Вертикаль «Сухого»
Крупнейший российский авиапроизводитель консолидировал свой бизнес

Компания «Сухой» – признанный лидер отечественного авиастроения, вступила в 2013 г. с обновленной организационной структурой. Образовано единое юридическое лицо – к Компании «Сухой» на правах филиалов присоединены ОКБ Сухого, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (бывшее КнААПО) и Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова (бывшее НАПО).

Иван КАРЕВ

Структура управления Компанией «Сухой» на всем протяжении ее истории была фактически эталонной для постсоветского авиапрома. Это доказано высокими показателями работы как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Особенно рельефно тесную увязку правильного выбора модели построения бизнеса с конечным результатом отражает ситуация минувшего десятилетия.

Авиационная холдинговая компания «Сухой», созданная в 2001 г., объединила управляющую структуру, ОАО «ОКБ Сухого», а также ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина» и ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова», по 74,5% акций каждого из которых были внесены в уставный капитал АХК. «Сухой» стал первым в российском авиапроме холдингом такого типа, объединяющим разработчиков и изготовителей под началом управляющей компании. Впоследствии по такой схеме была реорганизована большая часть предприятий отечественного ОПК. Более того, формирование Объединенной авиастроительной корпорации, завершившееся в 2006 г., велось фактически на тех же принципах, по которым создавалась АХК «Сухой».

Система управления компанией строилась на базе подразделений Программного блока на трех предприятиях: непосредственно в АХК «Сухой», в ОКБ Сухого и в КнААПО. Основной задачей управляющей структуры была организация взаимодействия в области продаж, экономики и поставок. Дирекция программ в ОКБ Сухого, как и положено, вела научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Основной задачей дирекций программ на КнААПО являлась координация производства самолетов Т-50 и Су-35С. При этом представители АХК «Сухой» входили в советы директоров дочерних обществ, участвовали в общих собраниях акционеров – тем самым решались стратегические вопросы развития холдинга. Взаимодействие между предприятиями и управляющей компанией осуществлялось с помощью договоров.

С 2001 г. АХК «Сухой» под руководством Михаила Погосяна добилась существенных успехов как в деле создания новых самолетов и модернизации машин существующего продуктового ряда, так и экспортных поставок авиационной техники. Холдинг сохранил, а затем и упрочил свой статус ведущей структуры в отечественном авиастроении, прочно вошел в число основных мировых экспортеров боевых истребителей. Казалось бы, это лучшее доказательство того, что налаженная структура управления полностью отвечает своим задачам и является залогом дальнейшего успешного развития. Однако руководство Компании «Сухой» посчитало, что всегда актуальные задачи по повышению конкурентоспособности и качества продукции, от которых напрямую зависит укрепление позиций на рынке авиатехники, на настоящем этапе требуют пересмотреть и перенастроить систему управления холдингом.

При новой схеме, когда все структурные подразделения объединены в одном юридическом лице, компания становится вертикально интегрированной структурой. Такой подход обусловлен логикой развития компании, переходящей от производства одного семейства самолетов к реализации нескольких крупных проектов – разворачиванию серийного производства истребителя пятого поколения и наращиванию объ-емов изготовления лайнеров Sukhoi SuperJet 100.

В настоящее время сформирован единый центр принятия операционных решений по направлениям деятельности. У каждой из реализующихся компанией программ теперь будет два основных руководителя: директор и главный конструктор. Такое построение системы управления позволяет добиться жесткой централизации отдельных функций управления, повысить четкость и оперативность принимаемых решений.

Основной особенностью деятельности объединенной компании будет выполнение наукоемких, долгосрочных НИОКР со специализацией в области военной и гражданской авиации. Выполнение НИОКР будет осуществляться по схеме проектного управления. Важнейшими перспективными направлениями работы определены создание перспективного многофункционального истребителя (ПМИ), беспилотных летательных аппаратов, разработка модификаций лайнера Sukhoi Superjet 100, сверхзвукового административного самолета SSBJ.

