Мобильный комплекс обеспечения безопасности и мониторинга морских распределенных объектов

Создание современной инфраструктуры пунктов базирования (ПБ) сил флота и портов связано с решением ряда проблемных задач, среди которых особое место занимает обеспечение охраны и безопасности как непосредственно объектов ПБ, так и находящихся в его составе кораблей и судов.

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Владимир ЧВАНОВ

Портовым объектам, в отличие от объектов на суше, свойственны ряд факторов, существенно усложняющих решение данных задач. К ним относятся: изрезанность береговой линии, наличие плавучих объектов, сложные метеорологические условия и холмистый рельеф местности, возможность возникновения угроз как с суши, так и со стороны акватории и пр. При этом традиционное возложение функций охраны и безопасности в ПБ только на береговые силы и средства может оказаться недостаточно эффективным и экономически не выгодным.

Среди приемлемых подходов к решению данных задач наиболее конструктивным представляется создание целевых мобильных плавучих комплексов (МК) безопасности и мониторинга. МК должен обладать возможностью контроля безопасности объектов ПБ, быстрого реагирования на нештатные ситуации, их локализации и ликвидации последствий. Для этого МК должен иметь соответствующее оборудование, осуществляющее сбор, обработку и отображение информации о состоянии безопасности контролируемых пространственно разнесенных объектов и поддержание связи с ними, а также с береговым пунктом управления (ПУ) системы безопасности ПБ и силами охраны водного района (ОВР). Иллюстративное представление взаимодействия МК с контролируемыми объектами и силами поддержки представлено на рис. 1.

Рис. 1 Иллюстративное представление взаимодействия МК с контролируемыми объектами и силами поддержки.

По сравнению с береговыми аналогами такие МК в условиях пунктов базирования или порта имеют ряд принципиальных преимуществ. К ним относятся:

– возможность реагирования по кратчайшему маршруту (сокращение времени реагирования, возможность локализации угрозы на ранней стадии ее проявления);

– оперативная смена мест дислокации с приближением к наиболее опасным направлениям проявления угроз;

– выполнение функций патрулирования в пределах ПБ;

– создание временных рубежей охраны и обороны вблизи особо важных объектов;

– возможность размещения судна/корабля в порту/ВМБ без жесткой привязки к портовым средствам, обеспечивающим необходимый уровень охраны и др.

Особо следует отметить повышение эффективности охраны и безопасности объектов благодаря МК в связи с усилением централизации данных функций, осуществляемых профильными штатными структурами ПБ/порта.

Ключевые функции МК возлагаются на программно-аппаратное оборудование сбора, обработки и отображения информации о состоянии безопасности контролируемых пространственно разнесенных объектов, получаемой с помощью сотовой и радиоканальной связи. Непосредственное получение информации о состоянии объектов осуществляется с помощью размещаемого на них периферийного оборудования безопасности и мониторинга (ПОБМ). В число такого оборудования входят специализированные телевизионные камеры, датчики состояния дверей и закрытий и пр. Оснащение МК комплексом связи позволит получать информацию с берега и от сил ОВР о возникновении угроз со стороны суши и акватории, а также оперативно привлекать силы внешней поддержки. Наличие на борту МК группы быстрого реагирования (ГБР) и быстроходных плавсредств, а также управляемых противопожарных лафетных стволов решит задачу своевременной локализации и ликвидации угроз.

Структурный облик МК представлен на рис. 2.

Рис. 2 Структурный облик МК.

Как видно, в состав контролируемых МК объектов могут входить их различные типы, а именно:

– объекты, оснащенные ПОБМ, согласуемым с приемно-контрольным оборудованием (ПКО) МК;

– объекты, оснащенные ПОБМ, не согласуемым с ПКО МК (оборудование сторонних производителей);

– объекты, не оснащенные ПОБМ.

Очевидно, что при этом возникают задачи обеспечения возможности сопряжения с ПКО МК ПОБМ сторонних производителей и оснащения ПОБМ не имеющих его объектов.

Решение данных задач, а также непосредственно построение основного оборудования самого МК, может быть выполнено на базе разработанных СКБ «Энергия» и поставляемых на корабли и суда ВМФ системы корабельного мониторинга (СКМ) и интегрированного комплекса технических средств охраны (ИК ТСО).

В частности, функции ЦПУ и ПКО ПК могут быть обеспечены штатными изделиями СКМ и ИК ТСО, в том числе БОИ, БУК, БУР. Взаимодействие с ПОБМ сторонних производителей достигается путём подключения дополнительных блоков ПКО из состава СКМ и ИК ТСО с использованием стандартных интерфейсов.

Оборудование периферийными средствами охраны и мониторинга не оснащенных ими объектов достигается с помощью размещения на них периферийных средств МК, в том числе, телевизионных камер, выполняющих функции обнаружения техногенных и антропогенных угроз, имеющих автономные источники питания и собственные средства передачи видео данных по беспроводным каналам связи.

Таким образом, создание МК безопасности и мониторинга и оснащение ими ПБ/портов качественно повысит уровень безопасности от техногенных и антропогенных угроз находящихся в них объектов. Имеющиеся в СКБ «Энергия» наработки позволят решить эту задачу без существенных финансовых затрат и в минимальные сроки.

СКБ «Энергия» филиал ОАО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: +7 (812) 230-6718

skb_energia@mail.ru

Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор СКБ «Энергия»

Владимир Павлович ЧВАНОВ – ведущий специалист СКБ «Энергия»


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100