Интегрированный навигационный поисково-промысловый комплекс
ИНППК «Авролог-СПФ» по своим функциональным возможностям соответствует лучшим зарубежным системам и имеет ряд преимуществ

Интегрированный навигационный поисково-промысловый комплекс ИНППК «Авролог-СПФ», разработанный ОАО «Концерн «НПО «Аврора», предназначен для оснащения перспективных судов промыслового флота. Разработка выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. Создание ИНППК велось совместно с ООО КБМЭ «Вектор», ОАО «Гипрорыбфлот», ОАО «Концерн «Океанприбор», ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» и ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат».

Константин ШИЛОВ

Юрий ЧЕРНЫШ

В ходе разработки были проанализированы современные методы и орудия рыбного промысла, типы существующих и перспективных рыбопромысловых судов, а также математические методы расчетов маневров судна при различных видах промысла. На основе этого анализа была определена структура ИНППК (Рис. 1).

Рис.1. Навигационный поисково-промысловый комплекс «Авролог-СПФ».

В состав ИНППК «Авролог-СПФ» входят следующие функциональные системы:

– навигационный комплекс – «Авролог НК СПФ»;

– поисковый комплекс – «Авролог ПК СПФ»;

– система управления движением (САУД) – «Корракс-СПФ»;

– система управления рыбопромысловым оборудованием – «Авролог РПО СПФ»;

– интегрированная система управления техническими средствами – «Авролог ТС СПФ»;

– система формирования и ведения электронного промыслового журнала и передачи информации в береговой центр – «Улов».

Система «Авролог НК СПФ» обеспечивает:

– загрузку и отображение морской электронной карты формата S-57 (полученной от любого поставщика карт, зашифрованных по требованиям стандарта S-63), масштабирование изображения, изменение цветовой палитры, отображение объектов карты, проведение измерений на карте;

– отображение информации о месте судна, его навигационных параметрах, метеорологических данных, получаемых от сопрягаемых морских средств навигации (лаг, эхолот, приемоиндикаторы СНС) и метеорологии (датчики ветра, температуры наружного воздуха), отображение трека судна;

– отображение информации о надводной обстановке (первичной и вторичной), получаемой от сопрягаемых РЛС и от транспондеров AIS, а также передачу информации;

– решение задач безопасного маневрирования и расхождения с учетом вытравленных снастей и взаимного положения других судов;

– контроль навигационной безопасности плавания и ведения лова;

– планирование маршрута похода, контроль положения судна относительно запланированного маршрута;

– поисковые задачи («расширяющийся квадрат», «параллельные галсы», «поиск по секторам», маневр Вильямса);

– отображение эхограммы, 3D-модели рельефа дна в районе лова с совместным отображением судна, выметанных снастей;

– построение промыслового планшета;

– ведение судового журнала;

– выбор положения места отдачи кошелькового невода с учетом вектора движения центра плотности рыбного косяка и направления ветра;

– выбор траектории замета кошелькового невода в условиях подвижного косяка и заданной длины невода;

– расчет дистанции «забега» с тралом на борту при траловом пелагическом лове с учетом вектора скорости косяка;

– выбор курса и скорости судна, а также длины вытравленных ваеров при прицельном облове подвижного косяка пелагическим тралом.

Константин Юрьевич ШИЛОВ – генеральный директор ОАО «Концерн «НПО «Аврора», доктор технических наук

Система «Авролог ПК СПФ» предназначена для решения задач поиска, обнаружения, сопровождения (в том числе автоматического) рыбных скоплений, а также контроля параметров орудий лова. В нее входит гидролокатор кругового обзора со сферической антенной, обеспечивающей режимы горизонтального и вертикального сканирования.

В состав системы включена также беспроводная система контроля параметров трала (СКПТ), обеспечивающая формирование информации о геометрии трала, его положении относительно поверхности и дна, степени наполнения, прохождении рыбы через устье трала и температуре воды.