Формирование единого холдинга способствует концентрации трудовых и финансовых ресурсов, максимизирует отдачу от инвестиций. Активнее будет развиваться внутренняя производственная кооперация, повысится эффективность взаимодействия со смежниками, что благоприятно скажется на себестоимости продукции и сроках выполнения заказов на производство и поставку самолетов. В целом будет заметно снижен уровень бюрократических и административных издержек.

Образование единого юридического лица выгодно не только самой Компании «Сухой», но и ее заказчикам – теперь ОАК и Министерство обороны будут взаимодействовать с единым исполнителем, что, в частности, должно упросить реализацию гособоронзаказа. Не останутся внакладе и те регионы, в которых располагаются филиалы «Сухого»: при новой структуре увеличатся налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Надо отметить, что консолидация бизнеса (причем не только на национальном, но и на глобальном уровне) с целью снижения издержек, интенсификации производительности труда, а в целом – повышения конкурентоспособности в становящейся все более и более сложной аэрокосмической отрасли является общемировой тенденцией. Отдельно взятая авиационная фирма, пусть даже с весьма талантливым научно-техническим персоналом и школой, уходящей корнями ко временам зарождения авиации, сегодня просто не в состоянии противостоять таким гигантам, как EADS, Boeing или Lockheed Martin. Поэтому консолидация «Сухого» – важнейшее средство для завоевания и расширения места российской продукции на мировом рынке авиационной техники. Не менее важным представляется она и для внутреннего рынка. В соответствии с Госпрограммой развития вооружений на 2011-2020 гг. ВВС РФ должны получить 184 самолета семейства Су-27 от Комсомольского-на-Амуре и Новосибирского заводов, в ближайшей перспективе предстоит запустить в серию истребитель пятого поколения Т-50, требует наращивания объемов производства программа Sukhoi SuperJet 100 – по оценке экспертов, до 2027 г. может быть реализовано не менее тысячи лайнеров этого типа.

Безусловно, создание единой Компании «Сухой» позволит ей значительно развить свой производственный потенциал, придаст мощный поступательный импульс всему российскому авиастроению и существенно укрепит позиции России как великой авиационной державы.


 

НОВОСТИ

Новый трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) «Сопка-2» поступил в одно из радиолокационных подразделений объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа (ВВО) в Забайкальском крае. Он будет введен в эксплуатацию в 2018 г.
Боевым расчетом РВСН с полигона Капустин Яр в Астраханской области 26 сентября проведен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-12М «Тополь» с целью испытание перспективного боевого оснащения МБР.
В Государственном Кремлевском дворце 12 октября 2017 г. впервые отмечался День московской промышленности.
Российская боевая машина поддержки танков (БМПТ) была опробована в боевых условиях в Сирии, сообщил генеральный директор – главный конструктор АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» Андрей Терликов.
За проявленное мужество, героизм и высокий профессионализм при испытании и освоении новой авиационной техники министр промышленности и торговли Денис Мантуров посмертно наградил летчика-испытателя Корпорации «МиГ» Сергея Рыбникова высшей государственной наградой – медалью «Золотая Звезда» и вручил орден Мужества летчику-испытателю второго класса Вадиму Селиванову.
В Минобороны России приступили к реализации уникального инновационного проекта по созданию современного высокотехнологичного военного технополиса.
В ходе шестого арктического похода отряда боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота во главе с БПК «Североморск» личный состав подразделений арктической мотострелковой бригады отработал высадку десанта с большого десантного корабля «Кондопога» на необорудованное побережье и рейдовые действия в полярных условиях.
Новейшая самоходная артиллерийская установка «Лотос» калибра 120 мм будет принята на вооружение ВДВ России в 2019 г., сообщил РИА «Новости» генеральный директор предприятия-разработчика (ЦНИИточмаш) Дмитрий Семизоров.
Вооруженные Силы РФ в рамках Госпрограммы вооружения 2018-2025 гг. получит 540 модернизированных боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2, заявил генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов в ходе торжественной церемонии открытия нового цеха модернизации легкобронированной техники на тульском предприятии «Щегловский Вал».
В ходе совместного стратегического учения «Запад-2017» впервые проведена апробация функционирования высокоскоростной защищенной мультисервисной сети передачи данных Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100