Юбилей холдинга «Сухой»
У лидера российской авиапромышленности – холдинга «Сухой» 26 августа юбилей

15 лет назад, в 1996 г. Борис Ельцин подписал Указ о создании Авиационного военно-промышленного комплекса «Сухой». В состав этой интегрированной структуры было решено включить ОКБ Сухого, авиазаводы в Иркутске, Новосибирске, Комсомольске-на-Амуре и ряд других предприятий. Руководителем АВПК в конце того же года назначили Алексея Федорова.

Иван КАРЕВ

 

Однако полноценной холдинговой структурой АВПК «Сухой» тогда не стал – главным образом по той причине, что руководители серийных заводов были не заинтересованы в потере самостоятельности. В этом директоров поддерживали и региональные власти.

В 1998 г. Алексей Федоров вернулся на иркутский авиазавод, а новым руководителем АВПК «Сухой» стал Михаил Погосян, являвшийся председателем Совета директоров ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени П.О. Сухого». Он участвовал в создании самолетов Су-32, Су-33, семейства многофункциональных истребителей Су-30, а также возглавлял работы по проектированию и постройке самолета Су-47 «Беркут». В 1999 г. Погосян стал генеральным директором ОКБ Сухого. Надо отметить, что такое решение оказалось весьма дальновидным, руководитель компании смог сосредоточиться на выстраивании холдинговой структуры и оптимизации модельного ряда компании.

По решению Михаила Погосяна были остановлены работы по некоторым военным и гражданским программам, не имевшим реальных рыночных перспектив. Взамен началось создание перспективного регионального самолета. Главной задачей, которую планировалось решить в ходе реализации этого проекта, являлась диверсификация продуктового ряда компании, в котором наряду с успешными военными должны быть и востребованные гражданские модели. Практика показала, что такое решение было полностью оправданным. В военном сегменте упор был сделан на совершенствование и глубокую модернизацию семейства Су-27/30 и создание самолета пятого поколения.

ПАК ФА на авиасалоне МАКС-2011.

В 2003 г. АВПК был преобразован в Авиационную холдинговую компанию «Сухой». За несколько лет, проведенных Михаилом Погосяном на должности руководителя этой структуры, ему удалось добиться консолидации ОКБ и входящих в холдинг серийных заводов, которые начали проводить единую производственную политику.

Основным коммерческим партнером холдинга долгое время являлся Китай. В 2000-2002 гг. в КНР были поставлены 28 самолетов Су-27УБК, в 2000-2004 гг. – 76 Су-30МКК, в 2004-2005 гг. – 24 Су-30МК2. Кроме того, в 1996 г. было заключено соглашение о лицензионной сборке истребителей Су-27СК в Китае – всего до 2004 г. было собрано 95 самолетов. Комплекты для сборки, как и готовые машины, поставлялись Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением им. Ю.А. Гагарина. Во второй половине 1990-х и 2000-х гг. самолеты семейства Су-27/30 поставлялись также Вьетнаму, Индонезии, Венесуэле, Алжиру и Малайзии.

В настоящее время компания «Сухой» обеспечивает выполнение полного цикла работ – от начальной стадии проектирования до эффективного послепродажного обслуживания авиационной техники. Последнее весьма важно, поскольку в течение последних лет «Сухой» стал одним из лидеров среди предприятий, имеющих право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность в части послепродажного обслуживания и поставки запчастей. Объем доходов в этом сегменте достиг $200 млн.

В 2002 г. компания «Сухой» выиграла тендер МО РФ на создание истребителя пятого поколения. ПАК ФА совершил первый полет в 2010 г., в настоящее время в летных испытания участвуют 2 самолета этого типа, до конца 2011 г. к ним должны подключиться еще две машины. Планируется, что в серию истребитель пойдет в 2015 г. Учитывая то, что пока программа создания самолета полностью укладывается в график, нет причин сомневаться в том, что так оно и будет.

Надо отметить, что ПАК ФА еще на этапе проектирования стал международным проектом. В интересах ВВС Индии в настоящее время разрабатывается двухместная версия истребителя, получившая обозначение FGFA. Это беспрецедентный по объемам контракт на перспективный боевой самолет – всего Индия планирует закупить не менее 250 машин этого типа. FGFA станет базовой экспортной версией российского истребителя пятого поколения. В целом, учитывая высокий уровень боевых характеристик и относительную (по сравнению с американским F-35) дешевизну, у программы хорошие рыночные перспективы.

Стоимостный объем экспортных продаж истребителей «Сухого» на мировом рынке в 2003-2010 гг. составил $13,361 млрд. или 19,36%. Согласно имеющемуся портфелю заказов по состоянию на 1 июня 2011 г., стоимостный объем экспорта истребителей марки «Су» в предстоящие 4 года (2011-2014 гг.) оценивается в $7,408 млрд., что составляет 61% от общего объема продаж России в данной категории ($12,14 млрд.).

В последние годы начались поставки боевой авиационной техники марки «Су» и в интересах российского Министерства обороны. На текущий момент размещен заказ на поставку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-32, а до 2020 г. ВВС должны получить 120 машин этого типа.

В ходе авиасалона МАКС-2009 был заключен контракт на поставку ВВС РФ до 2015 г. 48 многофункциональных истребителей Су-35C. Столько же самолетов ВВС должны получить и в 2015-2020 гг. В настоящее время выполняется контракт на постройку 12 истребителей Су-27СМ3.

Если вернуться к гражданской тематике холдинга, то в настоящее время имеется уже около 200 твердых заказов на региональные самолеты Sukhoi Superjet 100. До конца 2011 г. заказчикам планируется передать 7 самолетов. В 2012 г. планируется произвести 28 машин, в 2013 г. – 42, а с 2014 г. выйти на уровень производства 60 самолетов в год.

В целом, на сегодняшний день холдинг «Сухой» является не только ядром кристаллизации боевого дивизиона ОАК, но и всей Объединенной авиастроительной корпорации в целом.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100