Защищенная связь шестого поколения
Полевая трехмерная транспортная сеть связи в структурах управления вооруженными формированиями нового облика

В связи с переходом на двухуровневую систему управления войсками возникла необходимость в принципиально новом подходе к вопросу развертывания сети связи в тыловой тактической зоне за счет сил и средств оперативно-стратегического уровня.

Александр СТАРЧЕНКОВ

В настоящее время для решения этой задачи используется комплекс технических средств с многосвязными узлами доступа, создающими двухмерную сеть связи решетчатой или сотовой структуры. Работа подобных структур основана на каналах связи с пропускной способностью 155 Мбит/с и выше, что приводит к резкому сокращению пролетов связи между узлами (до 15–20 км), так как расстояние между узлами доступа в сети определяется боевым составом войск, построением боевых порядков и пропускной способностью каналов связи. Это, в свою очередь, приводит к росту числа аппаратных и, следовательно, снижению мобильности, а также низкой управляемости сетями.

Отечественный и зарубежный опыт применения полевых средств связи в локальных конфликтах с высокой динамикой боевых действий показал низкую оперативную готовность такой структуры полевой связи. Ведь она основана на применении многомашинных комплексов средств связи и управления. У нее низкая пропускная способность прямых каналов связи и, как следствие, низкая информативность. В зоне глубиной до 60 км эта структура высоко уязвима от воздействия средств огневого поражения.

Александр Викторович СТАРЧЕНКОВ – заместитель генерального директора по науке ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»

Возможным выходом из сложившейся ситуации может быть переход к трехмерной решетке связи для тактического звена с использованием сетецентрических технологий, которые позволят создать прямые каналы связи с повышенной пропускной способностью. Наиболее перспективным направлением является включение в систему связи беспилотных аппаратов (БЛА) вертолетного типа, оснащенных активными ретрансляторами сигналов DSAR+.

На рисунке представлена схема организации полевой трехмерной транспортной сети связи с использованием комплексных многофункциональных аппаратных связи производства ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» с применением активных ретрансляторов DSAR+ на базе БПЛА. Она сочетает новейшие сетецентрические технологии организации связи в тактическом звене управления «бригада – батальон – рота» с достоинствами прямых каналов связи «бригада – оперативное командование». Скоростная транспортная сеть бригады построена на основе технологии, известной как «Тактический Интернет» военного применения, и базируется на двух типах многофункциональных комплексных аппаратных связи: ПУС (полевой узел связи) и ППУ (подвижный пункт управления).

Полевой узел связи предоставляет услуги связи должностным лицам бригады на развертываемых пунктах управления, а подвижный пункт управления предоставляет услуги связи должностным лицам бригады при их перемещениях в ходе выполнения боевых задач.

Обе аппаратные ПУС и ППУ имеют близкий по составу набор оборудования для организации связи и управления, включая места для установки автоматизированных рабочих мест командира, аппаратуры засекречивания, накопления и документирования информации.

Машина комплексной транспортной многофункциональной аппаратной связи (КАС-ТМ).

Транспортная сеть строится на основе унифицированного радиорелейного оборудования с повышенной пропускной способностью на одну аппаратную. Оно работает в дециметровых диапазонах волн с целью обеспечения максимальной дальности и устойчивости связи. Для организации каналов связи с полевыми подвижными пунктами управления используются активные ретрансляторы сигналов, работающие в двух диапазонах. Скорость передачи информации в движении составляет 2 Мбит/с и может увеличиваться до 8 Мбит/с в зависимости от условий связи и поставленной задачи. На стоянке скорость передачи составляет 34 Мбит/с.

Новые аппаратные связи ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» оснащены универсальным мультиплексным оборудованием для работы в сетях SDH, PDH, IP, что создает дополнительные эксплуатационные преимущества на переходном этапе перевооружения подразделений связи и управления. В ПУС предусматривается возможность выноса мультиплексного оборудования с передачей информации по волоконно-оптическому кабелю, что также повышает оперативность развертывания командных пунктов и снижает их заметность.

