Двойные технологии – в народное хозяйство
Унифицированные силовые гидроприводы механизмов маневрирования затворами судоходных гидротехнических сооружений

Cиловой гидропривод.

В ОАО «Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики» (ОАО «ЦНИИАГ») накоплен большой опыт в создании гидроприводов различного назначения с широким диапазоном технических характеристик и областей применения.

Анатолий ШАПОВАЛОВ

Владимир ФЕДЕНКОВ

При этом была решена актуальная задача унификации гидроприводов и их элементной и приборной базы и сформулирована концепция построения унифицированных гидроприводов и гидроаппаратуры. В соответствии с этой концепцией разработана конструкторская документация и налажено серийное производство различных типоразмеров аппаратуры на расходы до 1500 л/мин и давление до 42 МПа. При разработке унифицированной аппаратуры особое внимание было уделено унификации размеров основных элементов, ведущей к унификации уплотнений и к сокращению номенклатуры средств технологического обеспечения. У деталей, близких по своему назначению, унифицированы возможные значения диаметров и линейные размеры. Из технологического цикла исключены подгоночные операции. Унификация применяемых материалов позволила свести к минимуму номенклатуру применяемых сталей.

Анатолий Борисович ШАПОВАЛОВ – генеральный директор и главный конструктор ОАО «ЦНИИАГ»

Созданная элементная база была внедрена в практику проектирования гидроприводов. Сроки разработки гидросистем для новых изделий значительно сократились. Возникли все условия для реализации «бездоводочного» проектирования. На серийных заводах применение унифицированных гидроэлементов и модулей позволило резко увеличить производительность, ввести типовые испытательные стенды и значительно повысить качество изделий.

В результате проведенных работ созданы элементы и приборы, которые нашли применение в самоходных пусковых установках ракетных комплексов, машинах антенно-фидерных устройств, гидрообъемных передачах танков, приводах постоянной частоты вращения генератора переменного тока, манипуляторных устройствах глубоководных аппаратов, проходческих щитах и во многих других машинах и агрегатах военного и гражданского назначения.

В 2011-2012 годах ОАО «ЦНИИАГ» провело исследования существующих приводов механизмов маневрирования затворами шлюзов канала имени Москвы, которые представляют собой уникальные судоходные гидротехнические сооружения. Многие шлюзы были построены и введены в эксплуатацию в начале ХХ века, а многие здания шлюзов относятся к памятникам архитектуры.

Шлюз предназначен для осуществления пропуска судов и представляет собой железобетонное сооружение докового типа. Общая длина шлюза между наружными гранями устоев достигает 700 м. Длина камер шлюза – до 300 м. Ширина камеры шлюза – до 30 м. Общий вид шлюза и основные типы затворов представлены на рис.1.

Владимир Васильевич ФЕДЕНКОВ – начальник отдела ОАО «ЦНИИАГ»

Шлюз в верхнем и нижнем бьефах закрывается затворами, как правило, поворотного типа, а в нижнем бьефе часто устанавливают затвор в виде двустворчатых ворот.

Наполнение судоходной камеры производится либо из-под поворотного затвора, либо по водопроводным галереям через плоские затворы основного и вспомогательного наполнения. Опорожнение судоходной камеры производится через плоские затворы водопроводных галерей в обход двустворчатых ворот.

На канале им. Москвы нашли применение в качестве основного три типа затворов: клапанный, сегментный и сегментный уравновешенный.

Клапанный затвор применяется в шлюзах Рыбинского гидроузла. Большинство шлюзов канала им. Москвы в качестве основного рабочего затвора верхней головы шлюза используют сегментный двухконсольный затвор с ригелями, опирающимися на две ноги переменного двутаврового сечения. Шлюзы гидроузлов юга московского региона оснащены сегментными уравновешенными затворами.

В настоящее время износ оборудования судоходных гидротехнических сооружений канала не дает возможности говорить о каких-либо допустимых сроках эксплуатации. Многие механизмы и сооружения были изготовлены по индивидуальным заказам и в настоящее время не производятся.

В результате исследований было предложено при реконструкции шлюзов гидроузлов использовать в механизмах маневрирования затворами всего три типоразмера унифицированных систем гидроприводов, адаптированных к техническим требованиям канала. Внедрение передовых технологий при реконструкции механизмов маневрирования затворами шлюзов повышает надежность и безопасность судоходных гидротехнических сооружений. Унификация позволяет сократить номенклатуру применяемого оборудования, оптимизировать объем ЗИП, улучшить качество технического обслуживания за счет однотипности действий, уменьшить время восстановления работоспособности механизма в случае отказа.

Рис. 1. Основные типы затворов шлюзов канала им. Москвы.

Уникальность силового гидравлического привода состоит в том, что он позволяет развивать максимальные моменты и длительно удерживать нагрузку на нулевых скоростях. Это его свойство дает возможность оптимизировать режимы работы и уменьшить установленную мощность оборудования. В состав силового гидропривода входят силовой агрегат, прибор управления, комплект кабелей и ЗИП.

