ИЭМЗ «Купол» готов решить задачу унификации сухопутных и морских ЗРК
Отечественная промышленность сегодня находится в одном шаге от того, чтобы дать флоту эффективный, компактный и сравнительно недорогой зенитный ракетный комплекс

Успешные стрельбы ЗРК «Тор-М2У» с береговой черты по целям, идущим над водной поверхностью, показали возможность использования ЗРК семейства «Тор» в интересах флота.

Унификация морского и сухопутного вооружения всегда осознавалась военным руководством России как одна из важнейших задач построения эффективных вооруженных сил. Еще в конце XIX века была предпринята довольно успешная попытка создания унифицированного для кораблей и сухопутных крепостей 10-дюймового дальнобойного орудия. Во второй половине XX века главным оружием и армии, и флота стали ракеты, но и их активно стремились унифицировать. Особенно это касалось тех областей, где оружие решало сходные задачи, как, например, в противовоздушной обороне.

Андрей СОЛДАТКИН

Собственно, первые образцы советского морского зенитного ракетного оружия создавались на базе сухопутных ЗРК. Такими были ЗРК М-2 «Волхов-М», созданный на базе ЗРК С-75 войск ПВО, и ЗРК М-1 «Волна» – морская версия С-125. Однако «оморячивание» сухопутных ЗРК не вполне удовлетворило руководство ВМФ. Следующие комплексы – ЗРК «Оса-М» – создавались под потребности флота уже начиная с этапа эскизного проектирования, но при этом требовалось обеспечить их унификацию с сухопутным ЗРК «Оса». Увы, на том уровне военно-технической мысли решить эту задачу не удалось.

Специфика использования средств ПВО на море предполагала обеспечение возможности вести огонь на ходу – эсминец или крейсер не могут и не должны останавливаться для отражения налета. Между тем это предполагало обеспечение стабилизации всех антенн РЛС в трех плоскостях и заметно большие мощности вычислительных систем, чем при стрельбе с остановки. Что означало значительное увеличение веса комплекса. Для кораблей большого и среднего водоизмещения большая масса систем ЗРК не являлась серьезной проблемой – в системах вооружения, общей массой в сотни и тысячи тонн, лишь добавлялось пара десятков тонн дополнительного веса. Для сухопутных комплексов такое увеличение веса оказалось критичным – на ЗРК «Оса» были стабилизированы лишь антенны РЛС поиска целей, наведение ракет пришлось вести с короткой остановки. В результате полной унификации удалось добиться только по зенитной управляемой ракете (ЗУР) 9М33. Подобная ситуация повторилась и при разработке следующих ЗРК малой дальности – сухопутного «Тора» и морского «Кинжала». Вновь комплексы, использующие одну и ту же ЗУР, существенно различались по своей компоновке и характеристикам. Их сравнение помогает увидеть разницу в требованиях, предъявлявшихся на тот момент к сухопутным и морским комплексам. Так, ЗРК «Тор» имел 1 канал по цели, в то время как ЗРК «Кинжал», принятый на вооружение в тот же год, располагал целыми 4-мя. Это было продиктовано как тем, что боевой корабль, представляя собой заметно более заманчивую цель, чем танк или РСЗО, должен иметь больше возможностей для отражения массированного налета, так и тем, что крейсера и эсминцы ВМФ могли нести более тяжелые системы, по сравнению с теми, которые устанавливались на сухопутных шасси: если общая масса «Тора» составляла 32 тонны, то лишь один пусковой модуль «Кинжала» отнимал у своего носителя 42 тонны водоизмещения. Правда, тяжеловесность «Кинжалов» привела к тому, что эффективные ЗРК в ВМФ СССР устанавливались лишь на корабли большого и среднего водоизмещения, а малым силам флота пришлось довольствоваться артиллерийскими зенитными установками или морскими версиями ПЗРК.

В сентябре 2016 г. ЗРК «Тор-М2КМ» провел успешные стрельбы с борта фрегата «Адмирал Григорович» по различным видам воздушных целей.

Однако за 45-30 лет со дня принятия на вооружение первых ЗРК «Оса» и «Тор» ситуация заметно изменилась. С одной стороны, в составе флота стало меньше боевых кораблей, но при этом возможности имеющихся единиц заметно увеличились. Невозможно даже сравнивать сторожевые корабли проекта 159А с их торпедно-артиллерийским вооружением и малые ракетные корабли проекта 21631, несущие «Калибры», – настолько различаются их ударные возможности, а ведь водоизмещение последних чуть ли не вдвое меньше. В силу этого значение каждой конкретной боевой единицы флота многократно возросло. И оставлять без полноценного противовоздушного прикрытия даже малые корабли флота было бы не по-хозяйски. С другой стороны, совершенствование ЗРК малой дальности достигло того уровня, когда промышленность вполне может дать флоту компактный зенитный ракетный комплекс, пригодный для установки не только на крейсерах и эсминцах, но и на кораблях малого водоизмещения.

