Вернуть гордость отечественной авиации!
Февраль 2013 года. 90-летие отечественной гражданской авиации

Сергей ТКАЧУК

Комментаторы и эксперты все больше говорят об истории, славном прошлом, зарождении гордости великой страны – авиастроении. Как бы им не хотелось экстраполировать чувство гордости на сегодняшний день, так же красочно о нынешней авиации говорить не получается. Вот и остаются кадры фото и кинохроники победы инженерной мысли над временем и несоединимыми, казалось бы, конструкциями. Впрочем, в рамках достаточно скудных для уровня события праздничных мероприятий, специалистам все же удалось предметно обсудить и сложившуюся ситуацию и перспективные планы. Произошло это в рамках посвященного юбилею авиации форума «РосАвиаЭкспо».

АО «Мотор Сич» преподнесло зрителям сюрприз, продемонстрировав на примере одного раритетного двигателя М-6 и макета самолета К-4 целый пласт отечественной инженерной культуры, с которого все и началось. Организация авиалиний, как принято сейчас говорить «монополиста» – «Аэрофлота» проходила при помощи АО «Добролет» в РСФСР, АО «Укрвоздухпуть» в УССР и АО «Закавиа» в закавказских республиках. Поскольку тогда пассажирских самолетов отечественной постройки не было, машины приходилось приобретать за границей. Зависимость от иностранных поставщиков побудила советских авиаконструкторов потрудиться над созданием отечественных машин. Не без гордости можно констатировать: плодом усилий советских конструкторов стал К-1 – первый самолет легендарного К.А. Калинина.

Растущие объемы пассажирских перевозок требовали более вместительных пассажирских самолетов увеличенной дальности. Такими самолетами стали машины титана инженерной мысли А.Н.Туполева АНТ-9 и машины уже знакомого нам первопроходца К.А.Калинина К-5.

Подчеркнем, слово «рынок» многим апологетам западных стандартов кажется эдакой директивно управляемой махиной, где напрочь отсутствуют отношения продавец-покупатель, производитель-покупатель, заказчик-производитель. Все это было, и условия, в которых развивались эти отношения, немало способствовали поддержке творческой инициативы, инженерного новаторства, развивали дух изобретательства и познания. А государство в том его виде обеспечивало спрос на отечественные разработки и технику, будучи генеральным заказчиком и выстраивая экономически грамотную цепь отношений между всеми научно-производственными агентами. Разве это не рынок?

Для реализации насущных задач, как считает Президент ЗАО «Двигатели «ВК-МС» Анатолий Ситнов, необходимо создать Министерство авиации, и считать прорывными продуктами самолеты отечественной разработки Ил-96, Ил-112, Ил-114, Ту-204, Ту-214; Ту-334-100, Украины, как стратегического союзника России, – Ан-70, Ан-148, Ан-140, Ан-158. Такое решение позволит обеспечить загрузку всех предприятий авиапромышленности РФ, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран СНГ, а также вновь завоевать отечественным производителям авиатехники рынок реализации самолетов, авиаперевозок на территории бывшего Советского Союза и в мире. Доказательством такой необходимости является сегодняшнее положение в авиастроении.

Отечественные авиаперевозчики все меньше ориентируются на самолеты российского производства, на отечественных пилотов, на национальную промышленность, некогда первоклассную систему эксплуатации воздушных судов. В России уже создались предпосылки полного сворачивания собственного производства авиационной техники, переход на сборку лайнеров по иностранным лицензиям из иностранных комплектующих (отверточная сборка). Угроза закрытия нависла над 28 крупными предприятиями авиапрома, расположенными по всей территории России, которые при необходимой государственной и частной поддержке могут производить конкурентоспособную на внутреннем и внешних рынках авиационную технику.

Эта простая арифметика позволяет специалистам бить в набат, поскольку еще 5-7 лет промедления окончательно уничтожат имеющиеся технические и инженерные возможности отечественной авиационной промышленности.

И, конечно, не лишне вспомнить о том, как за считанные месяцы в 20-е годы прошлого столетия К.А.Калинин заставил Отечество гордиться своими самолетами, а иностранных конкурентов – бояться наших инженеров.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100