№11 ноябрь 2018

100 лет войскам РХБЗ

Композитная «аннушка» пойдет в серию в Улан-Удэ
Новый самолет для местных авиалиний появился в России спустя ровно 70 лет после создания Ан-2

В рамках Российского инвестиционного форума, проходившего в середине  февраля в Сочи, Министерство транспорта, Министерство промышленности и торговли РФ, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия и АО «Вертолеты России» подписали соглашения об организации местных воздушных линий в регионах России и разворачивании производства самолетов ТВС-2ДТС.

Илья КЕДРОВ

Изготовление новых полностью композитных самолетов, разработанных в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина, будет осуществляться на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ, входит в состав холдинга «Вертолеты России»). Освоение сборки ТВС-2ДТС в Улан-Уде должно начаться в 2019 г. Авиакомпанию-эксплуатанта планируется создать на базе якутского перевозчика «Полярные авиалинии» – в настоящее время эта АК остается одной из немногих, продолжающих эксплуатировать рабочую лошадку советских местных авиалиний –  Ан-2 и  его вариант с турбовальным двигателем Ан-3. По информации Минтранса Якутии такой выбор обусловлен также большим опытом авиакомпании «Полярные авиалинии» по выполнению полетов по местным маршрутам, а также обширной сетью аэродромов республики – здесь имеется более 120 посадочных площадок и 32 аэропорта. С получением новых самолетов «Полярные авиалинии» должны расширить свою маршрутную сеть на Байкальский регион, Северо-Восточную Сибирь и Дальний Восток.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский в конце февраля 2018 г. заявил: «Мы планируем начать сертификацию самолета ТВС-2ДТС в 2019 году, для этих целей первые два опытных образца будут созданы на базе разработчика проекта – СибНИА. С 2020 года к испытаниям смогут подключиться опытные образцы, собранные на Улан-Удэнском авиационном заводе, и к 2021 году мы рассчитываем получить сертификат и запустить серийное производство самолета».

В 2021-2025 гг. У-УАЗ поставит АК «Полярные авиалинии» 200 новых машин. Соответствующий долгосрочный контракт обе компании подписали в начале апреля 2018 г. Накануне этого события в СибНИА было проведено совещание по вопросам подготовки и оформления необходимой документации для начала серийного производства новых машин.

Кабина самолета ТВС-2ДТС – «стеклянная», в соответствии со всеми стандартами современной, в том числе и «большой», авиации.

Минпромторг должен решить вопрос финансовой поддержки для завершения опытно-конструкторских работ по ТВС-2ДТС, сертификации самолета и обеспечить другие возможные меры государственной поддержки с целью организации серийного производства. Как ранее заявлял министр промышленности и торговли Денис Мантуров, «фактически региональную авиацию приходится создавать заново. Государство готово субсидировать производителям воздушных судов для местных перевозок часть затрат на их сертификацию, а также на реализацию проектов по подготовке и сертификации производства. В бюджете на это предусмотрено 220 млн. рублей на 2018 год и по 230 млн. на 2019 и 2020 годы». Он отметил также, что необходимо решить вопрос правовой базы, регламентирующей эксплуатацию малой авиации.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, комментируя подписание контракта на производство ТВС-2ДТС между У-УАЗ и АК «Полярные авиалинии» отметил: «Другая важная задача – привлечь возможности Минтранса России и местных властей для создания и развития механизмов субсидирования региональных авиаперевозок».

Легкий многоцелевой самолет ТВС-2ДТС призван заменить Ан-2. Машина имеет цельнокомпозитную конструкцию: из композиционных материалов сделаны и обшивка, и силовой набор фюзеляжа и крыльев. ТВС-2ДТС, как и предшественник, – биплан, однако аэродинамическая схема полностью осовременена. Фактически ТВС-2ДТС – полутораплан с винглет-коробкой. За счет применения современных материалов, отказа от стоек крыла как отдельного элемента конструкции и расчалок аэродинамические характеристики новой машины значительно выше, чем у Ан-2.

Применение бипланной аэродинамической схемы на Ан-2, созданном в 1947 г., когда авиация во всем мире уже вовсю переходила на реактивные технологии, может показаться анахронизмом. Однако такая конструкция позволила добиться очень высоких взлетно-посадочных характеристик. В частности, за счет развитой механизации крыла Ан-2 может заходить на посадку в режиме парашютирования, с минимальной скоростью, эффективность рулей и элеронов сохраняется вплоть до скорости 40-45 км/ч. В ходе Госиспытаний, проводившихся в 1947 г.,  у многих специалистов НИИ ГВФ сложилось мнение, что этот самолет вообще не боится потери скорости и не может сорваться в штопор. После проведения специальных исследований выяснилось, что биплан специально все-таки можно «загнать» в этот критический режим полета, но срыв происходит из такого маловероятного положения, в которое тяжело попасть как в обычных, так и необычных условиях эксплуатации. Поэтому сохранение у однодвигательного ТВС-2ДТС бипланной схемы вполне оправдано с точки зрения обеспечения безопасности пассажирских перевозок. 

Еще не ясно, какое название получит наследник «аннушки» после старта серийного производства. Слово «Legend» на прототипе – пока только заявка на успех. Имя «легенда», как у Ан-2, новой машине еще предстоит заслужить.