Система «Корракс-СПФ» обеспечивает координированное управление техническими средствами движения судна из рулевой рубки, с выносных пультов управления на крыльях мостика и с местных постов управления, а также автоматическую стабилизацию судна на заданном курсе или маршруте, маневрирование с заданными параметрами скорости движения, угловой скорости разворота или радиуса циркуляции. Система сопрягается с локальными системами управления и регуляторами:

– дизель-редукторных агрегатов;

– винтов регулируемого шага;

– гребных электрических двигателей;

– винто-рулевых колонок;

– рулевых устройств;

– подруливающих устройств.

Система «Авролог РПО СПФ» обеспечивает управление автоматизированным траловым комплексом из навигационно-промысловой рубки с рабочего места тралмастера. Система сопрягается с локальными системами управления и регуляторами автоматизированного тралового комплекса:

– ваерных лебедок;

– кабельно-сетных лебедок;

– вытяжных лебедок;

– лебедок выливки улова.

ИСУ ТС «Авролог ТС СПФ» обеспечивает:

– управление главной энергетической установкой, электроэнергетической системой, вспомогательными механизмами и общесудовыми техническими средствами и системами;

– контроль, индикацию и обобщенную аварийно-предупредительную сигнализацию, расшифровку и регистрацию параметров работы технических средств и систем;

– контроль дееспособности вахтенного механика.

Юрий Николаевич ЧЕРНЫШ – директор производства гражданской морской техники ОАО «Концерн «НПО «Аврора», кандидат технических наук

Система «Улов» – элемент электронной системы мониторинга и контроля отлова биоресурсов, которая в автоматическом режиме отслеживает местоположение и действия судов промыслового флота. Системой формируются и передаются в береговой центр судовые суточные донесения, отражающие результаты промысла судна на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов.

Управление судном и его техническими средствами осуществляется с операторских станций (ТС, НПК, РПК), установленных в рулевой рубке, центральном посту управления и на местных постах управления, расположенных в непосредственной близости от управляемого оборудования.

Операторские станции – универсальные и взаимозаменяемые. Каждая из них имеет доступ к центральному серверу данных по скоростной дублированной волоконно-оптической линии связи, что обеспечивает возможность управления судном, рыбопоисковым и рыбопромысловым промысловым оборудованием и техническими средствами в полном объеме.

Ядро ИНППК – центральный сервер данных (ЦСД), реализованный на резервированных высокоскоростных моноблочных компьютерах НПО «Аврора». ЦСД обеспечивает формирование полной базы данных и обмен информацией между системами ИНППК. Он обслуживает запросы систем на выдачу им необходимых данных, выполняет логическую обработку данных и команд управления, определяет предельно-допустимые значения параметров и аварийные состояния судна и технических средств. При возникновении аварийных ситуаций ЦСД активирует системы аварийно-предупредительной сигнализации и регистрации событий, формирует и передает в системы ИНППК команды управления техническими средствами, обеспечивающими безопасность использования судна.

Для сбора информации от навигационного и гидроакустического комплекса используются интеграторы навигационной (ИНИ) и поисковой (ИПИ) информации. Для сбора информации от датчиков технических средств в каждой из систем ИНППК применяются устройства удаленного ввода-вывода (УУВВ).

УУВВ распределяются по помещениям судна и формируются по функционально-технологическому и по топологическому признакам. Функционально-технологические устройства ввода-вывода объединяют технологически связанные технические средства, например, ГЭУ, ЭЭС, вспомогательные системы, обслуживающие ГЭУ и ЭЭС. Они обеспечивают логическую и алгоритмическую обработку данных, необходимые блокировки, диагностику, защиту и регулирование параметров.

УУВВ, построенные по топологическому принципу, объединяют технические средства, распределенные по помещениям судна, например, противопожарные системы, системы вентиляции и кондиционирования, системы отопления и другие. Они выполняют, как правило, функции ввода-вывода данных о параметрах и состоянии технических средств в каждом из помещений, а в случае необходимости, блокировки и защиту оборудования.

