№11 ноябрь 2018

100 лет войскам РХБЗ

Фронтовые авиационные приборы и их создатели
В этом году Орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Государственный научно-исследовательский институт приборостроения отмечает свой 85-летний юбилей

Сборка тахометра электрического ТЭ-22 по документации НИСО на заводе №230. 1942 г.

Владимир МЕДВЕДЕВ

Стремительное развитие авиационной промышленности в предвоенные годы и, особенно, во время Великой Отечественной войны, успешная работа крупных научных центров в области самолетостроения, авиационного моторостроения, авиационных материалов и ряда других (ЦАГИ, ЦИАМ, НИАТ, ВИАМ и др.) потребовали создания в Наркомате авиационной промышленности СССР (НКАП) научно-исследовательского центра по всему комплексу самолетного оборудования. С этой целью в 1942 г. принято постановление Правительства СССР о формировании на базе НИИ-12 научного центра по разработке самолетного оборудования – Научно-исследовательского института самолетного оборудования (НИСО) с его прямым подчинением 7 Главному управлению по опытному строительству.

Организатором и первым начальником НИСО был назначен крупный специалист в области авиационного оборудования, генерал-майор инженерно-авиационной службы Николай Иванович Петров (1898-1951 гг.).

К тому времени Петров Н.И. проявил себя как один из организаторов и научных руководителей исследовательских работ в области системных подходов к созданию самолетного оборудования. В годы Великой Отечественной войны Петров Н.И. непосредственно руководил созданием, освоением производства новых образцов самолетного оборудования и доработками самолетов в ВВС. Петров Н.И. лично организовал важнейшую работу по улучшению радиосвязи истребительной и штурмовой авиации непосредственно в боевых частях ВВС, что сыграло огромную роль в успешных действиях наших войск.

Владимир Михайлович МЕДВЕДЕВ – генеральный директор АО «ГосНИИП». Окончил Военную Академию имени Ф.Э. Дзержинского, кандидат технических наук, член-корреспондент Академии военных наук. Заведующий базовой кафедрой «Технические средства систем управления и контроля летательных аппаратов» МАИ. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Начальник Института Петров Н.И. и его заместитель Рязанцев Николай Дмитриевич проявили высокие организаторские способности при создании научного коллектива и научных школ. В Институт в разные годы были привлечены высококвалифицированные кадры, в том числе будущие основоположники авиационных научных школ: Бромберг П.В. – выдающийся ученый и педагог в области теории автоматического управления, гироскопической техники и инерциальных систем навигации; Быков Ю.С. – впервые в мире заложил теоретические основы помехоустойчивости авиационной радиосвязи, положил начало новой области техники – самолетной радиоакустики, в будущем первый главный конструктор систем радиосвязи с пилотируемыми космическими кораблями; Гольдфарб Н.И. – известный физик и радиотехник, в будущем один из основателей и руководитель кафедры общей физики в МИФИ; Даревский С.Г. – создатель уникальных авиационных приборов и оборудования кабин пилотов, в будущем соратник С.П. Королева, первый главный конструктор системы отображения информации пилотируемых космических аппаратов, главный конструктор КБ по разработке тренажеров для подготовки космонавтов; Ильин В.А. – крупный специалист и один из основоположников в области радионавигации; Иориш Ю.И. – крупный ученый в области теоретической и прикладной механики, теории колебаний, создатель научного направления по вибропрочности и виброустойчивости авиаприборов; Качкачьян М.М. – выдающийся авиаконструктор, соратник А.Н. Туполева, один из создателей гиромагнитного компаса; Коренев Г.В. – ученый-механик, крупнейший специалист в области аэронавигации, профессор, доктор физико-математических наук, основатель механики целенаправленного движения; Левин Г.А. – один из выдающихся деятелей отечественной высшей школы в области радиотехники, создатель первой в нашей стране радиовещательной станции; Летов А.М. – выдающийся ученый в области теории управления; Лосяков С.Н. – один из основоположников радиосвязи и теории информации, крупный специалист по радиоприемным устройствам, заложил основы подготовки в нашей стране инженеров по специальностям Радиотехника и Конструирование и производство радиоаппаратуры; Мамонкин И.Г. – автор фундаментальных научно-исследовательских трудов по влиянию самолетных шумов на качество радиосвязи, положил основу новой технической области самолетной электроакустики; Ниренберг Р.Г. – выдающийся специалист в области приборостроения, связи, акустических систем самонаведения, разработчик систем управления самолетами по радио, создатель первого отечественного автопилота АП-1; Пельпор Д.С. – известный ученый в сфере разработки систем автоматического управления, гироскопической стабилизации и навигации; Ремезов Г.В. – крупный специалист-экспериментатор по испытанию новых образцов самолетного оборудования, в будущем один из создателей уникальной научно-конструкторской вертолетной школы Миля; Рязанцев Н.Д. – профессор, доктор технических наук, видный организатор работ в области автоматизации управления самолетами истребительной авиации, главный конструктор АСУ ИА «Горизонт», руководитель работ по созданию элементов системы управления беспилотного самолета «Як-9В»; Смирнов В.И. – известный ученый, организатор промышленности, один из выдающихся разработчиков самолетных радиосистем и радиокомплексов; Тихменев С.С. – ученый в области механики, один из основоположников отечественной научной школы теории и практики авиационных аэрометрических, гироскопических приборов и прецизионных приборов точной механики, участник создания первого отечественного автопилота; Цыпкин Я.З. – ведущий ученый в области теории автоматического регулирования; Чистяков Н.И. – один из крупнейших отечественных ученых в области радиосвязи, видный специалист в области дистанционных передач и приборов, применяемых в авиации и многие другие талантливые инженеры и ученые, начинавшие свою деятельность в НИСО и заложившие основы развития в нашей стране различных отраслей науки и промышленности.

