Мобильный комплекс обеспечения безопасности и мониторинга морских распределенных объектов

Создание современной инфраструктуры пунктов базирования (ПБ) сил флота и портов связано с решением ряда проблемных задач, среди которых особое место занимает обеспечение охраны и безопасности как непосредственно объектов ПБ, так и находящихся в его составе кораблей и судов.

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Владимир ЧВАНОВ

Портовым объектам, в отличие от объектов на суше, свойственны ряд факторов, существенно усложняющих решение данных задач. К ним относятся: изрезанность береговой линии, наличие плавучих объектов, сложные метеорологические условия и холмистый рельеф местности, возможность возникновения угроз как с суши, так и со стороны акватории и пр. При этом традиционное возложение функций охраны и безопасности в ПБ только на береговые силы и средства может оказаться недостаточно эффективным и экономически не выгодным.

Среди приемлемых подходов к решению данных задач наиболее конструктивным представляется создание целевых мобильных плавучих комплексов (МК) безопасности и мониторинга. МК должен обладать возможностью контроля безопасности объектов ПБ, быстрого реагирования на нештатные ситуации, их локализации и ликвидации последствий. Для этого МК должен иметь соответствующее оборудование, осуществляющее сбор, обработку и отображение информации о состоянии безопасности контролируемых пространственно разнесенных объектов и поддержание связи с ними, а также с береговым пунктом управления (ПУ) системы безопасности ПБ и силами охраны водного района (ОВР). Иллюстративное представление взаимодействия МК с контролируемыми объектами и силами поддержки представлено на рис. 1.

Рис. 1 Иллюстративное представление взаимодействия МК с контролируемыми объектами и силами поддержки.

По сравнению с береговыми аналогами такие МК в условиях пунктов базирования или порта имеют ряд принципиальных преимуществ. К ним относятся:

– возможность реагирования по кратчайшему маршруту (сокращение времени реагирования, возможность локализации угрозы на ранней стадии ее проявления);

– оперативная смена мест дислокации с приближением к наиболее опасным направлениям проявления угроз;

– выполнение функций патрулирования в пределах ПБ;

– создание временных рубежей охраны и обороны вблизи особо важных объектов;

– возможность размещения судна/корабля в порту/ВМБ без жесткой привязки к портовым средствам, обеспечивающим необходимый уровень охраны и др.

Особо следует отметить повышение эффективности охраны и безопасности объектов благодаря МК в связи с усилением централизации данных функций, осуществляемых профильными штатными структурами ПБ/порта.

Ключевые функции МК возлагаются на программно-аппаратное оборудование сбора, обработки и отображения информации о состоянии безопасности контролируемых пространственно разнесенных объектов, получаемой с помощью сотовой и радиоканальной связи. Непосредственное получение информации о состоянии объектов осуществляется с помощью размещаемого на них периферийного оборудования безопасности и мониторинга (ПОБМ). В число такого оборудования входят специализированные телевизионные камеры, датчики состояния дверей и закрытий и пр. Оснащение МК комплексом связи позволит получать информацию с берега и от сил ОВР о возникновении угроз со стороны суши и акватории, а также оперативно привлекать силы внешней поддержки. Наличие на борту МК группы быстрого реагирования (ГБР) и быстроходных плавсредств, а также управляемых противопожарных лафетных стволов решит задачу своевременной локализации и ликвидации угроз.

Структурный облик МК представлен на рис. 2.

Рис. 2 Структурный облик МК.

Как видно, в состав контролируемых МК объектов могут входить их различные типы, а именно:

– объекты, оснащенные ПОБМ, согласуемым с приемно-контрольным оборудованием (ПКО) МК;

– объекты, оснащенные ПОБМ, не согласуемым с ПКО МК (оборудование сторонних производителей);

– объекты, не оснащенные ПОБМ.

Очевидно, что при этом возникают задачи обеспечения возможности сопряжения с ПКО МК ПОБМ сторонних производителей и оснащения ПОБМ не имеющих его объектов.

Решение данных задач, а также непосредственно построение основного оборудования самого МК, может быть выполнено на базе разработанных СКБ «Энергия» и поставляемых на корабли и суда ВМФ системы корабельного мониторинга (СКМ) и интегрированного комплекса технических средств охраны (ИК ТСО).

В частности, функции ЦПУ и ПКО ПК могут быть обеспечены штатными изделиями СКМ и ИК ТСО, в том числе БОИ, БУК, БУР. Взаимодействие с ПОБМ сторонних производителей достигается путём подключения дополнительных блоков ПКО из состава СКМ и ИК ТСО с использованием стандартных интерфейсов.

Оборудование периферийными средствами охраны и мониторинга не оснащенных ими объектов достигается с помощью размещения на них периферийных средств МК, в том числе, телевизионных камер, выполняющих функции обнаружения техногенных и антропогенных угроз, имеющих автономные источники питания и собственные средства передачи видео данных по беспроводным каналам связи.

Таким образом, создание МК безопасности и мониторинга и оснащение ими ПБ/портов качественно повысит уровень безопасности от техногенных и антропогенных угроз находящихся в них объектов. Имеющиеся в СКБ «Энергия» наработки позволят решить эту задачу без существенных финансовых затрат и в минимальные сроки.

СКБ «Энергия» филиал ОАО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: +7 (812) 230-6718

skb_energia@mail.ru

Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор СКБ «Энергия»

Владимир Павлович ЧВАНОВ – ведущий специалист СКБ «Энергия»


 

НОВОСТИ

Новые самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» являются первым шагом к роботизации военной техники Сухопутных войск, сообщил начальник Ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Опытный самолет МС-21-300, проходящий летные испытания на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, впервые выполнил посадку в темное время суток.
Два первых серийных легких военно-транспортных самолета Ил-112В будут заложены на воронежском авиазаводе в ближайшие 2-3 месяца, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. Первый полет опытного образца Ил-112В запланирован на осень 2018 г.
Приемочные испытания модернизированного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1М» планируется провести до конца 2019 г., заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Федеральная служба безопасности создала Национальный центр, который будет координировать борьбу с кибератаками на «критическую инфраструктуру». Соответствующий приказ подписал директор ФСБ России Александр Бортников.
Летный образец гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, изготовленный в ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России», совершил первый перелет и приземлился на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский, где он был представлен участникам Восточного экономического форума.
В рамках двусторонних ротных тактических учений в соединениях и воинских частях Южного военного округа (ЮВО), в которых принимали участие около 6 тыс. военнослужащих, были проведены тактико-специальные учения (ТСУ) подразделений радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Два экипажа стратегических ракетоносцев Ту-160 впервые выполнили посадку на аэродром Анадырь (Чукотка) в рамках летно-тактического учения дальней авиации.
Предприятия ГК «Ростех» начали изготавливать запчасти для двигателей Д-18Т, установленных на тяжелых транспортных самолетах Ан-124 «Руслан», сообщил РИА «Новости» индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации Анатолий Сердюков.
В ходе очередного селекторного совещания с руководящим составом ВС РФ, проходившем в Национальном центре управления обороной РФ под руководством главы военного ведомства генерала армии Сергея Шойгу, в числе прочего обсуждался ход опытно-конструкторской работы по изготовлению космического аппарата «Пион-НКС».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100