Уралвагонзавод – шедевр в квадрате
Уралвагонзавод сегодня не просто крупный машиностроительный завод, а научно-производственная корпорация


В канун 75-й годовщины начала деятельности предприятия заместитель генерального директора Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» по спецтехнике Вячеслав ХАЛИТОВ ответил на вопросы корреспондентов журнала «Национальная оборона».

Интервью

Елена ЕЛКИНА

Александр МОЗГОВОЙ

— Вячеслав Гилфанович, какие события вы считаете знаковыми в истории Уралвагонзавода?

— Безусловно, длинный список таких знаковых событий открывает выпуск осенью 1936 г. первых тяжелых вагонов. Ведь первоначально главное предназначение нового завода состояло именно в производстве сугубо мирной продукции – железнодорожного подвижного состава. Уральский вагоностроительный завод – детище первых пятилеток, поставивших нашу страну в один ряд с крупнейшими индустриальными державами мира.

Вячеслав Гилфанович ХАЛИТОВ – заместитель генерального директора ОАО «НПК «Уралвагонзавод» по спецтехнике

Однако уже через пять лет предприятию пришлось облачиться в шинель. В 1941 г. в Нижний Тагил из западных регионов СССР были эвакуированы одиннадцать промышленных предприятий. При их участии УВЗ перепрофилировали в танковый завод, который в том же году приступил к выпуску продукции для нужд фронта. В очень короткие сроки Нижний Тагил превратился в «танкоград». Это без преувеличения был трудовой подвиг рабочих, инженеров и служащих. Уже в 1941 г. впервые в мире был пущен танковый конвейер, с которого до конца войны сошло свыше 25 тысяч легендарных танков Т-34. Они сражались под Сталинградом, на Курской дуге, освобождали Вену и Прагу, тысячи других больших и малых городов у нас в стране и за ее рубежами, штурмовали Берлин. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях Великой Отечественной войны, был собран в Нижнем Тагиле. Эта грозная боевая маневренная машина заслужено признана лучшим танком Второй мировой войны. И вклад Уралвагонзавода в великую Победу, без сомнения, весом.

Кстати, УВЗ в годы войны занимался не только массовым выпуском танков. В его цехах ковались и бронекорпуса для «летающих танков» – знаменитых штурмовиков Ил-2. Производил завод также и авиабомбы.

После войны Уралвагонзавод превратился в многопрофильное предприятие. Завод возобновил производство железнодорожного подвижного состава. 19 марта 1946 г. первая большегрузная платформа выкатилась из ворот завода. В 1947 г. начался выпуск полувагонов, а в 1948-м – крытых вагонов. Замечу, что возобновление вагонного производства происходило на качественно новом уровне. Оно опиралось на передовые военные технологии, освоенные в годы войны. Это позволило Уралвагонзаводу приступить к изготовлению сложной железнодорожной техники – изотермических цистерн на основе вакуумно-порошковой изоляции. Они предназначались для транспортировки жидкого кислорода. Нашим предприятием разработаны десятки модификаций изотермических железнодорожных и стационарных цистерн, которые широко используются в различных отраслях народного хозяйства.

Танки Т-90 относятся к числу лучших в мире.

Боевая машина поддержки танков «Терминатор».

В цехах Уралвагонзавода собиралась строительная и сельскохозяйственная техника, в которой в послевоенные годы испытывалась острая нужда. Участвовал завод и в реализации заказов зарождавшейся тогда космической промышленности.

В то же время Уралвагонзавод продолжал оставаться одним из столпов оборонно-промышленного комплекса страны. «Холодная война» заставила самым серьезным образом заниматься укреплением военной мощи. Уже в 1954 г. в серию пошел средний танк Т-54, а с 1958 г. начался выпуск Т-55 и его многочисленных модификаций. Для своего времени это были выдающиеся боевые машины. Еще в годы Великой Отечественной войны конструкторы завода №183, как тогда обозначался Уралвагонзавод, на базе Т-34 создали танк Т-44 с уникальной компоновкой. За счет поперечной установки двигателя и трансмиссии удалось значительно сократить длину и высоту машины, а также сместить башню к середине корпуса, тем самым, разгрузив передние катки. Ту же схему применили и на Т-54/55. На новом танке усилили бронирование и установили пушку 100-мм калибра. Низкий силуэт и скругленная башня способствовали повышению защищенности. Эти танки поступали не только в части Советской Армии, но и других стран. Они и сейчас в строю в армиях ряда государств. Предприятия корпорации продолжают получать заявки от зарубежных заказчиков на модернизацию машин семейства Т-54/55.

