ФНПЦ «Алтай»: энергия твердых топлив для ракетно-ядерного щита России
В XXI веке содружество МИТ и ФНПЦ «Алтай» возродилось

Современное опытно-промышленное производство новых компонентов конденсированных энергетических систем в составе АО «ФНПЦ «Алтай».

Важнейшую роль в триаде стратегических ядерных сил России играют твердотопливные ракетные комплексы разработки Московского института теплотехники. Создание этого эффективного оружия сопровождалось многоплановой работой ряда предприятий страны, в том числе и ФНПЦ «Алтай» (ранее НИИ-9, Алтайский НИИ химической технологии), по становлению отечественной промышленности, способной безопасно изготавливать твердотопливные заряды из высокоэнергетических топлив.

Александр ЖАРКОВ

Андрей ЛИТВИНОВ

Алексей ЯСКИН

Как известно, в первых стратегических ракетах разработки С.П. Королева использовались ЖРД. Учитывая эксплуатационные преимущества РДТТ, перед инженерами и учеными была поставлена задача разработать ракеты с приемлемыми характеристиками на твердом топливе. По инициативе С.П. Королева в апреле 1961 г. выходит постановление правительства о разработке ракет серии РТ на твердом топливе, в том числе трехступенчатой ракеты межконтинентальной дальности РТ-2. К созданию смесевого ракетного твердого топлива (СРТТ) были привлечены пять НИИ, в том числе и ФНПЦ «Алтай».

 

Дорогие коллеги!

Коллектив ФНПЦ «Алтай» поздравляет коллектив Московского института теплотехники с 70-летним юбилеем!

В этот знаменательный день примите наши самые теплые поздравления и наилучшие пожелания от ваших товарищей из ФНПЦ «Алтай». Мы надеемся, что сложившееся деловое творческое содружество по созданию новых образцов стратегического ракетного вооружения, превосходящего мировые аналоги, продолжится и приумножится для повышения обороноспособности нашего Отечества!

Александр Жарков, генеральный директор, генеральный конструктор АО «ФНПЦ «Алтай», член-корреспондент РАН

 

Революционным достижением ФНПЦ «Алтай» стало решение использовать в СРТТ в качестве горючего-связующего вещества пластифицированный высокомолекулярный бутилкаучук (БК). На заседании Совета Главных конструкторов в 1963 г. под председательством С.П. Королева были приняты предложения ФНПЦ «Алтай» (директор Я.Ф. Савченко и первый заместитель директора по науке Г.В. Сакович) о создании зарядов из топлива на основе БК, заливаемого непосредственно в корпус ракетного двигателя. Топлива типа БК имели высокие энергетические характеристики, не уступающие зарубежным аналогам того времени, и являлись высокоэластичными. Это позволяло обеспечить прочное скрепление заряда с корпусом при его формовании. Одновременно с разработкой топлив типа БК ФНПЦ «Алтай» были решены проблемы, связанные с проектированием и серийным изготовлением крупногабаритных (с массой до 30 т) зарядов, скрепленных с корпусом РДТТ.

Генеральный директор, генеральный конструктор АО «ФНПЦ «Алтай», член корреспондент РАН А.С. Жарков; Генеральный конструктор АО «Корпорация «МИТ», Герой Труда России, академик РАН Ю.С. Соломонов; генерал-лейтенант, Герой России В.И. Болысов на испытательном стенде РДТТ АО «ФНПЦ «Алтай», декабрь 2015 г.

По мнению И.Н. Садовского, руководившего разработкой ракет серии РТ, «создание топлива на основе бутилкаучука было одним из величайших достижений отечественной топливной науки. Оно предопределило выход нашей страны из положения отстающих в создании ракет на твердом топливе». С использованием топлив на основе БК разработки ФНПЦ «Алтай» были отработаны заряды для всех трех ступеней ракеты РТ-2П (1972 г.).

Успешная экспериментальная проверка работоспособности скрепленных с корпусом зарядов из топлива на основе БК в РДТТ ракеты «Темп-С», проведенная МИТ и ФНПЦ «Алтай», послужила научно-техническим базисом при последующей разработке МИТ в кооперации с ФЦДТ «Союз» маршевых РДТТ с прочно скрепленными зарядами для ряда ракет («Темп-2С», «Пионер», «Тополь» (РТ-2ПМ), «Тополь-М» (РТ-2ПМ2)). Опыт создания зарядов и топлив к ракете РТ-2П ФНПЦ «Алтай», в кооперации с КБ «Арсенал», ГРЦ им. Макеева, КБ «Южное», успешно использовал при разработке зарядов для ракет РСМ-45, РСМ-52 («Тайфун»), РТ-23 УТТХ («Молодец»).

