Система корабельного мониторинга: новые возможности

Специализированное конструкторское бюро «Энергия» – филиал ОАО «Завод «Энергия», осуществляет поставку систем корабельного мониторинга (СКМ) для строящихся кораблей, судов специального назначения и судов обеспечения ВМФ.

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Игорь ГОЛУБЕВ

Система корабельного мониторинга представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для контроля обстановки в помещениях, на открытых частях палуб, подводного забортного пространства, обеспечения живучести, контроля безопасности и защиты от возможных террористических актов, направленных против кораблей и судов ВМФ.

СКМ осуществляет контроль за обстановкой  с помощью телевизионных камер (ТВК), имеющих также инфракрасный канал. СКМ использует также данные, получаемые от других источников: охранно-пожарной сигнализации, системы контроля наличия воды в сухих отсеках и т.п., а также выполняет функции контроля состояния закрытий и контроля доступа в помещения корабля.

Функционирование системы в части видеоконтроля основывается на обработке оцифрованного видеоизображения с целью обнаружения различных нештатных ситуаций (появления пламени, дыма, задымления, смещений оборудования и т.п.), т.е. применении ТВ камер с элементами искусственного интеллекта.

В настоящее время возможность по сбору данных от других корабельных систем реализуется, в основном, в функции отображения на мониторах СКМ, на фоне мнемосхемы корпуса корабля с обозначением мест размещения ТВ камер, состояния датчиков системы охранно-пожарной сигнализации (СПС) и системы контроля наличия воды в сухих отсеках.

По своим техническим возможностям СКМ может обеспечивать сбор и обработку данных не только от СПС и систем (датчиков) контроля наличия воды, но и от других корабельных автоматизированных систем.

В случае реализации такой функции поступающие в СКМ данные могут передаваться в реальном масштабе времени на береговые КП по каналам радиосвязи в целях обеспечения контроля состояния корабля как в условиях нормальной эксплуатации, так и при возникновении аварийных ситуаций.

По нашему мнению, это целесообразно в связи с тем, что в состав данных, подлежащих передаче в комплексы внешней корабельной связи, предлагается включать и видеоданные. В целях их сбора затруднительно применение общекорабельной сети обмена данными (ОКСОД). Передача видеоданных через ОКСОД будет нарушать временные характеристики передачи данных, циркулирующих между ее абонентами ввиду большого объема видеоданных.

Возможны разные варианты применения системы СКМ для сбора и обработки данных от корабельных автоматизированных систем с целью их трансляции на береговые КП.

Вариант 1.

СКМ используется на корабле в своем штатном варианте. В состав СКМ включается радиомодем сотового оператора связи, что позволит осуществлять передачу данных, циркулирующих в сети СКМ, на любой удаленный компьютер так же имеющий радиомодем и соответствующее программное обеспечение. Таким компьютером может быть рабочая станция, ноутбук, планшетный компьютер.

В результате оператор удаленного компьютера в радиусе действия сотовых операторов связи может осуществлять полноценный контроль состояния корабля в рамках функций СКМ.

Вариант 2.

В дополнение к первому варианту СКМ сопрягается с корабельными системами внешней связи.

В этом случае доступ к контролю находящегося в море вне зоны действия сотовых операторов связи корабля в рамках функций СКМ могут получать береговые КП, имеющие средства радиосвязи с кораблем, поддерживающие передачу видеоданных и имеющие аппаратные средства (компьютерные терминалы) с программным обеспечением, позволяющим осуществлять удаленный доступ к СКМ.

Вариант 3.

В дополнение к варианту 2 СКМ сопрягается с другими автоматизированными системами корабля. СКМ тем самым может выполнять функцию сбора, обработки и передачи как своих данных, так и данных от других корабельных автоматизированных систем в комплексы внешней корабельной связи.

В этом случае береговой компьютерный терминал, сопряженный с системой связи, может обеспечивать удаленный доступ его оператора к сопряженным с СКМ автоматизированным системам. При этом трансляция видеокадров (данных) сопряженной с СКМ на корабле системы  будет осуществляться по сети СКМ.

