Буксирно-моторные катера нового поколения
БМК-МТ задуман как средство, обеспечивающее моторизацию всех типов понтонных парков, состоящих на вооружении инженерных войск

Буксирно-моторный катер БМК-МТ проекта 02630.

В 2015 году подмосковное предприятие АО «КАМПО» приступило к выполнению ОКР по созданию буксирно-моторного катера БМК-МТ, предназначенного для моторизации понтонных парков инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Работа выполняется в соответствии с тактико-техническими требованиями инженерных войск ВС РФ и во взаимодействии со специалистами ФГБУ «Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск» Минобороны России.

В этом году был построен опытный образец нового буксирно-моторного катера БМК-МТ проекта 02630. Более подробно о нем рассказывает советник генерального директора АО «КАМПО» по судостроению Эмин ГАДЖИЕВ.

— Эмин Тофикович, чем была вызвана необходимость разработки нового БМК? Ведь на сегодняшний день понтонные парки инженерных войск неплохо оснащены буксирно-моторными катерами – это всем известные БМК-460, БМК-225, БМК-Т и БМК-130.

— Создание буксирно-моторного катера нового проекта связано с необходимостью замены морально и физически устаревших катеров предыдущих поколений, а также с потребностью в более эффективных средствах моторизации понтонных парков.

Самые новые из эксплуатируемых в настоящее время катеров – БМК-225 - были разработаны в начале 1990-х годов, то есть более 20 лет назад. Эти катера, в свою очередь, пришли на смену катерам типов БМК-130, БМК-150 и БМК-Т, спроектированным в 1950-1970 годы. Все указанные типы БМК и по сей день используются в составе средств моторизации общевойсковых понтонных парков. В середине 1980-х началось поступление в войска катеров БМК-460, предназначенных для обслуживания понтонных парков специального назначения.

Рубка буксирно-моторного катера БМК-МТ проекта 02630.

Наш новый катер задуман как средство, обеспечивающее моторизацию всех типов понтонных парков, состоящих на вооружении инженерных войск: как общевойсковых – ПМП, ПМП-М, ПП-91, ПП-2005, так и специальных – ППС-84. По своим тактико-техническим характеристикам он способен заменить собой любой из БМК предыдущих поколений.

Задача создания нового катера стала особенно актуальной в связи с проводимым в настоящее время обновлением техники инженерных войск Вооруженных Сил РФ, в частности – оснащением частей и подразделений современными средствами преодоления водных преград.

— Каковы особенности нового буксирно-моторного катера? Что отличает его от аналогов? В чем преимущества БМК-МТ проекта 02630?

— Новый катер создан с учетом богатого опыта эксплуатации БМК в войсках и современных тенденций развития подобной техники. В его конструкции сочетаются наиболее удачные и проверенные временем решения, реализованные на катерах предыдущих поколений (обводы корпуса – санного типа с боковыми поплавками, движительно-рулевой комплекс в составе двух винтов фиксированного шага в насадках), с использованием самых современных технических средств, комплектующих изделий и материалов.

Основное внимание при создании БМК-МТ уделено достижению заданных тяговых и ходовых качеств с одновременным качественным повышением уровня его эксплуатационной надежности и эргономики.

Выгрузка катера с понтонного автомобиля на воду.

Конструкция корпуса БМК-МТ выполнена в соответствии с требованиями правил Российского Речного Регистра и отличается высокой общей прочностью, стойкостью к ударным нагрузкам, характерным для специфики применения БМК, а также прочностью всех внешних водонепроницаемых закрытий (съемных листов, люков и т. д.). Этим обеспечиваются преимущества нашего катера в таких показателях надежности, как долговечность и безотказность. Этим же достигается безопасность применения катера в условиях эксплуатации, заданных заказчиком.

Механическая установка с двумя дизель-редукторными агрегатами (кстати, производства нашего предприятия) способствует хорошей живучести катера в реальных условиях боевой обстановки. По удобству обслуживания механизмов и систем механической установки (как и любого другого установленного на катере оборудования) БМК-МТ ушел далеко вперед по сравнению с любым другим известным БМК. Благодаря этому, а также кропотливому подбору основного оборудования наш катер отличается отличной ремонтопригодностью.

Особо следует отметить удачную эргономику БМК-МТ. Катер имеет просторную рубку с удобным входом через судовую дверь. Системами вентиляции и обогрева, средствами звуко- и термоизоляции в рубке создаются комфортные условия обитаемости. С рабочего места моториста, оборудованного удобным судоводительским креслом, обеспечивается круговой обзор. Стекла рубки для предотвращения отпотевания сделаны обогреваемыми. Удобство расположения всего, что должно размещаться в рубке (включая личное оружие, запасы провизии и воды и т.д.), продумано до мелочей.

Хочу отметить, что для БМК эргономика – это не только комфорт в общепринятом смысле этого слова, а средство обеспечения эффективности действий экипажа, в том числе в экстремальных условиях боевой обстановки.

— На какой стадии сейчас находится проект? Какие процедуры необходимы для того, чтобы катер оказался в строю?

— Строительство опытного образца катера было завершено в апреле 2016 года, а вскоре БМК-МТ успешно прошел предварительные испытания, в ходе которых полностью подтвердил назначенные ТТЗ характеристики.

В июне текущего года на реке Оке в районе города Мурома Владимирской области состоялись сравнительные испытания трех опытных образцов перспективных БМК. Помимо нашего катера участниками испытаний были БМК, построенные еще двумя предприятиями. По результатам сравнительных испытаний БМК-МТ производства АО «КАМПО» был признан катером, в котором весь комплекс требований заказчика реализован наилучшим образом. 

Впереди у катера государственные испытания. Именно от их результатов зависит возможность скорейшего принятия БМК-МТ на снабжение.

