«Электромашина» на пути роботизации БТВТ
Уже сейчас можно говорить об исключении ручного управления боевой машиной в принципе

Боевой модуль с дистанционным управлением на объекте.

Данной статьей АО «НПО «Электромашина» открывает цикл публикаций о развитии военной техники, ее технического оснащения, роботизации систем управления и, конечно же, о своих новых перспективных разработках и имеющихся достижениях, связанных с этими процессами в оснащении вооруженных сил нашей страны.

Выполненные нашим предприятием в течение 2014-2016 гг. ОКР позволили нам укрепить лидирующие позиции, в следующих направлениях:

• выносной боевой модуль с дистанционным управлением (БМДУ);

• системы защиты от высокоточного оружия (ВТО);

• унифицированные системы автоматического пожаротушения;

• системы энергообеспечения объектов, дизельные энергоагрегаты;

• системы кондиционирования и отопления;

• информационно-управляющие шасси гусеничной и колесной техники;

• системы роботизации, включая автоматы переключения передач, электромеханические трансмиссии и другие исполнительные механизмы.

Игорь Юрьевич АФАНАСЬЕВ – генеральный директор АО «НПО «Электромашина»

Уровень мирового развития микроэлектроники и приводных систем на ее основе привели к качественному изменению принципов построения новейшей военной техники. Дистанционно управляемые высокоинтеллектуальные приводы управления различными механизмами уменьшились до габаритов аналогичных систем ручного управления, взяв на себя управление двигателем, трансмиссией, основным, вспомогательным вооружением, а также всеми сопутствующими системами.

Уже сейчас можно говорить об исключении ручного управления боевой машиной в принципе. Как и об исключении необходимости физического присутствия боевого экипажа в ней, что является задачей ближайшего будущего для разработчика БТВТ.

АО «НПО «Электромашина» разрабатывает и производит серию приводов, автоматизирующих боевую машину  во всех ключевых системах. Приводы управления коробками передач, двигателем, а также системы их диагностики и управления позволяют оцифровывать и обрабатывать информацию со всех датчиков, осуществляя механические перемещения необходимых органов управления.

В комплексе эти меры позволяют перейти на полностью дистанционное  управление, обеспечивающее как безопасность для экипажа, так и эффективность ведения боя без опасности получить ранение или погибнуть.

Одним из ключевых пунктов данной программы, и в частности тенденции по унификации вооружений, является выносной боевой модуль с дистанционным управлением (БМДУ), распространенный ныне на зарубежных бронеавтомобилях задействованных в разведывательных и прочих операциях с высокой степенью опасности. Модуль АО «НПО «Электромашина» стабилизирован в двух плоскостях, и выделяется на фоне российских стабилизированных боевых модулей меньшей высотой, большей скоростью поворота оружия и большим боекомплектом.

Учитывая, что основная задача БМДУ это самозащита бронеавтомобиля от нападения, наиболее частый огневой контакт можно ожидать с малых дистанций и с разных сторон, что объясняет необходимость быстрой переброски оружия между целями, которые находятся на значительных углах друг от друга. Также как и большой боекомплект в условиях, когда его замена на крыше автомобиля в прямом смысле смертельно опасна, является не роскошью, а средством первой необходимости.

Основное вооружение  БМДУ – 12.7 мм пулемет «Корд». Телевизионный канал прицела позволяет обнаружить цель типа «БТР» на расстоянии до 5000 метров, а тепловизионный на расстоянии до 2500 м. Лазерный дальномер измеряет расстояния до 10000 метров, предоставляя возможность  использовать БМДУ не только для самозащиты, но и для наблюдения и привязки различных объектов к местности на всех дистанциях прямой видимости.

Прогресс технологий в сфере вооружений обуславливает не только роботизацию поля боя, но и интенсивное применение высокоточного оружия, которое в свою очередь требует ответных мер по защите от него и его систем наведения.

Без пассивной системы защиты от ВТО не обходится ни одна современная машина переднего края, тогда как необходимость в защите очевидна и для разведывательных машин и, соответственно для роботов, которые в скором времени смогут решать большинство задач по разведке.

