«МиГ» диверсифицирует продуктовую линейку и работает над боевым самолетом шестого поколения
В настоящее время самолеты семейства МиГ-29 эксплуатируются помимо России более чем в 20 странах мира

Поставки российским авиакомпаниям регионального пассажирского турбовинтового самолета Ил-114-300, начало которых запланировано на 2022 г., позволят сэкономить «порядка $5 млрд., которые были бы потрачены для покупки аналогичной техники у наших зарубежных конкурентов», – заявил недавно на совещании по развитию гражданской авиации президент ОАК Юрий Слюсарь.

Илья КЕДРОВ

«Ил-114 – это пассажирский самолет полностью российского производства. Наши производственные мощности позволяют выйти с 2022 года на плановый объем производства – 12 самолетов в год», – добавил генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.

Казалось бы, какое отношение прославленная истребительная фирма имеет к гражданской авиации? Дело в том, что в соответствии с решением правительства России, принятом в начале 2017 г., именно «МиГ» назначен головным производителем Ил-114-300. Финальная сборка машины будет осуществляться Производственным комплексом №1 корпорации в Луховицах, часть агрегатов должен изготавливать Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (в 2016 г. он был включен в состав РСК «МиГ» в качестве филиала). В кооперацию по этой машине включено также Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), которое займется изготовлением крыла.

Решение задействовать в проекте нового регионального самолета мощности РСК «МиГ» было принято из экономической целесообразности – для сокращения издержек, а также ввиду наличия подходящих производственных площадей. Изначально введенный в строй в 2005 г. цех окончательной сборки Производственного комплекса №1 в Луховицах создавался под проект Ту-334, который так и не был реализован. Здесь же разворачивается серийное изготовление истребителя МиГ-35, однако масштабы цеха позволяют двум сборочным линиям мирно уживаться под одной крышей.

Несмотря на диверсификацию продукотовой линейки РСК «МиГ» за счет гражданского самолета Ил-114-300, корпорация по-прежнему остается одним из немногих в мире предприятий, разрабатывающих и производящих современные боевые самолеты.

Производственный комплекс №1 РСК «МиГ».

Главным (по крайней мере, с точки зрения публичной информации) проектом для компании остается МиГ-35. Создание этого самого совершенного на сегодняшний день среднего многофункционального истребителя «продвинутого» четвертого поколения почти завершено.

В ходе авиационно-космического салона «МАКС-2017» заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов еще раз официально подтвердил намерение военного ведомства принять эту машину на вооружение ВКС РФ. Отметив, что в ближайшее время будет окончена работа по созданию самолета, он сказал: «Начиная с 2018 года мы планируем осуществлять закупку этого легкого истребителя. Уверен, что, как только начнутся поставки МиГ-35 в интересах Вооруженных Сил России, вырастет и его экспортный потенциал». Таким образом, из этого заявление Юрия Борисова следует, что МиГ-35 включен в Госпрограмму вооружения на 2018-2025 гг. О количестве машин, которые планируется закупить для ВКС, официально пока не сообщалось, но, по данным СМИ, речь идет о предстоящем контракте на 24 самолета.

На выставке «МАКС-2017» главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев заявил про МиГ-35: «Это легкий истребитель, очень экономичный, он пойдет для обучения курсантов на выпускном курсе, для обучения пилотов в строевых частях и освоения всех видов техники пилотирования, маневров, всего вооружения». Машина, по словам главкома, может применять практически всю номенклатуру авиационных средств поражения из арсенала ВКС РФ. «За этим самолетом, я думаю, будущее, и естественно, он дешевле, чем тяжелые истребители, поэтому мы будем его брать», – добавил Виктор Бондарев.

Масштабы Производственного комплекса №1 позволяют одновременно собирать здесь и МиГ-35, и Ил-114-300.

Говоря об экспортном потенциале МиГ-35, следует вспомнить презентацию этого самолета, которую РСК «МиГ» провела 27 января 2017 г. Тогда на «премьеру» самолета приехали делегации 30 зарубежных стран, в частности, из Индии, Китая, Вьетнама, Перу и других стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы и СНГ. Это свидетельствует о большом интересе к машине со стороны военных зарубежных стран.