Буксировка катером парома с танком.

— Что оценивалось в процессе сравнительных испытаний катеров?

— Оценивались самые различные показатели катера, оказывающие влияние на эффективность его использования при решении задач по назначению. В числе этих показателей – ходовые и маневренные качества, тяговые характеристики, комплекс эргономических параметров, работа специального оборудования и многое другое.

В ходе испытаний проверялась выгрузка катера с понтонного автомобиля на воду и загрузка его на автомобиль, выполнение катером различных действий на воде, как в одиночном режиме, так и при буксировках катером парома (различными способами и с различной нагрузкой, включая танк Т-80У). Испытания проводились днем и в ночное время.

БМК-МТ продемонстрировал отличные скоростные, тяговые и маневренные характеристики, возможность работы со всеми типами понтонных парков инженерных войск, а также простоту и удобство эксплуатации.

В целом испытания продемонстрировали правильность выбора основных конструктивных решений по общей компоновке, форме корпуса и типу механической установки. Одновременно были определены пути дальнейшего совершенствования конструкции катера.

— Насколько известно, на судостроительном производстве «КАМПО» строятся не только буксирно-моторные катера, но и морские поисково-спасательные суда. Какие новинки предлагаются ВМФ?

— Предприятием ведется строительство многофункциональных модульных катеров поисково-спасательного обеспечения (ПСО) для ВМФ.  В прошлом году нами завершено выполнение государственного контракта на поставку флоту двенадцати таких катеров по проекту 23370 водоизмещением 120 т. В текущем году мы приступили к исполнению нового трехлетнего контракта на поставку в период с 2016 по 2018 годы многофункциональных модульных катеров ПСО нового проекта – 23370М водоизмещением 140 т, являющихся развитием проекта 23370.

Кроме того, АО «КАМПО» освоило строительство плавучих сооружений на базе модульных понтонных систем собственной разработки. В течение 2014 и 2015 годов нашим предприятием было поставлено для ВМФ пять модульных плавучих причалов (длиной около 48 м) и столько же модульных плавучих рабочих площадок.

Команда «КАМПО» и катер БМК-МТ проекта 02630 на соревнованиях «Открытая вода» на Оке в районе Мурома.

Как многофункциональные модульные катера проекта 23370, так и модульные плавпричалы и рабочие площадки оснащены комплексом специализированного оборудования в составе съемных функциональных контейнерных модулей различного назначения, устанавливаемых на палубу плавсредств при помощи стандартных креплений. Контейнерные модули нашего производства выполнены в габаритах стандартных 10- и 20-футовых морских контейнеров.

Как видим, перечисленные плавсредства являются достаточно крупными сооружениями. Поэтому доставка их к месту назначения с «сухопутного» предприятия, каким является АО «КАМПО», осуществляется автотранспортом в разобранном на отдельные модули виде. Отсюда и неоднократно прозвучавший термин «модульность».

Буксирно-моторный катер проекта 02630 является первым «немодульным» изделием нашего судостроительного производства и открывает собой новое, перспективное направление деятельности АО «КАМПО» в области строительства малых катеров специального назначения.

АО «КАМПО»

142602, Московская обл.,

г. Орехово-Зуево, ул. Гагарина, 1

Тел.: +7 (496) 416-1858, (496) 412-7036

kampo@kampo.ru


 

НОВОСТИ

АО «Научно-технический центр радиоэлектронной борьбы» (г. Москва) будет представлять свою продукцию на стенде №1Е6-1.
«То, о чем было сказано в послании Федеральному Собранию – это еще далеко не все. Позже расскажем», – заявил президент России Владимир Путин, говоря о новых российских вооружениях в ходе прямой линии.
Корпорация «УВЗ» на своих медиа-ресурсах распространила информацию о проведении испытательных стрельб БМП-3 с необитаемым артиллерийским модулем АУ-220М, в ходе которых экипаж находился за пределами машины и управлял огнем дистанционно. Такая функция позволяет превратить БМП в высокоэффективную огневую точку, способную бороться как с наземными, так и воздушными целями, фактически – в боевого робота.
В ходе выездное заседание Коллегии Министерства обороны России, впервые проведенного в Крыму, в Севастополе, глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что от общего объема государственного оборонного заказа на текущий год заключено уже более 2800 государственных контрактов, что составляет почти 93% ГОЗ-2018.
Сегодня освоение продукции гражданского назначения – особенно актуальное направление развития отечественной оборонной промышленности. Во время январского совещания о диверсификации производства президент Российской Федерации Владимир Путин подчеркнул, что доля гражданской продукции к 2030 г. должна вырасти до 50% от общего объема изделий предприятий ОПК.
Указом президента Российской Федерации от 13 июня 2018 г. Алексей Криворучко назначен заместителем министра обороны Российской Федерации. Как пояснил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу, представляя нового члена Коллегии Минобороны на заседании в Севастополе, его новый заместитель будет отвечать за организацию военно-технического обеспечения войск и реализацию Государственной программы вооружения.
Вторая эскадрилья истребителей Су-30СМ войдет в состав авиационного полка 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Западного военного округа (ЗВО), базирующегося в Курской области.
В инженерных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации принят на снабжение комплекс оперативного развертывания временных дорог (КРВД).
Департамент информации и массовых коммуникаций МО РФ продолжает информировать о поступлении в войска и возможностях авиационного комплекса радиоэлектронного противодействия (КРЭП) «Хибины».
Снайперы соединения ЮВО, дислоцированного в Волгоградской области, приступили к освоению прибора ночного видения четвертого поколения 1ПН141-1 и тепловизора 1ПН140-2 «Шахин», поступивших на вооружение в мае 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100