«Тор-М2ДТ» – надежный щит для Северного флота
Разработка арктической версии ЗРК «Тор-М2» завершилась полным успехом – российские войска получили зенитный ракетный комплекс

В феврале 2019 г. Министерство обороны РФ сообщило о начале практического освоения военнослужащими Северного флота новейшего зенитного ракетного комплекса «Тор-М2ДТ». Первую партию этих изделий АО «ИЭМЗ «Купол» (входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей») отгрузил в войска в конце прошлого года.

ЗРК «Тор-М2ДТ» предназначен для защиты воздушных рубежей России в экстремальных климатических условиях. Работы над его созданием начались вскоре после принятия руководством страны решения о развертывании в Заполярье арктической группировки войск. Комплекс был создан на базе новейшего ЗРК «Тор-М2» Ижевским электромеханическим заводом «Купол». В настоящее время это не только головное предприятие по производству ЗРК малой дальности семейства «Тор», но и их головной разработчик.

Разработка арктической версии ЗРК «Тор-М2» завершилась полным успехом – российские войска получили зенитный ракетный комплекс, способный успешно решать боевые задачи в условиях низких температур, нести боевое дежурство практически в любую погоду, сопровождать войска при движении по сильно пересеченной, заснеженной местности, преодолевая при этом ледовые торосы и водные преграды.

ЗРК «Тор-М2ДТ» с легкостью преодолевает водные преграды.

Первое звено вездехода несет кабину управления и модуль жизнеобеспечения экипажа, второе – антенно-пусковое устройство и отсек управления боевой работой.

Несущей базой комплекса является двухзвенный вездеход ДТ-30 «Витязь» производства Ишимбайского машиностроительного завода. О проходимости этой машины можно судить по таким характеристикам, как удельное давление на грунт – 0,3 кг/см2 (меньше, чем у человека!), максимальный угол подъема – 30°, крена – 15°. Вездеход сохраняет ход при потере гусениц, плавает, способен действовать в условиях экстремально низких температур (ниже -50°), ему не страшна метель с силой ветра свыше 35 м/сек. Возможности «витязей» были наглядно продемонстрированы в марте 2017 г. в ходе беспрецедентного 2400 километрового пробега по маршруту Тикси – остров Котельный – мыс Святой Нос – пролив Лаптева – пролив Санникова – Тикси.

Первое звено вездехода, помимо средств управления движением, несет на себе модуль жизнеобеспечения экипажа, на втором расположено антенно-пусковое устройство и отсек управления боевой работой. Экипажу созданы все необходимые условия для эффективной эксплуатации комплекса в условиях арктической зимы.

Боекомплект ЗРК «Тор-М2ДТ» – 16 зенитных управляемых ракет

Боевые средства ЗРК «Тор-М2ДТ» в большой степени унифицированы с ЗРК «Тор-М2», что предопределило высочайшие тактико-технические характеристики комплекса. Зона поражения по дальности – 16 км, по высоте – от 10 метров до 12 км, курсовой параметр ±9,5 км. «Тор-М2ДТ» способен сбивать малоразмерные (с площадью ЭПР менее 0,1 м2) средства воздушного нападения, летящие со скоростью свыше 700 м/сек.

ЗРК семейства «Тор» способны круглосуточно эффективно противостоять на поле боя самолетам тактической авиации, вертолетам, в т.ч. использующим метод «зависания», БПЛА, в т.ч. малоразмерным, противорадиолокационным ракетам, низколетящим крылатым ракетам, управляемым бомбам, другим современным и перспективным средствам воздушного нападения. В настоящий момент тактических СВН, способных прорвать оборону «Тора», не существует.

Боекомплект ЗРК «Тор-М2ДТ», также, как и «Тор-М2» составляют 16 зенитных управляемых ракет 9К338, которые могут стартовать через 5-10 сек. после обнаружения цели средствами радиолокации. Интервал пуска – 2,5 сек. Вероятность поражения цели оценивается как близкая к 100%, что позволило отказаться от использовавшейся ранее практики одновременного обстрела одной цели двумя ЗУР – сегодня «Торы» работают по принципу: «одна цель – одна ракета». Если ряд современных ракет используют двигатель только на разгонной дистанции и далее летят по инерции (а значит, резко теряют скорость при маневре), у ЗУР 9К338 двигатель работает в течение большей части полета, что повышает возможности по перехвату маневрирующих целей.