Институт оснащался необходимым современным исследовательским, испытательным и производственным оборудованием, в том числе полученным по ленд-лизу. Н.И. Петров заложил фундамент, на котором создавалось научно-исследовательское учреждение, обеспечившее превосходство в области авиационного оборудования самолетов Главных конструкторов С.В. Ильюшина, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, В.М. Петлякова, А.И. Микояна, А.Н. Туполева над немецкими. Наши прибористы, совместно с мотористами и вооруженцами смогли выполнить сложнейшую задачу – организовать серийное производство самолетов различных типов, зачастую превосходящих по некоторым боевым характеристикам авиацию противника.

Одновременно было организовано изучение лучших образцов самолетного оборудования поступавших от союзников: самолетных радиостанций, радиоальтиметров, гиромагнитных компасов, противообледенительных устройств, кислородных приборов. Несмотря на огромный объем работ, в короткие сроки был выполнен приказ НКАП о подготовке полученной при непосредственном участии Петрова Н.И. ленд-лизовской американской радиоаппаратуры к установке на отечественные серийные самолеты. Специалисты НИСО принимали активное участие в создании самолетного оборудования для тяжелого бомбардировщика «Ту-4». Эта сложнейшая техническая задача, связанная с решением большого количества совершенно новых вопросов для нашей промышленности, так же была успешно решена авиаприборостроителями.

Для проведения летных экспериментов с бортовым оборудованием была организована собственная летно-испытательная станция (ЛИС), оснащенная самолетами различных типов. Непосредственным создателем и руководителем ЛИС стал боевой летчик, командир авиаполка 3-й Воздушной армии, Е.А. Пархоменко, сын легендарного командира Красной Армии, Героя Гражданской войны Александра Пархоменко. Пилотирование самолетов осуществляла группа лучших летчиков, в состав которой входил и летчик-испытатель, Дважды Герой Советского Союза Г.М. Паршин.

В предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны Институтом был создан целый ряд пилотажно-навигационных приборов (дистанционных магнитных компасов, гирокомпасов, различных электрогироприборов, метеорографов, приборов метеорологической разведки, приборов автоматики, электрических автопилотов), приемо-передающих радиоустройств и других авиационных приборов (тахометров, манометров, вариометров, различных специальных сигнализаторов и указателей), которые внедрялись в авиационных частях непосредственно в боевых условиях. Например, занимаясь вопросами улучшения самолетной радиосвязи, сотрудники Института, в составе фронтовых бригад, выезжали в действующие авиаполки, для консультаций, обучения летчиков и техников, устранения поломок и нахождения конструктивных решений прямо на боевых машинах.

По мере расширения объема и повышения значимости проводимых в НИСО научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ усиливался и научный потенциал коллектива Института. В годы войны было выполнено более 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а созданные 63 образца авиаприборов были приняты на вооружение и внедрены в серийное производство промышленностью, среди них: радиополукомпас РПК-10; модернизированный тахометр ТЭ-22, авторегулятор АРТ-41; авиагоризонт с электрокоррекцией; дистанционный магнитный компас с новой оригинальной системой «Магнесин»; универсальный электрический изодромный регулятор температуры для моторов воздушного и водяного охлаждения; прибор для замера истинной скорости полета – трубка «ПИТО-НИСО»; антенная удлинительная катушка НИСО, позволившая значительно увеличить дальность действия самолетного радиопередатчика РСИ-3; УКВ-станция внутриэскадрильной связи; однопроводная система электрооборудования самолетов; приборы и автоматы для первых реактивных самолетов и реактивных двигателей (например, пирометр для измерения температур газов воздушно-реактивного двигателя до 1800°С, расходомеры горючего и мн. др.); приборное оснащение первых отечественных самолетов-снарядов; оборудование герметических кабин и кислородного питания высотных самолетов; электротермические антиобледенители; приборы для фотоконтроля результатов бомбометания и многие другие уникальные изделия и системы, впервые разработанные в нашей стране специалистами НИСО.

