Твердотопливная энергия боевых ракет
Успехи твердотопливного ракетостроения базируются в значительной степени на разработке новых поколений высокоэффективных смесевых ракетных твердых топлив

Главный конструктор ФГУП «ФЦДТ «Союз» Ключников А.Н., генеральный конструктор АО «Корпорация «МИТ» Соломонов Ю.С., генеральный директор и генеральный конструктор ФГУП «ФЦДТ «Союз» Милехин Ю.М. на полигоне после успешного испытания двигателя маршевой ступени ракеты «Булава».

Московский институт теплотехники был основан в нелегкое послевоенное время, когда потребовалось создание качественно новых видов вооружений, способных обеспечить обороноспособность страны в условиях возможного применения потенциальным противником ракетно-ядерного оружия.

Юрий МИЛЕХИН

С тех пор МИТ стоит в ряду ведущих научно-конструкторских предприятий оборонно-промышленного комплекса, разрабатывающих новейшие образцы оборонной техники, и прежде всего – стратегические ударные средства наземного и морского базирования.

С 50-х годов прошлого столетия между нашими предприятиями (тогда – НИИ-1 ГКОТ и НИИ-125) установились тесные научно-технические связи в области создания твердотопливных ракетных комплексов для различных родов войск и видов Вооруженных Сил. Вначале это были твердотопливные заряды для реактивных снарядов систем залпового огня БМ-14, БМ-20, БМ-24. Затем были разработаны и сданы на вооружение ракетные системы тактического назначения «Марс» и «Филин» – первые средства доставки специальных боевых частей. Важным этапом явилась разработка для Сухопутных войск тактических ракет «Луна» и «Луна-М» с зарядами из баллиститного топлива (подвижного грунтового базирования), а позже и ракеты большей дальности «Темп».

 

Уважаемые коллеги!

От имени коллектива Федерального центра двойных технологий «Союз» примите искренние поздравления в день 70-летнего юбилея Московского института теплотехники.

Наши предприятия связывает многолетнее плодотворное сотрудничество, направленное на укрепление оборонной мощи страны. Выражаю уверенность, что и в дальнейшем коллективы ФГУП «ФЦДТ «Союз» и АО «Корпорация «МИТ» будут реализовывать новые совместные проекты по созданию перспективных образцов ракетно-космической техники.

Желаю всем сотрудникам Московского института теплотехники дальнейших успехов и новых достижений на благо нашей Родины.

Юрий Михайлович МИЛЕХИН – генеральный директор ФГУП «ФЦДТ «Союз», член-корреспондент РАН

 

В начале 1960-х годов был сделан заметный скачок в повышении эффективности РДТТ благодаря применению смесевого твердого топлива и стеклопластиковых корпусов. В результате была создана оперативно-тактическая ракета повышенной дальности «Темп-С», долгое время находившаяся на вооружении: сначала в группировке РВСН, а затем в Сухопутных войсках. Применение смесевого твердого топлива ПЭУ-7ФГ с увеличенной энергетикой и корпуса двигателя из стеклопластика во многом способствовали обеспечению высоких боевых и эксплуатационных характеристик комплекса «Темп-С».

Начиная с этой разработки, МИТ создана кооперация предприятий, работами которой твердотопливное направление в ракетостроении было выведено на качественно новый уровень, а МИТ уверенно заявил о себе как о создателе современных ракетных комплексов. Научно-технический задел позволил решить такую сложную задачу, как создание подвижных ракетных комплексов стратегического назначения.

Успехи твердотопливного ракетостроения базируются в значительной степени на разработке новых поколений высокоэффективных смесевых ракетных твердых топлив (СРТТ). Их свойства во многом определяют баллистическую эффективность, боевые возможности и эксплуатационную надежность ракетных комплексов.

Участие  ФГУП «ФЦДТ «Союз» в создании тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов разработки МИТ.

Созданный в отрасли научно-технический потенциал по топливам, зарядам на их основе и корпусам ракетных двигателей из композиционных материалов позволил МИТ со сложившейся кооперацией в середине 1960-х годов приступить к разработке подвижного грунтового ракетного комплекса стратегического назначения «Темп-2С». Во всех маршевых двигательных установках впервые были использованы топлива второго поколения, содержащие мощные взрывчатые вещества. Конструкции зарядов обеспечивали высокий коэффициент объемного заполнения, защиту стеклопластикового корпуса от воздействия продуктов сгорания. Скрепление зарядов с корпусами осуществлялось с помощью защитно-крепящих материалов и новых клеевых составов. Разработаны специальные топлива и заряды, позволившие реализовать схему управления вектором тяги за счет вдува низкотемпературных продуктов сгорания в закритическую часть сопла.

Для системы старта комплекса «Темп-2С» МИТ разработал и внедрил прогрессивную минометную схему пуска ракеты из транспортно-пускового контейнера. Для выброса ракеты использовался пороховой аккумулятор давления (ПАД) разработки «Союза» на основе низкотемпературных топлив с минимальным содержанием конденсированной фазы в продуктах сгорания и высокой прогрессивностью расходной характеристики. В дальнейшем ФЦДТ «Союз» разработал целый ряд ПАДов старта для всех твердотопливных ракет, созданных МИТ.

В конце 1970-х годов с целью обеспечения стратегического паритета МИТ начал разработку нового подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь». В творческом содружестве МИТа и «Союза» при разработке маршевых ДУ использовались все новейшие технические решения. Для зарядов маршевых ступеней было разработано новое топливо типа ОПАЛ с улучшенными энергомассовыми параметрами и цельномотанные корпуса РДТТ типа «кокон» из органопластика на основе высокопрочных арамидных волокон.

