Ударная сила России
Самолеты марки «Су» остаются основой парка ВВС РФ и главным экспортным товаром

Компания «Сухой» по праву занимает видное место в истории авиации СССР, а в постсоветское время она вышла на лидирующие позиции как по своему инновационному потенциалу, так и коммерческим успехам, по сути, оставшись единственной отечественной авиастроительной компанией, конструкторское бюро которой способно создавать новые авиационные платформы.

Андрей ФРОЛОВ

Самолеты этого КБ, прежде всего, легкий бомбардировщик Су-2, принимали участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Штурмовик Су-6 в ходе войны был фактически доведен до серийного производства. Лишь нежелание военно-политического руководства страны сокращать производство отработанного массового Ил-2 не позволило запустить в серию эту машину, имевшую очевидное превосходство по целому ряду параметров.

Расцвет ОКБ пришелся уже на реактивную эру, когда в ВВС стали поступать самолеты марки «Су» практически во всей номенклатуре: от перехватчиков, до штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков. Возможности авиаконструкторов ОКБ в то время были ярко продемонстрированы при создании революционного стратегического бомбардировщика Т-4, опытный экземпляр которого поднялся в воздух в 1972 г. Уже тогда в этом проекте отчетливо проступил характерный почерк суховцев, главной чертой которого стала готовность идти на технический риск и реализовывать прорывные решения.

Михаил Погосян.

Отметим новаторский подход к созданию машин – резервы для модернизации оказались настолько значительными, что некоторые самолеты разработки ОКБ Сухого конца 1960-х – середины 1970-х гг. до сих пор стоят на вооружении ВВС России и более 30 зарубежных стран. Это фронтовой бомбардировщик Су-24М, истребитель-бомбардировщик Су-17/22 и штурмовик Су-25. Ряд модернизаций позволил значительно увеличить потенциал этих самолетов и сохранить их характеристики на уровне, отвечающем современным требованиям. Более того, программы модернизации Су-24 и Су-25СМ продолжаются, причем последний планируется совершенствовать фактически в течение всего срока действующей в настоящее время Государственной программы вооружения на период до 2020 года (ГПВ-2020).

Впрочем, самым известным и по праву заслуженным успехом ОКБ Сухого стала разработка истребителя Су-27, одного из лучших мировых истребителей поколений 4 и 4+/++. В сущности, платформа Т-10 позволила российским ВВС остаться в высшей лиге лучших военно-воздушных сил мира даже в самые тяжелые времена, последовавшие вслед за национальной катастрофой 1991 г. Более того, экспорт истребителей семейства Су-27/30 обеспечил выживание российской авиационной промышленности в период отсутствия внутреннего оборонного заказа и создал базовые условия для нового этапа ее развития, который наступил с принятием Государственной программы вооружения на период до 2020 г. Всего за постсоветское время на экспорт было поставлено более 500 «суховских» истребителей, не считая двух с половиной сотен машинокомплектов для лицензионного производства

Су-27 в Китае и Су-30 в Индии. Это невероятный результат для весьма узкого сегмента дорогих истребителей тяжелого класса, который превосходит даже американские продажи на экспорт аналогичного F-15. Надо заметить, что такой результат был достигнут не только благодаря «хорошей наследственности», то есть собственно наличию отличного предложения в виде Су-27. Некоторые другие российские КБ перед тем как окунуться в рыночную стихию тоже имели неплохие стартовые условия, но не сумели воспользоваться этими возможностями. «Суховцы» же не просто эксплуатировали доставшийся им из советского прошлого задел, но постоянно развивали и совершенствовали продукт, создав линейку предложения от консервативного Су-30МК2 до близкого по своим возможностям к пятому поколению Су-35.

Су-27 и его модификации стали «становым хребтом» ВВС России.

Ключевую роль в сохранении такого инновационного динамизма сыграла вовремя случившаяся смена поколений в руководстве КБ. В 1998 г. его возглавил молодой Михаил Погосян, которому на тот момент был всего 41 год. Видимо, это обстоятельство сыграло определяющую роль в способности КБ и созданной вокруг него корпорации «Сухой» адаптироваться к рыночным условиям.