В результате на береговом терминале можно контролировать состояние корабля в рамках функций СКМ и проводить телеконференции, решать другие информационные задачи в рамках функций корабельных автоматизированных систем, сопряженных с СКМ.

В 2013-2014 гг. СКБ «Энергия» в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. разработало базовые конструктивно-технологические решения по созданию подсистемы программных средств обработки, подготовки и отправки данных бортового центра научно-исследовательского судна для обмена данных с береговыми центрами.

Разработанные конструктивно-технологические решения обеспечивают, в том числе, реализацию широкого спектра функций управления сбором и отправкой данных, получаемых от судовых систем. Управление сбором и отправкой данных может осуществляться как с рабочего места оператора на судне, так и с рабочего места оператора берегового центра.

В настоящее время в СКБ «Энергия» на базе штатных аппаратных средств СКМ в инициативном порядке разработан макетный образец системы, демонстрирующий вариант дистанционного использования системы корабельного мониторинга с удаленного терминала по средствам радиосвязи.

Техническая реализация передачи на береговые КП данных о состоянии корабля, включая видеоданные, по нашему мнению, не требует каких-либо существенных доработок автоматизированных систем, применяемых на кораблях. При этом в качестве берегового терминала можно использовать широкий диапазон аппаратных средств, начиная от сотового телефона и заканчивая аппаратными средствами береговых КП, принимающих и отображающих данные от систем радиосвязи.

СКБ «Энергия»

филиал ОАО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: + 7(812) 230-6718

skb_energia@mail.ru

Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор СКБ «Энергия»

Игорь Геннадьевич ГОЛУБЕВ – заместитель директора СКБ «Энергия»


 

НОВОСТИ

ВКС России начнут получать на вооружение зенитные ракетные системы С-500 «Прометей» ближе к 2020 г., заявил заместитель главнокомандующего ВКС генерал-лейтенант Виктор Гуменный.
Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники, созданный на базе Фонда перспективных исследований (ФПИ), в рамках работ по созданию концепт-платформ для отработки новых технологий робототехники разработает экспериментальные образцы, «способные выполнять функции мобильных помощников для подразделений спецназа», заявил РИА «Новости» заместитель руководителя центра Алексей Кононов.
Подразделения специального назначения Воздушно-десантных войск до конца 2017 г. получат на вооружение около 40 бронеатомобилей «Тигр-М» с дистанционно управляемым модулем (ДУМ) «Арбалет».
Банк России не возражает против включения Промсвязьбанка в перечень уполномоченных банков по сопровождению контрактов государственного оборонного заказа, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на материалы Центрального банка Российской Федерации.
«Результаты контрольных проверок в войсках показали, что по сравнению с прошлым годом количество подразделений, выполнивших нормативы на «хорошо» и «отлично», увеличилось в полтора раза», – сказал министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, открывая очередное селекторное совещание с руководящим составом Вооруженных Сил в Национальном центре управления обороной.
Холдинг «Вертолеты России» подготовил проект модернизации вертолета Ми-26 для российских ВКС. В настоящее время на основе конструкторской документации МВЗ им М.Л. Миля на заводе «Роствертол» ведется создание опытного образца нового вертолета Ми-26Т2В с последующим выполнением комплекса летных испытаний.
Как сообщил Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, предприятие-изготовитель передало в подразделения Сухопутных войск ВС РФ партию модернизированных 240-мм самоходных минометов 2С4 «Тюльпан» в рамках ГОЗ-2017.
Открыты опытно-конструкторские работы по созданию новой боевой разведывательной машины на базе БМП-3, сообщил начальник разведки – заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск (СВ) по разведке генерал-майор Владимир Марусин.
Во 2-ю гвардейскую общевойсковую армию Центрального военного округа, дислоцированную в Поволжье, поступили беспилотные летательные аппараты «Орлан-10» новой модификации.
Совершил первый полет с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М. Бериева самолет радиолокационного дозора и наведения нового поколения А-100.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100