Одним из первых заказчиков МиГ-35 может стать ближайший сосед и союзник России – Республика Казахстан. Эта страна уже начала обновление авиапарка своих Сил воздушной обороны, закупив партию истребителей Су-30СМ. А в ходе авиасалона «МАКС-2017» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко и исполняющий обязанности председателя правления компании «Казахстан инжиниринг» Вадим Шакшакбаев подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области продвижения МиГ-35 на казахстанском рынке. В рамках соглашения достигнута договоренность о создании полноценного сервисного центра по обслуживанию авиационной техники производства Корпорации «МиГ», локализации производства отдельных узлов и агрегатов на территории Республики Казахстан, а также подготовке инженерное-технического состава. «Подписание данного соглашения является важным шагом в развитии кооперации. Мы уверены, что данное сотрудничество будет способствовать максимально эффективному продвижению наших самолетов», – отметил Илья Тарасенко.

В целом, по оценке ЦАМТО, в 2017-2020 гг. инозаказчикам могут быть поставлены 64 новых самолета марки «МиГ» на сумму $3 млрд., что составит 7,19% от общего объема мирового экспорта новых многофункциональных истребителей в этот четырехлетний период.

Наиболее крупный из известных на данный момент новых контрактов на поставку зарубежным заказчикам истребителей марки «МиГ» – соглашение с Египтом на более чем 50 истребителей МиГ-29М/М2, передача которых Каиру должна завершиться до 2020 г.

ВКС РФ намерены использовать экономичный МиГ-35 в том числе и для освоения строевыми пилотами всех видов техники пилотирования, и применения вооружения.

В настоящее время самолеты семейства МиГ-29 эксплуатируются помимо России более чем в 20 странах мира. Услуги по их сервисному обслуживанию и модернизации – одно из важных направлений деятельности РСК «МиГ». В ходе салона «МАКС-2017» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко и представитель ВВС Малайзии подполковник Фадзар Мохт Бин Сухада подписали соглашение о продлении контракта на послепродажное обслуживание самолетов МиГ-29N до апреля 2020 г. «Техническое обеспечение и своевременное обновление МиГ-29 позволяют обеспечить высокую боевую готовность и длительный срок службы техники», – отметил по этому поводу Илья Тарасенко. Планируется и модернизация истребителей МиГ-29N – соответствующий меморандум в ходе московского аэрокосмического салона подписан между совместным российско-малазийским предприятием ATSC и компанией «Рособоронэкспорт».

Семейство истребителей МиГ-29 и перспективный проект регионального пассажирского турбовинтового самолета Ил-114-300 – не все направления деятельности РСК «МиГ». Корпорация известна также как разработчик истребителей-перехватчиков дальнего радиуса действия.

В настоящее время на вооружении ВКС РФ стоит перехватчик МиГ-31. Строевые самолеты МиГ-31Б и МиГ-31БС модернизируются до уровня МиГ-31БМ/БСМ на нижегородском авиационном заводе «Сокол». Как заявил в ноябре 2016 г. в ходе посещения НАЗ «Сокол» заместитель министра обороны России Юрий Борисов, МО РФ имеет с предприятием длительный контракт на ремонт и модернизацию 113 перехватчиков МиГ-31. Исполнение контракта должно завершиться в 2019 г.

Конструкторский коллектив РСК «МиГ» в инициативном порядке реализует программу создания перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41, который должен заменить МиГ-31. Как заявил в период проведения выставки «Армия-2017» Илья Тарасенко, ПАК ДП сможет выполнять задачи даже в космосе. По его словам, хотя ПАК ДП станет «естественным развитием самолета МиГ-31», но технологически это будет абсолютно новый самолет. «Новые технологии, незаметность, работа в космосе, новые скорости, новый радиус», – кратко охарактеризовал возможности МиГ-41 Илья Тарасенко. Он добавил также, что совершенно новые технологии, закладывающиеся в конструкцию МиГ-41, позволят ему выполнять боевые задачи в арктической сфере.

Для МО РФ РСК «МиГ» должна провести ремонт и модернизацию 113 перехватчиков МиГ-31.

Надо отметить, что Арктика с ее богатыми природными ресурсами и столь важной транспортной артерией, как Северный морской путь, который вследствие изменений климата в недалекой перспективе может стать гораздо более доступным для судоходства, является одной из важных для России зон Мирового океана. Контроль воздушного пространства здесь – серьезная задача на перспективу для ВКС РФ.

Упоминание Сергеем Тарасенко того, что новый перехватчик сможет выполнять задачи в космосе, по всей видимости, может свидетельствовать о том, что ПАК ДП видится создателям как платформа для запуска противоспутниковых ракет.

Пожалуй, на сегодняшний день сведения, сообщенные руководителем РСК «МиГ» о ПАК ДП, – наиболее существенная публично доступная информация о работах российских конструкторов над проектами боевых самолетов шестого поколения, которые, безусловно, ведутся.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100