Ракетный комплекс «Тополь» был принят на вооружение в 1988 г. По сочетанию боевых и эксплуатационных свойств он оптимальным образом вписался в состав группировки РВСН и до настоящего времени находится на боевом дежурстве.

Накопленный опыт и появившиеся новые идеи были использованы при создании комплекса «Тополь-М», принятого на вооружение в 2000 г. Для ДУ маршевых ступеней ФЦДТ «Союз» были разработаны высокоэнергетические топлива и заряды, отвечающие решению задач повышения энергомассового совершенства и уменьшения времени их работы для преодоления перспективной системы ПРО. Для ДУ специального назначения создано более 10 зарядов оригинальной конструкции, а для двигателя боевой ступени разработан заряд на основе уникального твердого топлива, позволяющего обеспечить устойчивое регулирование тяги двигателя в процессе его работы.

Для принятого на вооружение в 2009 г. ракетного комплекса «Ярс» стационарного базирования достигнута унификация маршевых РДТТ с двигателями РК «Тополь-М», разработаны специальное низкотемпературное топливо и заряд для двигателя боевой ступени с повышенным уровнем регулирования тяги.

Участие  ФГУП «ФЦДТ «Союз» в создании стратегических ракетных комплексов разработки МИТ.

В конце 1990-х годов для нового РК «Булава» морского базирования началась разработка СРТТ пятого поколения на основе активного горючего связующего с большим содержанием мощных взрывчатых веществ. Для обеспечения новых требований создано производство уникальных марок компонентов СРТТ с заданными свойствами, в том числе окислителя, ВВ и активного горючего связующего с низкотемпературной системой полимеризации. В результате проведения большого цикла лабораторных и натурных исследований и испытаний созданы технологии изготовления зарядов из СРТТ пятого поколения для маршевых РДТТ ракеты «Булава» и организовано их серийное производство на предприятиях отрасли. Достигнут новый уровень характеристик специального низкотемпературного топлива для двигателя боевой ступени с глубоким регулированием тяги. Кроме того, для ракеты «Булава» разработаны заряды к четырем ДУ специального назначения и новый ПАД для обеспечения ее старта.

За годы своего существования кооперация научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных предприятий, возглавляемая МИТ, создала и внедрила около двух десятков образцов различного ракетного вооружения на основе твердых ракетных топлив.

Созданный кооперацией научно-технический потенциал по твердым ракетным топливам, современная производственная база отрасли спецхимии, разработки в области базовых и критических технологий являются надежной основой для дальнейшего повышения эффективности разрабатываемых головной организацией – Московским институтом теплотехники – перспективных и модернизируемых ракетных комплексов стратегического назначения.

ФГУП «ФЦДТ «Союз»

Россия, 140090, г. Дзержинский 

Московской области,

ул. Академика Жукова, д. 42

Тел.: +7 (495) 551-7600

Факс: +7 (495) 551-1144

fcdt@monnet.ru

www.fc-soyuz.ru


 

НОВОСТИ

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу вручил награды военным строителям за высокие достижения в возведении стратегически важных объектов в интересах Вооруженных Сил и страны.
Боевая экипировка солдата будущего «Ратник» успешно прошла боевую эксплуатацию в Сирии, заявил гендиректор Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения Дмитрий Семизоров.
Новейшая зенитная ракетная система (ЗРС) С-500 в настоящее время проходит испытания, сообщил в ходе форума «Армия-2017» заместитель министра обороны России Юрий Борисов.
Опытный образец двигателя СМ-100 планируется испытать через два года.
Казанский вертолетный завод (КВЗ) холдинга «Вертолеты России» приступил к сборке первой опытной машины в рамках контракта на поставку МО РФ Ми-38Т в 2018 г.
В ходе заседания советов директоров Объединенной авиастроительной корпорации, Корпорации «Иркут» и компании «Гражданские самолеты Сухого» был принят ряд решений, давших старт трансформации ПАО «ОАК», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «ГСС» в Корпоративный центр обновленной единой компании с приданием ему функций Гражданского дивизиона на базе ПАО «Корпорация «Иркут». Это очередной важный шаг в рамках реализации программы корпоративного преобразования ОАК, формирования единой компании и перехода на единую акцию в соответствии с решением, принятым советом директоров ОАК в декабре 2016 г.
Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин на заводе ПАО «Корпорация «Иркут» ознакомился с производством самолетов МС-21 и провел рабочее совещание.
Россия планирует разместить в Крыму новейшую радиолокационную станцию «Воронеж-СМ» системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), сообщил РИА «Новости» генеральный конструктор системы Сергей Боев.
«В стратегии развития ОАК несколько приоритетных направлений. В первую очередь активизация работы в сфере военно-технического сотрудничества. Операция в Сирии наглядно продемонстрировала возможности российской боевой техники в реальных боевых условиях и «подогрела» интерес со стороны иностранных заказчиков к самолетам, которые сейчас стоят на вооружении ВКС. Это многофункциональные истребители поколения «4+», «4++» Су-34, Су-35, Су-30 СМ. Мы рассчитываем на увеличение поставок этих самолетов в перспективе», – заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь в ходе торжественной церемонии открытия форума «Армия-2017».
В ответ на появившиеся в СМИ публикации о снижении надежности парка новых российских авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) компания «Гражданские самолеты Сухого», производитель воздушных судов этого типа, распространила официальное сообщение, в котором содержится актуальная статистика о надежности самолетов.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100