Корветы Северного ПКБ: классика и современность
Корветы Северного ПКБ имеют большой потенциал для оптимизации под конкретные требования заказчика

Многоцелевой корвет проекта 22500.

Многочисленные исследования ВМС различных государств и анализ продукции ведущих мировых компаний в области кораблестроения на международных военно-морских выставках свидетельствуют о растущем спросе на корабли класса «корвет». Из-за широкого круга задач, которые способны решать корветы, а также из-за сравнительно низкой цены многие страны мира реализуют программы по модернизации своих военных флотов, формируя их основу из кораблей данного класса.

Северное ПКБ прекрасно осведомлено о потребностях рынка. Особое внимание бюро уделяет разработке проектов многоцелевых малозаметных корветов различного водоизмещения. Помимо архитектуры корпуса и надстроек имеются и другие особенности корветов разработки СПКБ, благодаря которым общая их заметность существенно уменьшается. Например, дальность обнаружения снижается в 1,4-1,6 раза. Помимо этого корветы Северного ПКБ имеют отличные возможности использовать средства радиоэлектронной борьбы, что увеличивает защищенность корабля от поражения противокорабельными ракетами с радиолокационными головками самонаведения.

Основу линейки корветов Северного ПКБ составляют корвет проекта 22500 полным водоизмещением 1350 т и корвет проекта 22160 полным водоизмещением 1800 т. Основным преимуществом обоих проектов перед зарубежными конкурентами является их мощное универсальное вооружение, высокая скорость хода и возможность приема на борт и обслуживания вертолета или БЛА вертолетного типа. С учетом малой заметности, относительно небольшого водоизмещения и значительной вооруженности корветы Северного ПКБ, безусловно, превосходят зарубежные аналоги. Их сравнительные характеристики приведены в таблицах 1 и 2.

Патрульный корабль (корвет) проекта 22160.

Корвет проекта 22500 представляет собой многоцелевой корабль, способный выполнять самые разные задачи. Он может осуществлять поиск и уничтожение подводных лодок, в том числе и малоразмерных, охранять корабли и суда на переходе морем от надводных кораблей, подводных лодок и средств воздушного нападения, а также осуществлять огневую поддержку десанта. В мирное время корвет проекта 22500 может использоваться для несения патрульной службы по охране водного района, вести патрулирование в 200-мильной исключительной экономической зоне и пресекать контрабандную и пиратскую деятельность.

Корвет проекта 22160 имеет большее водоизмещение. При его создании был учтен опыт проектирования и эксплуатации подобных кораблей как в российском ВМФ, так и за рубежом. Основная цель проекта 22160 была сформулирована так: корабль должен быть недорогим в строительстве и эксплуатации, при этом он должен обладать высокой эффективностью и мореходностью, а также способностью решать широкий спектр задач патрульной, противопиратской и природоохранной деятельности. Корабль должен действовать в исключительной экономической зоне, в открытых акваториях морей и океанов, осуществлять поиск и помощь пострадавшим при морских катастрофах, а также производить экологический мониторинг окружающей среды. Особенностью данного корабля является два углубления в палубе для двух 40-футовых контейнеров, в которых можно модульно разместить самые разные системы: от ракетных комплексов до лазарета, подключив их к системе управления корвета.

Оба представленных корвета Северного ПКБ могут быть оснащены универсальным ракетным комплексом «Калибр-НКЭ» с тактическими, противокорабельными и противолодочными ракетами. Этот комплекс прекрасно зарекомендовал себя при выполнения боевой задачи в Сирии сторожевым кораблем «Адмирал Григорович», также спроектированным Северным ПКБ.

Многоцелевой корвет проекта 22500 с универсальным комплексом «Калибр-НКЭ».

Для поражения средств воздушного нападения предполагается установка ЗРАК типа «Панцирь» или «Пальма», либо ЗРК типа «Штиль-1». Для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям в зависимости от пожеланий заказчика могут быть установленные российские или зарубежные артиллерийские комплексы калибра от 57 до 100 мм. Для борьбы с подводными целями корветы могут оснащаться торпедными аппаратами калибра 324 мм комплекса «Пакет-Э/НК» и/или реактивной бомбометной установкой РБУ-6000. Также могут устанавливаться комплекс ПДСС, включающий опускаемую ГАС и автоматический гранатомет, два пулемета калибра 12,7 мм, трехкоординатная РЛС обнаружения надводных и воздушных целей, выдвижная гидроакустическая станция для обнаружения малоразмерных целей, таких как мини-подводные лодки, средства доставки боевых пловцов, донные мины, в том числе и на мелководье, интегрированная мостиковая система, автоматический комплекс связи и прочее.

Корветы Северного ПКБ имеют малозаметный корпус типа «модифицированное глубокое V» с одноостровной надстройкой и закрытой швартовкой, оптимизированный для длительного движения с высокими скоростями на развитом волнении. Корпус и надстройка выполнены из стали без использования легких сплавов. Обводы без двойной погиби, что упрощает и удешевляет строительство и ремонт. Ходовая рубка имеет защиту от пуль и осколков.

