«Электромашина» на пути роботизации БТВТ
Уже сейчас можно говорить об исключении ручного управления боевой машиной в принципе

Боевой модуль с дистанционным управлением на объекте.

Данной статьей АО «НПО «Электромашина» открывает цикл публикаций о развитии военной техники, ее технического оснащения, роботизации систем управления и, конечно же, о своих новых перспективных разработках и имеющихся достижениях, связанных с этими процессами в оснащении вооруженных сил нашей страны.

Выполненные нашим предприятием в течение 2014-2016 гг. ОКР позволили нам укрепить лидирующие позиции, в следующих направлениях:

• выносной боевой модуль с дистанционным управлением (БМДУ);

• системы защиты от высокоточного оружия (ВТО);

• унифицированные системы автоматического пожаротушения;

• системы энергообеспечения объектов, дизельные энергоагрегаты;

• системы кондиционирования и отопления;

• информационно-управляющие шасси гусеничной и колесной техники;

• системы роботизации, включая автоматы переключения передач, электромеханические трансмиссии и другие исполнительные механизмы.

Игорь Юрьевич АФАНАСЬЕВ – генеральный директор АО «НПО «Электромашина»

Уровень мирового развития микроэлектроники и приводных систем на ее основе привели к качественному изменению принципов построения новейшей военной техники. Дистанционно управляемые высокоинтеллектуальные приводы управления различными механизмами уменьшились до габаритов аналогичных систем ручного управления, взяв на себя управление двигателем, трансмиссией, основным, вспомогательным вооружением, а также всеми сопутствующими системами.

Уже сейчас можно говорить об исключении ручного управления боевой машиной в принципе. Как и об исключении необходимости физического присутствия боевого экипажа в ней, что является задачей ближайшего будущего для разработчика БТВТ.

АО «НПО «Электромашина» разрабатывает и производит серию приводов, автоматизирующих боевую машину  во всех ключевых системах. Приводы управления коробками передач, двигателем, а также системы их диагностики и управления позволяют оцифровывать и обрабатывать информацию со всех датчиков, осуществляя механические перемещения необходимых органов управления.

В комплексе эти меры позволяют перейти на полностью дистанционное  управление, обеспечивающее как безопасность для экипажа, так и эффективность ведения боя без опасности получить ранение или погибнуть.

Одним из ключевых пунктов данной программы, и в частности тенденции по унификации вооружений, является выносной боевой модуль с дистанционным управлением (БМДУ), распространенный ныне на зарубежных бронеавтомобилях задействованных в разведывательных и прочих операциях с высокой степенью опасности. Модуль АО «НПО «Электромашина» стабилизирован в двух плоскостях, и выделяется на фоне российских стабилизированных боевых модулей меньшей высотой, большей скоростью поворота оружия и большим боекомплектом.

Учитывая, что основная задача БМДУ это самозащита бронеавтомобиля от нападения, наиболее частый огневой контакт можно ожидать с малых дистанций и с разных сторон, что объясняет необходимость быстрой переброски оружия между целями, которые находятся на значительных углах друг от друга. Также как и большой боекомплект в условиях, когда его замена на крыше автомобиля в прямом смысле смертельно опасна, является не роскошью, а средством первой необходимости.

Основное вооружение  БМДУ – 12.7 мм пулемет «Корд». Телевизионный канал прицела позволяет обнаружить цель типа «БТР» на расстоянии до 5000 метров, а тепловизионный на расстоянии до 2500 м. Лазерный дальномер измеряет расстояния до 10000 метров, предоставляя возможность  использовать БМДУ не только для самозащиты, но и для наблюдения и привязки различных объектов к местности на всех дистанциях прямой видимости.

Прогресс технологий в сфере вооружений обуславливает не только роботизацию поля боя, но и интенсивное применение высокоточного оружия, которое в свою очередь требует ответных мер по защите от него и его систем наведения.

Без пассивной системы защиты от ВТО не обходится ни одна современная машина переднего края, тогда как необходимость в защите очевидна и для разведывательных машин и, соответственно для роботов, которые в скором времени смогут решать большинство задач по разведке.

Разработки предприятия «Электромашина» по системам защиты от ВТО учитывают существующие на сегодняшний день потребности по обеспечению защиты и направлены в роботизированное будущее. Один из самых простых случаев, когда система улавливает излучение от дальномера, лазерного целеуказателя  или лазерного канала управления противотанковой ракеты, после чего осуществляет постановку мультиспектральной защитной дымовой завесы в направлении излучения. Под прикрытием завесы роботизированная боевая единица имеет возможность сменить месторасположение на более безопасное, в тоже время, получив точное направление на излучение, которое путем геометрических построений можно перевести в координаты излучателя на местности, попутно выполнив одну из своих задач по разведке.

Боевой модуль с дистанционным управлением.

Кроме защиты, задачи по наблюдению неразрывно связаны с длительным, зачастую многодневным пребыванием на территории противника без возможности своевременной дозаправки топливом. В течение всего этого периода боевой машине необходимо полноценное электропитание для систем вооружения, связи, наблюдения и той же защиты. Электроснабжение с помощью основного двигателя работающего на холостых оборотах демонстрирует ряд существенных недостатков крайне не желательных для разведывательной машины.