Предлагаемая модель транспортной сети строится по сетецентрической технологии с использованием унифицированного радиооборудования дециметрового диапазона волн, работающего в режиме «точка–точка» и «точка–многоточка» с распределением пропускной способности в зависимости от решаемой задачи. Суммарная пропускная способность ПУС составляет 2х6 Мбит/с или 12х256 кбит/с на расстояниях до 5 км при работе в движении, до 30 км при работе на стоянке и до 50 км при работе в движении через активный ретранслятор сигналов DSAR+, установленный на БЛА.

Кроме указанного оборудования, ПУС и ППУ оснащены средствами КВ- и УКВ-связи, навигации, служебной связи, жизнеобеспечения в соответствии с требованиями на полевые объекты связи и управления тактического звена на колесном шасси защищенного исполнения (по группе 1.1.2 НТД ОТТ 2.1.211-2004).

В ПУС и ППУ предусмотрено одно рабочее место оператора, а в ППУ, кроме того, – два рабочих места для работы должностных лиц. Компоновка ПУС и ППУ предусматривает размещение и возможность применения табельного оружия экипажа, защищенного бронекузовом автомобиля, а также возможность применения ручного скорострельного оружия, устанавливаемого на турелях вне бронекузова.

Дальнейшие перспективы развития трехмерной структуры транспортной сети связи связаны с совершенствованием ретрансляционного оборудования, использованием различных платформ и увеличением пропускной способности оборудования.

Машина комплексной транспортной ретрансляционной аппаратной связи (КАС-ТР).

В марте 2012 г. ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» провело успешные эксплуатационные испытания новейших разработок: комплексной транспортной многофункциональной аппаратной связи (КАС-ТМ) и комплексной транспортной ретрансляционной аппаратной связи (КАС-ТР). Испытания прошли на полигоне в Черлакском районе Омской области по специальным методикам, разработанным ведущими научными институтами Российской Федерации.

Во время эксплуатационных испытаний были протестированы принципиально новые тактические приемы организации полевой связи, в том числе загоризонтной, с использованием беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Испытания показали, что активный ретранслятор сигналов DSAR+, установленный на БЛА, позволяет реализовать режим загоризонтной радиорелейной связи с гарантированной устойчивостью вне зависимости от состояния тропосферы. Комплексные аппаратные связи типа КАС-ТМ и КАС-ТР способны заменить собой до пяти единиц техники связи, предлагаемой в настоящее время различными производителями для организации полевой системы связи. Эксплуатационные испытания показали, что новая разработка ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» совместима и обеспечивает встречную работу со всем оборудованием, применяемым в сетях связи общего пользования и сетях связи специального назначения.

Отличительными характеристиками КАС-ТМ и КАС-ТР являются низкие эксплуатационные затраты, высокая помехозащищенность каналов связи, быстрое развертывание вне зависимости от климатических условий.

Так комплексная транспортная многофункциональная аппаратная связи КАС-ТМ (на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ 53501 с колесной формулой 6х6, полной массой не более 18 т.) позволяет развернуть три направления скоростных радиолиний сантиметрового диапазона и направления «привязки» в дециметровом диапазоне экипажем из трех человек за время не более 15 мин.

Комплексная транспортная ретрансляционная аппаратная связи КАС-ТР (на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ 4350 с колесной формулой 4х4, полной массой не более 12 т.), позволяет развернуть два направления скоростных радиолиний сантиметрового диапазона и два направления «привязки» в дециметровом диапазоне экипажем из четырех человек за время не более 30 минут.

Предлагаемая структура организации трехмерной транспортной сети связи в значительной мере повышает мобильность и устойчивость связи и снижает материальные затраты при подготовке и ведении боевой операции, а также обеспечивает быструю реакцию подразделений связи на изменение боевой обстановки.

www.relero.ru


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100