Силовой агрегат представляет собой единую сборку (рис. 2 и 3). Технические параметры, габаритные размеры и масса основных типоразмеров силовых агрегатов приведены в таблице 1. Гидросистема агрегата выполнена по схеме, герметично отделенной от атмосферы, с избыточным внутренним давлением.

В качестве источника гидравлической энергии применяется регулируемый насос, который обеспечивает регулирование в широком диапазоне частот вращения выходного вала.

В процессе эксплуатации силового гидравлического привода требуется минимальный объем технического обслуживания, минимум времени на определение технического состояния и проведение регламентных работ.

Система управления привода работает с четырьмя силовыми агрегатами по два с каждой стороны затвора, из них два силовых агрегата работают в активном режиме, а два находятся в резерве.

Рис. 2. Типоразмеры силовых гидроприводов.

Приборная реализация системы управления основана на применении датчиков информации со стандартными аналоговыми выходами в виде напряжения или тока, релейными выходами в виде слаботочных сигналов, а также цифровыми выходами. Поступающая с датчиков аналоговая информация через блок сбора информации и управления приходит на модули согласования, установленные в компьютере (контроллере) и обрабатывается системным блоком (процессором) по заданному алгоритму. Информация с датчиков с релейными выходами поступает в компьютер (контроллер) через блок релейных коммутаций и модули согласования, где также идет ее обработка.

Для обеспечения равномерности хода с обеих сторон направляющих затвора должны быть установлены датчики положения затвора, цифровая информация с которых поступает в компьютер (контроллер) по каналу информационного обмена с системой управления шлюза, где также используется для обеспечения работы привода по заданному алгоритму.

Система управления силового гидравлического привода позволяет оператору понятно и доступно вести диалог с системой управления гидротехническим сооружением – имеет дружественный интерфейс. Режим отладки, изменения параметров алгоритма управления, циклограммы и т.д. имеют кодированный доступ (только для определенной категории операторов). При сбоях в системе электропитания и отказе приборов команды, выдаваемые в функциональные подсистемы, снимаются, и движение механизмов под действием весовых нагрузок блокируется. При этом выдается информационное сообщение оператору с указанием возможной причины останова и выдаются рекомендации по устранению отказа.

Предлагаемая ОАО «ЦНИИАГ» разработка дает возможность получить, помимо технических данных, приведенных в таблице 1, следующие параметры и условия эксплуатации:

— угловое рассогласование валов силовых агрегатов привода (синхронность) не превышает одного градуса;

— по условиям воздействия климатических факторов внешней среды силовой гидравлический привод соответствует климатическому исполнению «У» категории размещения 1 по ГОСТ 15150-69 с температурой окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40°С;

— назначенный срок службы 25 лет;

— предусмотрена возможность нахождения под водой (паводок) на глубине до 8 м в течение двух недель 1 раз в год.

Россия, 127018, г. Москва,

ул. Советской Армии, 5

Тел.: +7 (495) 631-2944

Факс: +7 (495) 681-9534

cniiag@cniiag.ru


 

НОВОСТИ

Новые самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» являются первым шагом к роботизации военной техники Сухопутных войск, сообщил начальник Ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Опытный самолет МС-21-300, проходящий летные испытания на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, впервые выполнил посадку в темное время суток.
Два первых серийных легких военно-транспортных самолета Ил-112В будут заложены на воронежском авиазаводе в ближайшие 2-3 месяца, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. Первый полет опытного образца Ил-112В запланирован на осень 2018 г.
Приемочные испытания модернизированного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1М» планируется провести до конца 2019 г., заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Федеральная служба безопасности создала Национальный центр, который будет координировать борьбу с кибератаками на «критическую инфраструктуру». Соответствующий приказ подписал директор ФСБ России Александр Бортников.
Летный образец гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, изготовленный в ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России», совершил первый перелет и приземлился на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский, где он был представлен участникам Восточного экономического форума.
В рамках двусторонних ротных тактических учений в соединениях и воинских частях Южного военного округа (ЮВО), в которых принимали участие около 6 тыс. военнослужащих, были проведены тактико-специальные учения (ТСУ) подразделений радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Два экипажа стратегических ракетоносцев Ту-160 впервые выполнили посадку на аэродром Анадырь (Чукотка) в рамках летно-тактического учения дальней авиации.
Предприятия ГК «Ростех» начали изготавливать запчасти для двигателей Д-18Т, установленных на тяжелых транспортных самолетах Ан-124 «Руслан», сообщил РИА «Новости» индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации Анатолий Сердюков.
В ходе очередного селекторного совещания с руководящим составом ВС РФ, проходившем в Национальном центре управления обороной РФ под руководством главы военного ведомства генерала армии Сергея Шойгу, в числе прочего обсуждался ход опытно-конструкторской работы по изготовлению космического аппарата «Пион-НКС».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100