Разработки предприятия «Электромашина» по системам защиты от ВТО учитывают существующие на сегодняшний день потребности по обеспечению защиты и направлены в роботизированное будущее. Один из самых простых случаев, когда система улавливает излучение от дальномера, лазерного целеуказателя  или лазерного канала управления противотанковой ракеты, после чего осуществляет постановку мультиспектральной защитной дымовой завесы в направлении излучения. Под прикрытием завесы роботизированная боевая единица имеет возможность сменить месторасположение на более безопасное, в тоже время, получив точное направление на излучение, которое путем геометрических построений можно перевести в координаты излучателя на местности, попутно выполнив одну из своих задач по разведке.

Боевой модуль с дистанционным управлением.

Кроме защиты, задачи по наблюдению неразрывно связаны с длительным, зачастую многодневным пребыванием на территории противника без возможности своевременной дозаправки топливом. В течение всего этого периода боевой машине необходимо полноценное электропитание для систем вооружения, связи, наблюдения и той же защиты. Электроснабжение с помощью основного двигателя работающего на холостых оборотах демонстрирует ряд существенных недостатков крайне не желательных для разведывательной машины.

Демаскирующие факторы в виде шума, дыма, теплового контраста выхлопа и нагрева отсеков МТО, вкупе со значительным расходом топлива, тратой моторесурса и коксованием выхлопа на холостых оборотах толкают к необходимости хотя бы периодического отключения основного двигателя. Но ток нагрузки от штатного электрооборудования обычно выше, чем возможный ток заряда. Это обстоятельство ведет к необходимости работы основного двигателя в течении более чем 50% времени, и в целом не избавляет от вышеуказанных недостатков работы от основного двигателя. Плюс, в свете повсеместного распространения БПЛА, вопросы тепловой маскировки приобретают слишком важное значение, и в принципе, не решаются при работающем основном двигателе.

Для решения задач стояночного и предпускового электроснабжения на БТВТ и роботизированные шасси на их основе устанавливаются вспомогательные силовые установки (ВСУ), имеющие небольшой габарит, издающие меньший шум при работе, значительно меньшее тепловыделение и расход топлива, а также значительно больший ресурс.

Системы энергопитания БТВТ, дизель-генераторные установки электропитания производства «Электромашина» обладают выше обозначенными возможностями. С их помощью роботизированная бронемашина становится по некоторым аспектам даже более автономной, чем обитаемая.

Система постановки завес.

Робот в условиях зимы может промерзать почти насквозь, исчезая с экрана тепловизора и не подавая признаков жизни. Тем не менее, он будет выполнять свои функции, в отличие от обитаемого шасси с экипажем, который физически не может иметь температуру окружающей среды, а в зимней одежде не может работать сутками и без движения.

Дополнительно к электроснабжению ВСУ оснащаются функциями кондиционера, предварительного подогрева основного дизеля, поддержания напряжения на  аккумуляторах и поддержания давления в пневматической системе.

Кроме малозаметной стоянки, на современном уровне развития БТВТ вполне достижимо малозаметное движение на электротяге  при выключенном основном ДВС.

Установка  электротрансмиссии с комплектом батарей на разведывательную роботизированную машину, предоставляет возможность передвигаться бесшумно и при полном отсутствии теплового контраста обусловленного работой ДВС. Расстояние, которое машина может  преодолеть на аккумуляторах, ограничивается в основном их стоимостью и количеством, тогда как зарядка может осуществляться от основного ДВС шасси, за время, варьирующееся  от 10 минут до 1 часа.

Все вышеописанные системы разрабатываются и выпускаются на АО НПО «Электромашина», что уже сейчас предоставляет возможность роботизации большинства существующих и перспективных российских БТВТ. Основные виды систем будут представлены на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016».

Россия, 454119, г. Челябинск

ул. Машиностроителей, 2

Тел.: 8 (351) 253-7730

8 (351) 255-2078

Факс:8 (351) 253-7842

www.npoelm.ru

marketing@npoelm.ru


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100