В XXI веке содружество МИТ и ФНПЦ «Алтай» возродилось. Под руководством МИТ ФНПЦ «Алтай» принимал участие в создании ракетного комплекса «Булава». Проводятся работы по новым темам. В процессе этих работ полностью реконструирован и модернизирован единственный за Уралом научно-производственный комплекс для снаряжения и испытаний РДТТ, позволяющий отрабатывать широкую номенклатуру энергоустановок из СРТТ и проводить испытания РДТТ в условиях, моделирующих их реальную эксплуатацию.

Генеральный директор АО «Корпорация «МИТ» С.П. Никулин; Генеральный конструктор АО «Корпорация «МИТ», Герой Труда России, академик РАН Ю.С. Соломонов; генеральный директор, генеральный конструктор АО «ФНПЦ «Алтай», член корреспондент РАН А.С. Жарков на площади у проходной АО «ФНПЦ «Алтай».

В составе научно-производственного комплекса ФНПЦ «Алтай» созданы или реконструированы универсальные гибкие малотоннажные производства по выпуску ряда эффективных компонентов конденсированных энергетических систем двойного назначения. Синтез новых энергоемких окислителей и создание базовых опытных производств, разработка технологий использования активных связующих и принципов обеспечения технологической безопасности показывают реальную возможность создания новых, более эффективных твердых топлив. Научно-технический потенциал предприятий АО «Корпорация «МИТ», в том числе ФНПЦ «Алтай», обеспечивает возможность разработки и серийного изготовления современных ракетно-космических комплексов на твердом топливе, опережающих по своим ТТХ зарубежные аналоги.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР «АЛТАЙ»

Россия, 659322, г. Бийск Алтайского края,

ул. Социалистическая, 1

Тел.: +7 (3854) 30-58-88, 30-58-15

Факс: +7 (3854) 31-13-09

post@frpc.secna.ru

www.frpc.secna.ru

Александр Сергеевич ЖАРКОВ – генеральный директор, генеральный конструктор АО «ФНПЦ «Алтай», член-корреспондент РАН

Андрей Владимирович ЛИТВИНОВ – заместитель генерального директора – главный конструктор по НИОКР, кандидат технических наук

Алексей Васильевич ЯСКИН – главный специалист – советник главного конструктора, кандидат технических наук, заслуженный конструктор РФ


 

НОВОСТИ

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу вручил награды военным строителям за высокие достижения в возведении стратегически важных объектов в интересах Вооруженных Сил и страны.
Боевая экипировка солдата будущего «Ратник» успешно прошла боевую эксплуатацию в Сирии, заявил гендиректор Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения Дмитрий Семизоров.
Новейшая зенитная ракетная система (ЗРС) С-500 в настоящее время проходит испытания, сообщил в ходе форума «Армия-2017» заместитель министра обороны России Юрий Борисов.
Опытный образец двигателя СМ-100 планируется испытать через два года.
Казанский вертолетный завод (КВЗ) холдинга «Вертолеты России» приступил к сборке первой опытной машины в рамках контракта на поставку МО РФ Ми-38Т в 2018 г.
В ходе заседания советов директоров Объединенной авиастроительной корпорации, Корпорации «Иркут» и компании «Гражданские самолеты Сухого» был принят ряд решений, давших старт трансформации ПАО «ОАК», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «ГСС» в Корпоративный центр обновленной единой компании с приданием ему функций Гражданского дивизиона на базе ПАО «Корпорация «Иркут». Это очередной важный шаг в рамках реализации программы корпоративного преобразования ОАК, формирования единой компании и перехода на единую акцию в соответствии с решением, принятым советом директоров ОАК в декабре 2016 г.
Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин на заводе ПАО «Корпорация «Иркут» ознакомился с производством самолетов МС-21 и провел рабочее совещание.
Россия планирует разместить в Крыму новейшую радиолокационную станцию «Воронеж-СМ» системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), сообщил РИА «Новости» генеральный конструктор системы Сергей Боев.
«В стратегии развития ОАК несколько приоритетных направлений. В первую очередь активизация работы в сфере военно-технического сотрудничества. Операция в Сирии наглядно продемонстрировала возможности российской боевой техники в реальных боевых условиях и «подогрела» интерес со стороны иностранных заказчиков к самолетам, которые сейчас стоят на вооружении ВКС. Это многофункциональные истребители поколения «4+», «4++» Су-34, Су-35, Су-30 СМ. Мы рассчитываем на увеличение поставок этих самолетов в перспективе», – заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь в ходе торжественной церемонии открытия форума «Армия-2017».
В ответ на появившиеся в СМИ публикации о снижении надежности парка новых российских авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) компания «Гражданские самолеты Сухого», производитель воздушных судов этого типа, распространила официальное сообщение, в котором содержится актуальная статистика о надежности самолетов.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100