ТВС-2ДТС оснащен современным комплексом авионики, благодаря которому он может эксплуатироваться в любое время суток и в любую погоду. Среди преимуществ воздушного судна – способность выполнять полеты с грунтовых аэродромов и неподготовленных площадок. Для эксплуатации зимой и с воды предусматриваются лыжное шасси и поплавковая версия. Крейсерская скорость ТВС-2ДТС составляет 350 км/ч, грузоподъемность – до 3,5 тонн, максимальная дальность полета – 4500 км, с полной загрузкой – 1200 км.  Самолет оснащен турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN взлетной мощностью 1100 л.с. Как заявлял директор СибНИА Владимир Барсук, как и предшественник Ан-2, ТВС-2ДТС отличается той же простотой обслуживания и доступностью для летчиков средней квалификации – пилот, летающий на Ан-2, может без какой-либо переподготовки пересесть на композитную машину, поскольку никаких отличий в поведении самолетов на взлете и посадке нет. Самолет может эксплуатироваться в северных широтах, его конструкция предполагает возможность безангарного хранения.

На борту ТВС-2ДТС в том виде, в котором он летает сейчас, могут разместиться 16-19 пассажиров. Однако на местных авиалиниях он будет использоваться в первую очередь в грузопассажирском варианте. Как говорил Владимир Барсук в интервью ТАСС, «я думаю, что пассажиропоток на местных воздушных линиях существенно сократится в связи с развитием информационных технологий. А вот грузопоток, напротив, увеличится. Если раньше было 80% пассажиров и 20% грузов, то сегодня 70% – это груз и только 30% – пассажиры. Преимущества нового легкого самолета в том, что он может из большого города забрать две тонны груза и увезти на расстояние 2,5 тыс. км, произвести посадку на необорудованную площадку или грунтовую полосу, разгрузиться и забрать людей, которым требуется попасть в районный центр».

Первый полет ТВС-2ДТС состоялся 10 июля 2017 г. Самолет поднял в небо экипаж в составе директора СибНИА Владимира Барсука и Игоря Мосейкина, руководителя авиационного сертификационного центра института. А уже 16 июля Владимир Барсук выполнил на новой машине самостоятельный беспосадочный перелет в Жуковский для участия в авиакосмическом салоне МАКС-2017. Расстояние от Новосибирска, где располагается СибНИА, до Москвы – около 3 тыс. км, которые самолет преодолел за 11 часов 20 минут. При этом, по словам Владимира Барсука, в баках, изначально заполненных не полностью, осталось 800 литров топлива, которого хватило бы еще на шесть часов полета. Всего же ТВС-2ДТС может находиться в воздухе до 25 часов.

Интересно отметить, что 70 лет назад, в октябре 1947 г., новый самолет СХ-1, позже ставший называться Ан-2, из Новосибирска, где тогда располагалось ОКБ Олега Антонова, в Москву для проведения Госиспытаний  также перегоняли своим ходом. Но тот полет выполнялся с четырьмя промежуточными посадками.


 

НОВОСТИ

«Предварительные оценки показывают, что нам необходимо увеличивать численность производственных рабочих и линейного персонала для организации работ в двух- и трехсменном режиме начиная с 2019 года», – заявил в интервью корпоративному журналу «Синева» новый генеральный директор АО «Красмаш» Александр Гаврилов.
Российские ученые успешно создают технологии по автоматическому распознаванию баз террористов на фотографиях, сделанных с БЛА, заявил заместитель генерального директора – руководитель направления информационных исследований Фонда перспективных исследований (ФПИ) Сергей Гарбук в интервью РИА «Новости».
В 2019 г. на снабжение инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации начнут поступать экзоскелеты, которые позволят саперам без сверхусилий переносить 50 кг полезной нагрузки, сообщил заместитель начальника инженерных войск ВС РФ полковник Руслан Алахвердиев.
В ходе учения стратегических ядерных сил, проведенного 11 октября по поручению президента – Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Владимира Путина, была проверена система управления Вооруженными Силами, а также надежность прохождения учебно-боевых приказов и сигналов по всей вертикали управления от Национального центра управления обороной РФ до командных пунктов соединений и воинских частей.
В рамках выполнения плановых учебно-боевых задач на морском полигоне Тихоокеанского флота истребителями-бомбардировщиками Су-34 выполнены практические пуски новейших авиационных управляемых противокорабельных ракет Х-35У.
Государственные испытания самоходных огневых средств, созданных в рамках ОКР «Набросок», завершатся к концу 2018 г., сообщило РИА «Новости» со ссылкой на имеющиеся в распоряжении агентства контрактные документы, подписанные исполнителем данных работ – нижегородским ЦНИИ «Буревестник» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод»).
20 сентября 2018 г. ИЭМЗ «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») на полигоне Капустин Яр завершил типовые испытания ЗРК «Тор-М2КМ».
Новейший высокомобильный комплекс радиоэлектронной борьбы оперативно-тактического уровня «Палантин» поступит на вооружение подразделения РЭБ общевойсковой армии Западного военного округа до конца 2018 г.
Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» разработал модуль радиомониторинга «Черемуха», который позволяет не только обнаружить беспилотный летательный аппарат, но и вычислить местонахождение пункта его управления. Устройство станет частью единого комплекса противодействия беспилотникам.
По информации корпорации «УВЗ», в 2019 г. «Уралтрансмаш» завершит работы по модернизации 203-мм самоходных гаубиц 2С7 «Пион», а к 2020 г. модернизирует 240-мм самоходные минометы 2С4 «Тюльпан».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100