Хризотиловый асбест: оборона и ВТС
Корреспондент журнала «Национальная оборона» побывал в ОАО «Оренбургские минералы» (во времена СССР это был Киембаевский горно-обогатительный комбинат), расположенном в г. Ясный Оренбургской области

Поводом для этой поездки стал пресс-релиз, в котором НО «Хризотиловая ассоциация» выразила крайнюю озабоченность в связи с публикациями в СМИ о провале испытаний российского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». На авианосце вышли из строя 7 из 8 паровых котлов, основной причиной газета «Коммерсантъ» назвала отказ от использования асбеста в теплоизоляции энергетических установок. Вместо асбестосодержащей изоляции, изначально применявшейся на корабле, была использована изоляция из огнеупорного кирпича. В результате испытаний кирпич просто рассыпался, не выдержав температурного режима.

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

ЯСНЫЙ – МОСКВА

Инициатива о замене асбеста в конструктиве теплоизоляционных блоков, по данным «Коммерсанта», принадлежала индийской стороне. Данное требование находится в логике существующего сегодня в мире тренда отказа от использования асбеста из-за потенциального вреда здоровью, который он, якобы, мог причинить экипажу. Это прямое следствие антиасбестовой кампании, проводимой группой международных экологических организаций и направленной на полный запрет всех видов асбеста в мире без учета дифференцированного подхода к различным его видам и существующих научных данных. При этом это первый подобный случай на рынке вооружений, ставший публичным.

Стоит отметить, что в России традиционно используется хризотиловый асбест, который при контролируемом использовании не представляет угрозы для человека. Именно поэтому возникает вопрос о целесообразности требований индийской стороны, учитывая тот факт, что в Индии хризотиловый асбест используется без ограничений.

Асбестосодержащие материалы широко и успешно используются в самых различных областях, например в строительстве, автомобильной и оборонной промышленности и ракетостроении.

Тема нас заинтересовала, мы связались с пресс-службой ОАО «Оренбургские минералы», чтобы получить дополнительную информацию, и совершенно неожиданно получили приглашение посетить предприятие. Стало интересно – а как связан с вопросами военно-технического сотрудничества и обороноспособности горно-обогатильный комбинат?

Асбест, применяемый в строительстве, делится на две группы – хризотиловый и амфиболовый. Амфиболовый асбест, в отличие от хризотила, отличается, среди прочего, кислотоустойчивостью.

Активно разрабатывать и использовать асбест начали в конце XIX – начале XX века. До конца XX века и хризотил, и амфибол активно использовались по всему миру – пока не стала накапливаться статистика асбестообусловленной заболеваемости. Собственно, впервые патогенность асбеста обнаружилась уже в 1907 году: у рабочих, контактировавших с ним, был выявлен легочный фиброз (увеличение соединительной ткани легких в ущерб функциональной). Несколько позже заболевание окрестили асбестозом. В 1970-е годы накопленные данные подтвердили, что люди, работающие с асбестом, подвержены повышенному риску онкозаболеваний, среди которых рак легких и мезотолиома – злокачественная опухоль плевры. Асбест после этого был включен в список канцерогенных веществ, причем сразу в первую категорию опасности. Отсюда-то и берет корни нынешняя антиасбестовая кампания, лидирует в которой Европа.

Но при более глубоком рассмотрении проблемы проявляются нюансы: активный канцерогенный эффект на организм оказывает именно амфиболовый асбест. Причина как раз в его кислотоустойчивости – в легких человека он практически не разлагается. С хризотилом, говорят специалисты, ситуация другая: в человеческом организме период «полураспада» волокон – от семи часов до пары недель.

Впрочем, научные аргументы в этой войне, похоже, играют явно не первую роль. Ведь делится – ни много ни мало – мировой рынок сбыта строительных материалов: что устоит в неравном споре – российский дешевый асбест, востребованный на рынках СНГ и Азии, или, скажем, европейский дорогостоящий заменитель? Здесь с неизбежностью придется проплачивать нужные исследования и прибегать к подковерным методам борьбы. Собственно, защитники хризотила и не скрывают, что приходится порою для результата прибегнуть к «хорошей коррупции».

Правда, следует также помнить, что в России от результата этой борьбы зависит около 50 тысяч рабочих мест, среди которых – рабочие места ясненцев.


 

НОВОСТИ

По информации заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Дмитрия Рогозина, в Коллегии ВПК сформирован оперативный штаб для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса и стабильного исполнения гособоронзаказа в условиях прогнозируемого усиления незаконных санкций США против оборонных предприятий России.
Зенитчики общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) на полигоне Капустин Яр (Астраханской обл.) в конце декабря 2017 г. получили комплект ЗРК «Бук-М3», после чего совершили марш комбинированным способом в пункт постоянной дислокации в Курской области.
Министерство обороны России имеет твердый контракт на 35 учебно-тренировочных самолетов производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которые будут использоваться для подготовки курсантов военно-транспортной авиации, сообщил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
В структуре Сухопутных войск (СВ) России сохранятся и бригады, и дивизии, что позволит обеспечить баланс группировок войск, способных выполнять различные задачи, заявил главнокомандующий СВ генерал-полковник Олег Салюков.
В начале января с подразделениями радиоэлектронной борьбы Западного военного округа была проведена тренировка по радиоподавлению средств связи условного противника.
В 2017 г. закупка ракетных комплексов «Ярс» обеспечила устойчивые темпы перевооружения группировок шахтного и подвижного базирования Ракетных войск стратегического назначения.
ОКБ им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на выполнение аванпроекта по созданию перспективного тяжелого высокоскоростного БЛА самолетного типа массой порядка 4-5 тонн и скоростью 750-950 км/ч, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в ОПК.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276 (известен также под обозначением многоцелевой транспортный самолет – МТС, первоначально разрабатывался совместно с Индией).
Компания «Рособоронэкспорт» планирует расширить географию выставочной работы в 2018 г.
«Вопрос газотурбинных установок для флота окончательно закрыт, и мы можем себя чувствовать абсолютно спокойно в этом плане», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн», где состоялось совещание по развитию российской двигателестроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100