Опыт научно-исследовательской, конструкторской и производственной деятельности Института в предвоенные и военные годы показал, что только совместное формирование производственно-конструкторской (институтской) базы, и собственных научных школ, опыт которых впоследствии был распространен на предприятиях авиаприборостроения, позволили в полной мере мобилизовать имеющиеся в стране ресурсы во имя победы над врагом, а также обеспечить безопасность на многие послевоенные десятилетия.

Ныне АО «ГосНИИП» (входит в АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей») выполняет научно-исследовательские и опытно конструкторские работы по заказам Министерства обороны. Мы видим в числе главных задач Института – не только сохранить компетенции и научные школы, но и формировать новые, позволяющие реагировать на вызовы и угрозы современности.

Судьба Института сложилась из судеб тысяч специалистов, вложивших в его становление и развитие свой труд, талант и знания. Его история интересна, наполнена динамикой развития и каждый прожитый коллективом Института день – это еще один шаг вперед, шаг в будущее, где нас ждет большая и интересная работа.

АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»

121471, Москва, ул. Верейская, 41

Тел.: (495) 276-29-65

Факс: (495) 276-29-69

antey@almaz-antey.ru

www.almaz-antey.ru

 

АО «ГосНИИП»

Россия, 129226, г. Москва, проспект Мира, д.125

Тел.: (499) 181-16-38, (495) 981-56-30

Факс: (499) 181-33-70

сorund@gosniip.ru


 

НОВОСТИ

«Предварительные оценки показывают, что нам необходимо увеличивать численность производственных рабочих и линейного персонала для организации работ в двух- и трехсменном режиме начиная с 2019 года», – заявил в интервью корпоративному журналу «Синева» новый генеральный директор АО «Красмаш» Александр Гаврилов.
Российские ученые успешно создают технологии по автоматическому распознаванию баз террористов на фотографиях, сделанных с БЛА, заявил заместитель генерального директора – руководитель направления информационных исследований Фонда перспективных исследований (ФПИ) Сергей Гарбук в интервью РИА «Новости».
В 2019 г. на снабжение инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации начнут поступать экзоскелеты, которые позволят саперам без сверхусилий переносить 50 кг полезной нагрузки, сообщил заместитель начальника инженерных войск ВС РФ полковник Руслан Алахвердиев.
В ходе учения стратегических ядерных сил, проведенного 11 октября по поручению президента – Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Владимира Путина, была проверена система управления Вооруженными Силами, а также надежность прохождения учебно-боевых приказов и сигналов по всей вертикали управления от Национального центра управления обороной РФ до командных пунктов соединений и воинских частей.
В рамках выполнения плановых учебно-боевых задач на морском полигоне Тихоокеанского флота истребителями-бомбардировщиками Су-34 выполнены практические пуски новейших авиационных управляемых противокорабельных ракет Х-35У.
Государственные испытания самоходных огневых средств, созданных в рамках ОКР «Набросок», завершатся к концу 2018 г., сообщило РИА «Новости» со ссылкой на имеющиеся в распоряжении агентства контрактные документы, подписанные исполнителем данных работ – нижегородским ЦНИИ «Буревестник» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод»).
20 сентября 2018 г. ИЭМЗ «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») на полигоне Капустин Яр завершил типовые испытания ЗРК «Тор-М2КМ».
Новейший высокомобильный комплекс радиоэлектронной борьбы оперативно-тактического уровня «Палантин» поступит на вооружение подразделения РЭБ общевойсковой армии Западного военного округа до конца 2018 г.
Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» разработал модуль радиомониторинга «Черемуха», который позволяет не только обнаружить беспилотный летательный аппарат, но и вычислить местонахождение пункта его управления. Устройство станет частью единого комплекса противодействия беспилотникам.
По информации корпорации «УВЗ», в 2019 г. «Уралтрансмаш» завершит работы по модернизации 203-мм самоходных гаубиц 2С7 «Пион», а к 2020 г. модернизирует 240-мм самоходные минометы 2С4 «Тюльпан».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100