Главная энергетическая установка по желанию заказчика может быть выполнена в различных вариантах. Предлагается использовать комбинированную дизельную или дизель-газотурбинную установки (в зависимости от требований к скорости полного и патрульного ходов) c совместной работой на полном ходу всех двигателей или возможность установки электродвигателей для движения на патрульных ходах. Корветы Северного ПКБ имеют современный движительный комплекс с двумя винтами регулируемого шага. Эта схема обеспечивает топливную экономичность на всех ходовых режимах в сочетании с высокими маневренными характеристиками при малом времени реверса (менее 60 секунд). Применение высокоресурсных современных дизелей позволяет получить высокую скорость хода и топливную экономичность на крейсерских ходах, а применение электромоторов – сохранить ресурс дизелей на невыгодных для них режимах длительного движения на малых и сверхмалых ходах. В варианте с ГТД скорость полного хода может достигать 30 узлов. Конфигурация ГЭУ позволяет осуществлять работу любого из двигателей попеременно или совместно, в любом сочетании на любой из двух гребных винтов, что повышает как живучесть, так и экономичность ГЭУ. Дальность плавания корвета проекта 22500 составляет 4000 миль, а 22160 – 6000 миль, с автономностью по запасу провизии 20 суток и 60 суток соответственно.

Особенно актуально сочетание высокой скорости хода, малого водоизмещения и низкой заметности для кораблей флотов тех государств, предполагаемый ТВД которых имеет изрезанную береговую линию и большое количество островов. Например – страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для расширения круга решаемых задач корветы Северного ПКБ оборудованы взлетно-посадочной площадкой, способной принимать вертолеты массой до 12 т и беспилотные летательные аппараты. На корвете проекта 22500 предполагается кратковременное базирование и запас авиационного топлива около 8 т, а на корвете 22160 – постоянное базирование со стационарным ангаром, системой транспортировки вертолета и около 20 т авиатоплива. Авиационный комплекс корветов способен эффективно функционировать днем и ночью при волнении моря до 4-5 баллов.

Корвет проекта 22160 с усиленным составом крылатых ракет.

Традиционно корабли Северного ПКБ отличаются хорошей обитаемостью личного состава. Экипаж размещается в соответствии с современными стандартами в одно-, двух- и четырехместных каютах с санузлами и кубриках с двухъярусными кроватями. Численность экипажей кораблей оптимизирована с учетом внедрения современных средств автоматизации и составляет от 34 до 42 человек, в зависимости от проекта. Также предусматриваются дополнительные места (до 40) для летного состава, досмотровых групп и личного состава морской пехоты.

Корветы Северного ПКБ имеют большой потенциал для их дооснащения необходимыми средствами в особый период, а также для оптимизации под конкретные требования заказчика. Их высокий модернизационный потенциал позволяет варьировать состав вооружения в процессе серийного строительства и создавать на единой платформе корабли различного назначения в зависимости от поставленных задач и потребностей рынка. Особо стоит отметить, что на все представленные Северным ПКБ проекты корветов возможна установка комплексов вооружения и комплектующего оборудования как российского, так и иностранного производства.

www.severnoe.com


 

НОВОСТИ

Военнослужащие зенитного ракетного соединения общевойсковой армии Южного военного округа (ЮВО), дислоцированной на Северном Кавказе, завершили обучение в учебном центре войск противовоздушной обороны Сухопутных войск в Краснодарском крае, приняли на вооружение соединения зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) «Бук-М3».
Специалисты разработают рекомендации по модернизации вооружения и военной техники и подготовке личного состава Вооруженных Сил России по итогам проведения Армейских международных игр, сообщил начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-лейтенант Иван Бувальцев.
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу проверил ход строительства инфраструктуры нового производственно-логистического комплекса (ПЛК) «Нара» в Подмосковье.
Новые радиолокационные станции (РЛС) «Небо-У» и «Небо-М» (разработки и производства Концерна ВКО «Алмаз – Антей») поступили по гособоронзаказу в 14-ю армию ВВС и ПВО Центрального военного округа.
В очередном Едином дне приемки военной продукции приняла участие Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Мероприятие состоялось в летно-испытательном комплексе Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» – филиала РСК «МиГ».
Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев проверил ход боевого строительства Козельской ракетной дивизии (Калужская обл.), в первую очередь состояние дел на объектах соединения, где проводятся строительно-монтажные работы по модернизации перевооружаемого ракетного полка.
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу внес ряд конкретных предложений по совершенствованию боевой инженерной техники, сообщил начальник инженерных войск ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий.
Министерство обороны России планирует закупить около 50 модернизированных бомбардировщиков Ту-160, серийное производство которых начнется с 2021 г., заявил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов.
С зенитным подразделением тактической группы Северного флота, дислоцированным на острове Котельный (Новосибирский архипелаг), проведено тактическое учение по совершенствованию навыков применения вооружения в арктических условиях с выполнением боевых стрельб из ЗРПК «Панцирь-С1».
Связисты Центрального военного округа на учении под Челябинском впервые применили недавно поступившие на вооружение помехозащищенные станции связи «Ладья».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100