Современные «Торы», начиная с «Тор-М2У», имеют по 4 целевых канала. Для новейших «Тор-М2» приняты ЗУР 9М338К, имеющие на 35% меньший диаметр, чем ЗУР 9М330-2, принятые для ЗРК «Кинжал», что позволяет вдвое увеличить боекомплект. И, наконец, развитие радиоэлектронной базы достигло того уровня, когда ЗРК малой дальности получили возможность вести огонь на ходу. Так, в 2015 г. ЗРК «Тор-М2У» поразил цели, двигаясь со скоростью 25 км/ч, в 2016 г. были проведены успешные стрельбы при движении боевой машины со скоростью уже 45 км/ч. Напомним, что возможность весть огонь с хода – необходимое условие боевой работы морского ЗРК.

Для выяснения возможности использования ЗРК семейства «Тор» в интересах флота, в 2015 г. прошли стрельбы ЗРК «Тор-М2У» с береговой черты по целям, идущим над водной поверхностью. «Торы» уверенно поразили мишени, имитирующие современные средства воздушного нападения. А в сентябре 2016 г. ЗРК «Тор-М2КМ» провел успешные стрельбы с борта фрегата «Адмирал Григорович», шедшего в открытом море со скоростью 8 узлов, по различным видам воздушных целей, в том числе по мишени, имитирующей противокорабельную ракету. Возможность использования комплексов семейства «Тор» в интересах ВМФ была подтверждена.

Как отмечает заместитель генерального директора АО «ИЭМЗ «Купол» (входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей») по техническому развитию Виктор Викторович Виснер, «унификация оружия для применения в различных условиях среды – задача важная. Ее решение позволяет заметно снизить расходы на производство и эксплуатацию изделий за счет повышения серийности производства, а также осуществлять более широкий маневр производственными мощностями. Сегодня мы вышли на тот уровень, на котором возможно осуществить широкую унификацию морских и наземных ЗРК малой дальности. Из-за различных условий эксплуатации и внешней среды отличия все-таки будут, но благодаря широким возможностям, заложенным в «Торе», унификацию можно осуществить практически по всей аппаратной части, то есть различия будут заключаться только в особенностях интеграции ЗРК с корабельной инфраструктурной и в алгоритмах работы бортовых вычислительных систем».

Таким образом, можно утверждать, что отечественная промышленность сегодня находится в одном шаге от того, чтобы дать флоту эффективный, компактный и сравнительно недорогой зенитный ракетный комплекс. Мечта советских адмиралов близка к исполнению.

АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»

121471, Москва, ул. Верейская, 41

Тел.: (495) 276-29-65

Факс: (495) 276-29-69

antey@almaz-antey.ru

www.almaz-antey.ru

 

АО «Ижевский электромеханический

Россия, Удмуртская Республика,

г. Ижевск, ул. Песочная, 3

Тел.: (3412) 72-5125

Факс: (3412) 72-68-19

iemz@kupol.ru

www.kupol.ru


 

НОВОСТИ

В рамках реализации программы трансформации ОАК в единую компанию с выделением профильных дивизионов в Корпорации произошел ряд назначений.
20 июля второй опытный самолет МС-21-300, участвующий в программе летных испытаний, совершил перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова «Раменское» (г. Жуковский Московской области). Полет продолжался шесть часов.
Специалисты дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ДТА ПАО «ОАК») приступили к отработкам систем, смонтированных на борту опытного летного образца легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
В 2018 г. исполняется десять лет с момента создания в филиалах Компании – на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова (НАЗ) и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина (КнААЗ) – управлений развития производственной системы (УРПС). За это время сотрудникам Компании удалось реализовать около 250 проектов, направленных на улучшение производственных процессов и повышение эффективности работы предприятий.
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Козлов в ходе рабочего визита в Хабаровский край посетил филиал ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина».
С 10 по 21 июля в Ульяновской области молодые специалисты «Компании «Сухой» и ее филиалов презентовали собственные инженерные проекты в рамках VII международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2018».
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» принял участие в международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2018 в качестве партнера с демонстрацией возможностей производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Мероприятие прошло в Екатеринбурге с 9 по 12 июля в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО».
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и правительство Удмуртской Республики в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2018» в Екатеринбурге 9 июля 2018 года подписали соглашение о развитии сотрудничества. Документ утвердили заместитель генерального директора Концерна по производственно-технологической политике Александр Ведров и глава Удмуртии Александр Бречалов.
Делегация АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» 19 июля приняла участие в заседании «круглого стола», который состоялся в Ижевске совместно с правительством Удмуртской Республики, Министерством промышленности и торговли республики, промышленными предприятиями, научными и образовательными учреждениями, коммерческими организациями, региональными и отраслевыми кластерами и технопарками, заинтересованными в партнерстве с Концерном.
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» досрочно передало Минобороны России первый в текущем году полковой комплект зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400 «Триумф». Торжественная церемония прошла на территории полигона Капустин Яр в Астраханской области.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100