Су-27 и его модификации стали «становым хребтом» отечественной авиации. Характерным моментом является тот факт, что Су-27, выпущенные еще в советское время, стали первыми самолетами, которые российские ВВС стали модернизировать (в вариант Су-27СМ) в начале

2000-х гг., когда финансирование расходов на Вооруженные Силы несколько выросло. В настоящее время единственными закупаемыми ВВС боевыми самолетами являются истребители и фронтовые бомбардировщики марки «Су». Компания фактически стала монополистом в разработке отечественных пилотируемых боевых платформ. Более того, и перспективы отечественной боевой авиации связаны исключительно с «Сухим» – компания разрабатывает истребитель пятого поколения Т-50, три опытных летных экземпляра которого уже построены и проходят испытания. Бомбардировщик Су-34 должен сменить Су-24М и даже взять на себя часть функций дальнего бомбардировщика Ту-22М. Поскольку планируется модернизировать только 30 единиц Ту-22М, Су-34 после 2020 г. может стать основным субстратегическим отечественным бомбардировщиком. Точным показателем значения, которое придают этой машине ВВС России, являются размещенные на него заказы Министерства обороны. Всего российские военные уже законтрактовали более 120 Су-34, и это количество превышает закупки любых других боевых авиационных комплексов в постсоветское время. При этом есть основания полагать, что этим закупки Су-34 не ограничатся.

Беглый взгляд на озвученные параметры закупок в рамках ГПВ-2020 не оставляют сомнений в том, что именно на продукцию «Сухого» придется основная доля поставок новой техники в ВВС. Согласно данным, опубликованным в открытой печати, до 2020 г. предполагается закупить 74 истребителя Т-50 (включая 14 опытных и предсерийных машин), 96-120 истребителей Су-35С, 60 истребителей Су-30СМ, 129-147 фронтовых бомбардировщиков Су-34 и около 12 штурмовиков Су-25УБМ, то есть максимально порядка 400 боевых самолетов из числа тех 600 машин, которые будут закуплены ВВС в целом.

Программа модернизации бомбардировщиков Су-24 продолжается.

Таким образом, в перспективе самолеты разработки компании «Сухой» сохранят роль «станового хребта» отечественных ВВС. Более того, на сегодняшний день очевидно, что именно с будущими достижениями в области разработки новой техники будут связаны и успехи России на внешних рынках. С учетом того, что на поставки авиационной техники традиционно приходится порядка 50% от всего отечественного оружейного экспорта, а в них доминируют истребители марки «Су», роль «Сухого» становится определяющей  для сохранения и потенциального расширения позиций России как великой авиационной державы.


 

НОВОСТИ

По информации заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Дмитрия Рогозина, в Коллегии ВПК сформирован оперативный штаб для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса и стабильного исполнения гособоронзаказа в условиях прогнозируемого усиления незаконных санкций США против оборонных предприятий России.
Зенитчики общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) на полигоне Капустин Яр (Астраханской обл.) в конце декабря 2017 г. получили комплект ЗРК «Бук-М3», после чего совершили марш комбинированным способом в пункт постоянной дислокации в Курской области.
Министерство обороны России имеет твердый контракт на 35 учебно-тренировочных самолетов производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которые будут использоваться для подготовки курсантов военно-транспортной авиации, сообщил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
В структуре Сухопутных войск (СВ) России сохранятся и бригады, и дивизии, что позволит обеспечить баланс группировок войск, способных выполнять различные задачи, заявил главнокомандующий СВ генерал-полковник Олег Салюков.
В начале января с подразделениями радиоэлектронной борьбы Западного военного округа была проведена тренировка по радиоподавлению средств связи условного противника.
В 2017 г. закупка ракетных комплексов «Ярс» обеспечила устойчивые темпы перевооружения группировок шахтного и подвижного базирования Ракетных войск стратегического назначения.
ОКБ им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на выполнение аванпроекта по созданию перспективного тяжелого высокоскоростного БЛА самолетного типа массой порядка 4-5 тонн и скоростью 750-950 км/ч, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в ОПК.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276 (известен также под обозначением многоцелевой транспортный самолет – МТС, первоначально разрабатывался совместно с Индией).
Компания «Рособоронэкспорт» планирует расширить географию выставочной работы в 2018 г.
«Вопрос газотурбинных установок для флота окончательно закрыт, и мы можем себя чувствовать абсолютно спокойно в этом плане», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн», где состоялось совещание по развитию российской двигателестроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100