Отличительной особенностью всех ЗРК семейства «Тор» является интеграция транспортно-пусковых контейнеров ЗУР с антенно-пусковым устройством и размещение их с заглублением вовнутрь корпуса боевой машины. Это оказалось, как нельзя кстати при проектировании арктической версии комплекса, поскольку, помимо защиты от осколочных поражающих элементов средств воздушного нападения (благодаря 15-ти миллиметровой броне), позволило значительно снизить и влияние климатических факторов. Таким образом, вертикальный пуск ЗУР по сравнению с наклонными направляющими обеспечивает не только более быстрый набор высоты и лучший маневр на стартовом отрезке траектории, но и оптимальные условия хранения боекомплекта и повышенную надежность его использования. Для арктического ТВД это может иметь решающее значение, поскольку при столь низких температурах металлические конструкции вынужденно эксплуатируются на пределе своих прочностных характеристик.

ЗРК «Тор-М2ДТ» был впервые показан 9 мая 2017 г. в ходе парада на Красной площади. 27 июня 2017 г. его осмотрел президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ходе своего визита на Ижевский электромеханический завод «Купол».

В настоящий момент войска ПВО СФ осваивают все разносторонние возможности новой техники: учатся преодолевать рвы, водные преграды и болота, осуществлять поиск и обнаружение воздушных целей, их классификацию и поражение. Основным назначением ЗРК «ТорМ2ДТ» в Арктике станет противовоздушное прикрытие мотострелковых бригад и особо важных объектов и работа в составе эшелонированной системы ПВО совместно с ЗРС С-400 и ЗРК «Бук-М3».

У вездехода ДТ-30 «Витязь», который служит базой для ЗРК «Тор-М2ДТ», показатель удельного давления на грунт меньше, чем у человека.


 

НОВОСТИ

Заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков вручил штандарт начальника Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Министерства обороны Российской Федерации генерал-майору Сергею Владимировичу Бибику.
Актуальные вопросы торгово-экономического, энергетического и научно-технического сотрудничества двух стран были обсуждены в ходе заседания Межправительственной российско-венесуэльской комиссии.
По информации пресс-службы Восточного уже на испытаниях военного округа, в войска округа с начала 2019 г. поступило около 120 модернизированных ОБТ Т-80. Боевые машины усилили общевойсковые объединения ВВО, дислоцированные в Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях.
Исследование эффективности применения новых способов противодействия групповому применению крылатых ракет и БЛА противника стали главными целями проведения масштабного командноштабного учения (КШУ) по управлению группировкой авиации и войск ПВО Центрального военного округа (ЦВО) на полигонах Капустин Яр и Ашулук.
По обращению Министерства обороны России начаты проверки 46 организаций, своевременно не представляющих материалы для расчета цен на вооружение.
Как заявил командующий войсками ПВО-ПРО, заместитель главнокомандующего ВКС РФ генерал-лейтенант Юрий Грехов, испытан модернизированный ЗРПК – «Панцирь-СМ».
Первый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, изготовленный в соответствии с требованиями Минобороны России, передан в эксплуатацию. Процедура прошла в Ульяновске, сертификаты о передаче самолета подписали командир военной части Вадим Дырдин, управляющий директор АО «ОАК-ТС» Владимир Семенов, управляющий директор АО «Авиастар-СП» Василий Донцов.
В работе селекторного совещания с руководящим составом Вооруженных Сил, состоявшегося в Национальном центре управления обороной РФ, приняли участие представители Тульской области во главе с губернатором Алексеем Дюминым.
Одно из приоритетных направлений кадровой политики Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» – привлечение на работу молодых специалистов. Сотрудники кадровых подразделений регулярно проводят встречи со студентами ведущих технических вузов страны.
С взлетно-посадочной полосы аэродрома авиастроительного предприятия ПАО «ВАСО» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) в воздух поднялся первый опытный образец легкого военнотранспортного самолета Ил-112В, построенного в рамках контракта с Минобороны России.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100