогательных кораблях и судах ВМФ в качестве средства самообороны для обеспечения ПВО. Комплекс был «рекомендован для усиления противовоздушной обороны кораблей, находящихся в эксплуатации». Для вновь строящихся же кораблей Российского флота было решено создать корабельный комплекс малой дальности на базе ЗРК семейства «Тор». Такой комплекс особенно актуален в силу того, что его можно устанавливать на кораблях не только большого и среднего, но и малого водоизмещения.

Как заявил в апреле этого года генеральный директор Ижевского электромеханического завода «Купол» Фанил Зиятдинов, это предприятие, входящее в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей», ведет активную работу по созданию морского «Тора». По словам руководителя «Купола», «успешное завершение ОКР в данном направлении позволит обеспечить отечественный флот компактным и эффективным средством противовоздушной обороны». А на 9м Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле этого года Вячеслав Карташов сказал корреспонденту ТАСС, что первый опытный образец корабельного зенитного ракетного комплекса «Тор-МФ» появится в начале 2020х годов. Он отметил, что морской ЗРК при интеграции на корабль будет максимально унифицирован по аппаратной части и по программному обеспечению с сухопутным.

Стрельба ЗУР Umkhonto с борта финского ракетного катера Hanko.

Сейчас ведется серийное строительство малых ракетных кораблей проектов 21631 «Буян-М» и 22800 «Каракурт», на которые при участии конструкторов Зеленодольского ПКБ и ЦМКБ «Алмаз» можно внедрить морские «торы». Нельзя игнорировать и зарубежный опыт. Например, находящийся в одном классе с «Тором» южноафриканский ЗРК Umkhonto удалось разместить не только на южноафриканских фрегатах Valour типа MEKO A200 SAN водоизмещением 3700 т, но и на финских ракетных катерах типа Hamina водоизмещением 250 т. На этих РКА контейнер с восемью ЗУР размещается в надстройке. После израсходования боезапаса он извлекается в базе или вспомогательным судном с крановым устройством прямо в море и заменяется на «заряженный». Конструкция боевых модулей «торов» позволяет осуществлять такие операции.

Российский флот ждет морской «Тор»!


 

НОВОСТИ

Единственный в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» успешно пришвартовался в месте своего основного базирования – в городе Певеке Чукотского автономного округа.
Атомные подлодки стратегического назначения «Тула» проекта 667БДРМ и «Юрий Долгорукий» проекта 955 нанесли ракетные удары по целям на полигонах Кура на Камчатке и Чижа в Архангельской области.
Сдаточная команда «Адмиралтейских верфей» и экипаж подводной лодки «Петропавловск-Камчатский» проекта 06363 разработки ЦКБ МТ «Рубин», предназначенной для Тихоокеанского флота, завершили программу заводских ходовых испытаний.
В ходе специальных учений в Самарской области был впервые применен амфибийный разведывательный катер на воздушной подушке ИРК. Он может двигаться как по воде, так и по суше. С его помощью возможна разведка водной преграды, подступов к ней, различных участков берега.
Церемония закладки малого ракетного корабля (МРК) «Тайфун» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз» состоялась на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького.
Строящееся для Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ океанографическое исследовательское судно 1-го ранга «Академик Агеев» проекта 16450 разработки Северного ПКБ поставлено в док Канонерского судоремонтного завода (КСЗ).
Новейшее гидрографическое судно «Александр Рогоцкий», построенное на Благовещенском судостроительном заводе имени Октябрьской революции по проекту 19910 разработки нижегородского КБ?«Вымпел», пополнило состав Тихоокеанского флота. Оно будет нести службу на Камчатке.
Впервые на Чукотке была проведена стрельба береговым ракетным комплексом (БРК) «Бастион».
В состав Каспийской флотилии вошел катер специального назначения (противодиверсионный) П-449, построенный Зеленодольским заводом имени А.М. Горького по проекту 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел». А на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» состоялась церемония спуска на воду четвертого противодиверсионного катера типа «Грачонок» для керченской бригады Росгвардии.
Новейший корабль противоминной обороны «Иван Антонов» проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз» и постройки Средне-Невского судостроительного завода прибыл в Севастополь.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100