№12 декабрь 2018

Мир перед катастрофой

Типовая концепция построения КТСО
Подход к построению комплексов технических средств охраны кораблей ВМФ требует концептуальных изменений

Корабли и суда ВМФ как объекты Минобороны России должны оснащаться комплексами технических средств охраны (КТСО).

Виктор БУРСУК

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Они являются составной частью систем охраны, предназначаемых для предотвращения противоправных действий внешних и внутренних нарушителей (рис.1).

Эти действия могут быть направлены на совершение повреждений (диверсий) конструкции кораблей (судов), а также их оборудованию и вооружению, хищение конфиденциальной документации и информации, вывод из строя членов команды и пр. В зависимости от степени военно-стратегической значимости корабля/судна, типа находящихся на его борту опасных веществ (изделий на их основе), вида и масштабов последствий действий нарушителей, может быть нанесен соответствующий военно-политический, оборонный, материальный, экологический и другой ущерб. Его масштабы могут быть соизмеримы и даже превосходить масштабы ущерба, наносимого объекту в боестолкновении с противником при существенно меньших затратах на проведение акций.

Рисунок 1. Охрана перевозимого груза на морском транспорте вооружения.

Традиционно оснащение объектов КТСО осуществляется на основе требований руководящих документов (РД), которые определяют состав и размещение видов оборудования на объекте и являются стандартными для большинства их типов. Корабли и суда ВМФ имеют широкую классификацию в зависимости от водоизмещения, предназначения, вооружения и др. Эти факторы, а также ряд других (особенности режимов функционирования, мест дислокации и районов боевой службы, конструкции и инфраструктуры, наличия на борту ядерного оружия и ядерных энергетических установок, состава команды, типовых ожидаемых угроз) имеют принципиальное значение при построении эффективных КТСО. Действующие же руководящие документы, содержащие требования по оснащению КТСО объектов ВС РФ и распространяющиеся в равной степени на все классы (типы) кораблей и судов, не учитывают их принципиальной специфики. Это не обеспечивает адекватность КТСО типовым (проектным) для каждого класса кораблей угрозам и решение задач охраны с требуемым уровнем эффективности. В результате системы охраны, основанные только на требованиях РД, могут быть либо избыточны, либо, что чаще всего, функционально недостаточны. Кроме того, вложение затрат на оснащение кораблей и судов КТСО может быть не вполне рациональным. Поэтому для создания функционально достаточных, адекватных ожидаемым угрозам и экономически обоснованных КТСО кораблей и судов ВМФ различных классов требуется разработка типовых концепций их построения, в которых устанавливается взаимосвязь между проектными угрозами и функциональными свойствами систем охраны, нейтрализующими их с заданным уровнем эффективности.

К числу особенностей кораблей и судов, принципиально отличающих их от стационарных объектов в части построения систем охраны, существенно ограничивающих реализацию стандартных требований по оснащению КТСО и предъявляющих дополнительные (специфические) требования, относятся территориальные, конструктивно-технологические, инфраструктурные особенности, а также особенности режимов функционирования.

Конкретизация этих особенностей применительно к конкретным классам (типам) кораблей должна проводиться в рамках типовых концепций, определяющих идеологию построения КТСО для каждого класса кораблей.

Наличие таких концепций будет способствовать взаимному согласованию взглядов на облик, роль и место КТСО в составе оборудования кораблей и судов между заказывающими, контролирующими и исполняющими работы органами, организациями и должностными лицами. Кроме того, наличие в концепциях требований, предъявляемых к конструкциям кораблей/судов, обеспечивающих наиболее эффективное применение КТСО, будет способствовать взаимной гармонизации процессов проектирования КТСО и объектов.

Рисунок 2. Роль и место типовой концепции построения КТСО на этапах жизненного цикла.

Типовая концепция построения КТСО должна содержать:

• описательную характеристику объекта;

• требования к уровню защищенности объекта и его предметов охраны, определенные путем категорирования;

• базовую проектную угрозу объекта, включающую предметы охраны, виды и способы совершения против них НСД и их потенциальных исполнителей (модель нарушителя);

• основополагающие принципы построения систем охраны, определяющие конфигурацию и функциональные свойства КТСО и их реализацию в виде базового варианта КТСО без указания типажа оборудования;

• качественные и количественные подтверждения функциональной достаточности базового варианта КТСО;

• организационные меры охраны и компенсационные мероприятия по наращиванию уровня охраны объектов при повышенных степенях угроз.

В практике ВМФ уже имеется положительный опыт проектирования КТСО. СКБ «Энергия» были разработаны концепции построения КТСО применительно к кораблям проектов 20181, 20183, 18290. Такой подход позволил обеспечить их построение адекватно потенциальным угрозам и функционально достаточно для вышеуказанных проектов кораблей.

Типовые концепции построения КТСО кораблей и судов ВМФ являются отправными основополагающими документами, используемыми на всех этапах жизненного цикла КТСО, начиная от разработки ТЗ на проектирование и заканчивая процессом эксплуатации в составе объекта (рис.2). При этом типовые концепции могут подлежать дополнениям, уточнениям, корректировкам по мере изменения принятых для их разработки исходных данных.

Разработанные типовые концепции подлежат согласованию и утверждению с профильными органами и организациями ВМФ и МО РФ и введению в действие установленным порядком наряду с РД МО, уточняющими выбор типажа ТСО для кораблей и судов ВМФ в зависимости от класса (типа) и порядок его размещения на объекте.

Виктор Иосифович БУРСУК – начальник кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения ВМФ – заместитель Главнокомандующего ВМФ по вооружению

Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор филиала «СКБ «Энергия» АО «Завод «Энергия»

Филиал «СКБ «Энергия»

АО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: +7 (812) 230-6718

ntk10@mail.ru


 

НОВОСТИ

В России разрабатывают современный суперкомпьютер для проектирования перспективных вооружений, сообщила в интервью РИА «Новости» генеральный директор НПО «Молния» Ольга Соколова.
Отдельное подразделение беспилотной авиации формируется в артиллерийской бригаде 2-й общевойсковой армии Центрального военного округа в Оренбургской области.
В ПАО «ВАСО» (входит в дивизион транспортной авиации ОАК) 27 ноября 2018 г. состоялась процедура передачи первого летного образца Ил-112В на летно-испытательную станцию.
Завершается перевооружение очередного полка Йошкар-Олинского ракетного соединения на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) пятого поколения «Ярс».
Летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в рамках программы предварительных испытаний совершили полет на первом образце вертолета Ми-38Т, изготовленном Казанским вертолетным заводом по заказу Министерства обороны России.
Армейская авиация, подразделения противовоздушной и противоракетной обороны войдут в формирования ВДВ, сообщил заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Александр Вязников 16 ноября на встрече с военными атташе, на которой присутствовали представители 67 зарубежных государств.
Продолжается работа по переходу ракетных войск и артиллерии в качественно новое состояние – разведывательно-огневую систему, заявил в интервью «Красной звезде» начальник ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в госкорпорацию «Ростех», завершила разработку двигателя ВК-2500П для ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник». За счет оснащения ВК-2500П модернизированной системой автоматизированного управления удалось существенно повысить безопасность, функциональность и летные характеристики боевой машины.
Доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в деле укрепления могущества России
Тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат «Охотник» в ноябре совершил первую пробежку по взлетно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), достигнув в соответствии с программой испытаний скорости 200 км/ч, сообщил ТАСС источник в авиастроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100