Демаскирующие факторы в виде шума, дыма, теплового контраста выхлопа и нагрева отсеков МТО, вкупе со значительным расходом топлива, тратой моторесурса и коксованием выхлопа на холостых оборотах толкают к необходимости хотя бы периодического отключения основного двигателя. Но ток нагрузки от штатного электрооборудования обычно выше, чем возможный ток заряда. Это обстоятельство ведет к необходимости работы основного двигателя в течении более чем 50% времени, и в целом не избавляет от вышеуказанных недостатков работы от основного двигателя. Плюс, в свете повсеместного распространения БПЛА, вопросы тепловой маскировки приобретают слишком важное значение, и в принципе, не решаются при работающем основном двигателе.

Для решения задач стояночного и предпускового электроснабжения на БТВТ и роботизированные шасси на их основе устанавливаются вспомогательные силовые установки (ВСУ), имеющие небольшой габарит, издающие меньший шум при работе, значительно меньшее тепловыделение и расход топлива, а также значительно больший ресурс.

Системы энергопитания БТВТ, дизель-генераторные установки электропитания производства «Электромашина» обладают выше обозначенными возможностями. С их помощью роботизированная бронемашина становится по некоторым аспектам даже более автономной, чем обитаемая.

Система постановки завес.

Робот в условиях зимы может промерзать почти насквозь, исчезая с экрана тепловизора и не подавая признаков жизни. Тем не менее, он будет выполнять свои функции, в отличие от обитаемого шасси с экипажем, который физически не может иметь температуру окружающей среды, а в зимней одежде не может работать сутками и без движения.

Дополнительно к электроснабжению ВСУ оснащаются функциями кондиционера, предварительного подогрева основного дизеля, поддержания напряжения на  аккумуляторах и поддержания давления в пневматической системе.

Кроме малозаметной стоянки, на современном уровне развития БТВТ вполне достижимо малозаметное движение на электротяге  при выключенном основном ДВС.

Установка  электротрансмиссии с комплектом батарей на разведывательную роботизированную машину, предоставляет возможность передвигаться бесшумно и при полном отсутствии теплового контраста обусловленного работой ДВС. Расстояние, которое машина может  преодолеть на аккумуляторах, ограничивается в основном их стоимостью и количеством, тогда как зарядка может осуществляться от основного ДВС шасси, за время, варьирующееся  от 10 минут до 1 часа.

Все вышеописанные системы разрабатываются и выпускаются на АО НПО «Электромашина», что уже сейчас предоставляет возможность роботизации большинства существующих и перспективных российских БТВТ. Основные виды систем будут представлены на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016».

Россия, 454119, г. Челябинск

ул. Машиностроителей, 2

Тел.: 8 (351) 253-7730

8 (351) 255-2078

Факс:8 (351) 253-7842

www.npoelm.ru

marketing@npoelm.ru


 

НОВОСТИ

АО «Научно-технический центр радиоэлектронной борьбы» (г. Москва) будет представлять свою продукцию на стенде №1Е6-1.
«То, о чем было сказано в послании Федеральному Собранию – это еще далеко не все. Позже расскажем», – заявил президент России Владимир Путин, говоря о новых российских вооружениях в ходе прямой линии.
Корпорация «УВЗ» на своих медиа-ресурсах распространила информацию о проведении испытательных стрельб БМП-3 с необитаемым артиллерийским модулем АУ-220М, в ходе которых экипаж находился за пределами машины и управлял огнем дистанционно. Такая функция позволяет превратить БМП в высокоэффективную огневую точку, способную бороться как с наземными, так и воздушными целями, фактически – в боевого робота.
В ходе выездное заседание Коллегии Министерства обороны России, впервые проведенного в Крыму, в Севастополе, глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что от общего объема государственного оборонного заказа на текущий год заключено уже более 2800 государственных контрактов, что составляет почти 93% ГОЗ-2018.
Сегодня освоение продукции гражданского назначения – особенно актуальное направление развития отечественной оборонной промышленности. Во время январского совещания о диверсификации производства президент Российской Федерации Владимир Путин подчеркнул, что доля гражданской продукции к 2030 г. должна вырасти до 50% от общего объема изделий предприятий ОПК.
Указом президента Российской Федерации от 13 июня 2018 г. Алексей Криворучко назначен заместителем министра обороны Российской Федерации. Как пояснил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу, представляя нового члена Коллегии Минобороны на заседании в Севастополе, его новый заместитель будет отвечать за организацию военно-технического обеспечения войск и реализацию Государственной программы вооружения.
Вторая эскадрилья истребителей Су-30СМ войдет в состав авиационного полка 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Западного военного округа (ЗВО), базирующегося в Курской области.
В инженерных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации принят на снабжение комплекс оперативного развертывания временных дорог (КРВД).
Департамент информации и массовых коммуникаций МО РФ продолжает информировать о поступлении в войска и возможностях авиационного комплекса радиоэлектронного противодействия (КРЭП) «Хибины».
Снайперы соединения ЮВО, дислоцированного в Волгоградской области, приступили к освоению прибора ночного видения четвертого поколения 1ПН141-1 и тепловизора 1ПН140-2 «Шахин», поступивших на вооружение в мае 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100