Для обеспечения надежного обмена данными между системами ИНППК используются три коммуникационные сети Ethernet со скоростью передачи данных 1 Гбит/с). На полевом уровне для сбора данных от датчиков используются локальные сети Ethernet со скоростью передачи данных 100 Мбит/с.

Рис.2. Структурно-функциональная схема базовой системы ИНППК для судов промыслового флота.

Проведенный по результатам разработки технико-экономический анализ показал, что ИНППК «Авролог-СПФ» по своим функциональным возможностям соответствует лучшим зарубежным системам и имеет ряд преимуществ. В ИНППК реализованы алгоритмы расчета маневров на всех этапах промысла с учетом таких параметров как горизонтальная и вертикальная скорости облавливаемого косяка рыбы, направление и скорость ветра, что позволяет более точно выводить орудия лова на цель и повышает эффективность работы рыбопромыслового судна. Входящая в состав ИНППК система контроля параметров трала снабжает судоводителя информацией обо всех необходимых данных, что позволяет использовать трал с максимальной эффективностью, а также своевременно реагировать в случае нештатных ситуаций, что позволяет исключить возможность утери или повреждения дорогостоящих орудий лова.

В ИНППК также реализованы алгоритмы расчета зон безопасности для совместного промысла нескольких судов с учетом находящихся за бортом орудий лова. При этом судоводитель может оперативно получать информацию и реагировать в случае опасного сближения с соседними судами и предотвращать как возможные столкновения, так и повреждения орудий лова.

Входящая в ИНППК система управления техническими средствами позволяет обеспечить совместную работу с главными и вспомогательными дизельными энергетическими установками, вспомогательными и общесудовыми техническими средствами, противопожарными средствами и якорно-швартовыми устройствами.

По итогам проведенного анализа следует, что по совокупности характеристик ИНППК является конкурентоспособной системой на внутреннем российском и зарубежных рынках.

mail@avrorasystems.com

www.avrorasystems.com


 

НОВОСТИ

Новые самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» являются первым шагом к роботизации военной техники Сухопутных войск, сообщил начальник Ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Опытный самолет МС-21-300, проходящий летные испытания на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, впервые выполнил посадку в темное время суток.
Два первых серийных легких военно-транспортных самолета Ил-112В будут заложены на воронежском авиазаводе в ближайшие 2-3 месяца, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. Первый полет опытного образца Ил-112В запланирован на осень 2018 г.
Приемочные испытания модернизированного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1М» планируется провести до конца 2019 г., заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Федеральная служба безопасности создала Национальный центр, который будет координировать борьбу с кибератаками на «критическую инфраструктуру». Соответствующий приказ подписал директор ФСБ России Александр Бортников.
Летный образец гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, изготовленный в ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России», совершил первый перелет и приземлился на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский, где он был представлен участникам Восточного экономического форума.
В рамках двусторонних ротных тактических учений в соединениях и воинских частях Южного военного округа (ЮВО), в которых принимали участие около 6 тыс. военнослужащих, были проведены тактико-специальные учения (ТСУ) подразделений радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Два экипажа стратегических ракетоносцев Ту-160 впервые выполнили посадку на аэродром Анадырь (Чукотка) в рамках летно-тактического учения дальней авиации.
Предприятия ГК «Ростех» начали изготавливать запчасти для двигателей Д-18Т, установленных на тяжелых транспортных самолетах Ан-124 «Руслан», сообщил РИА «Новости» индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации Анатолий Сердюков.
В ходе очередного селекторного совещания с руководящим составом ВС РФ, проходившем в Национальном центре управления обороной РФ под руководством главы военного ведомства генерала армии Сергея Шойгу, в числе прочего обсуждался ход опытно-конструкторской работы по изготовлению космического аппарата «Пион-НКС».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100