Танки Т-34 нередко можно увидеть и сейчас. Они стали памятниками подвигу советских воинов и тружеников тыла.

В инициативном порядке Уралвагонзаводом был создан средний танк Т-62, который с 1961 г. начал поступать в войска. Он получил 115-мм гладкоствольную полуавтоматическую пушку с боезапасом из 40 бронебойных подкалиберных, кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов.

И, конечно, этапными стали для Уралвагонзавода разработка и серийное производство основного танка Т-72 «Урал» – самого массового танка второго послевоенного поколения. Он был принят на вооружение в 1973 г. и с тех пор является главной ударной силой Сухопутных войск СССР и России, а также армий многих других государств. Не буду подробно о нем говорить, так как читатели журнала «Национальная оборона» наверняка хорошо знают эту машину.

— Вклад Уралвагонзавода в Победу в Великой Отечественной войне трудно переоценить. Велика заслуга предприятия и в укреплении обороноспособности страны в послевоенные годы. Что сегодня предлагает УВЗ Вооруженным Силам?

— Если говорить о танках, выпускаемых головным предприятием корпорации в Нижнем Тагиле, то это различные модификации ракетно-пушечного танка Т-90, который, по признанию многих отечественных и зарубежных специалистов, относится к числу лучших современных образцов бронетанковой техники. Не прекращается работа и по перспективным машинам.

Одна из новинок – боевая машина поддержки танков (БМПТ) «Терминатор». Наши конструкторы постоянно занимаются ее совершенствованием.

Бронированная машина разминирования БМР-3М.

Инженерная машина разграждения ИМР-3.

При образовании в 2007 г. Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» в холдинг вошли многие промышленные предприятия, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро оборонно-промышленного комплекса России, что значительно расширило продуктовую линейку. Здесь нельзя не вспомнить Уралтрансмаш, где производятся 152-мм самоходные орудия «Мста-С», или Завод №9 – разработчика и изготовителя артиллерийских систем для Сухопутных войск, Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения – разработчика танка Т-80 с газотурбинным двигателем. Нижегородский «Буревестник» занимается созданием орудий для Военно-морского флота и армейских минометов, Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения известно тяжелой огнеметной системой ТОС-1А, а Рубцовский филиал – командирскими боевыми разведывательными машинами БРМ-3К и подвижными разведывательными пунктами, оснащенными современными средствами сбора, обработки и передачи информации. Этот перечень можно продолжать долго.

Не все зависит от корпорации. В Министерстве обороны все еще продолжается процесс формирования будущего облика Вооруженных Сил России и отладки механизма взаимодействия с промышленностью. Так, в текущем году УВЗ получил от Министерства обороны контракт только на модернизацию танков Т-72.

Мобильные буровые платформы выпускаются для нужд нефтегазового комплекса.

— На предстоящей в Нижнем Тагиле выставке будет продемонстрирован модернизированный танк Т-90С. В чем его отличия от танков этого семейства более ранних моделей?

— Основное направление модернизации – это новая башня, которая оснащается усовершенствованными системой управления огнем, автоматом заряжания и пушкой, а также дополнительным дистанционно управляемым пулеметным вооружением и защитой. Особое внимание уделено повышению возможностей командира по тактическому управлению танком и подразделением, поиску целей и управлению огнем основного вооружения во всех видах боя одинаково эффективно днем и ночью. Программно-технический комплекс дает командиру наиболее полную картину боя. Существенно улучшена управляемость танка за счет внедрения автоматического переключения передач и привода поворота от штурвала. Установлен более мощный основной двигатель. Имеется дополнительный энергоагрегат, который позволит обеспечить электроснабжение танка на стоянке. При этом габариты машины не увеличились, а по массе она продолжает оставаться в классе 50 т, превосходя по этому показателю все остальные современные танки. Мы уверены, что модернизированный Т-90С по достоинству будет оценен отечественными и зарубежными специалистами.

— Уралвагонзавод – ведущий поставщик бронетанковой техники на мировой рынок. Каковы, по вашему мнению, перспективы предприятия в этом секторе бизнеса?

— Действительно, УВЗ на сегодняшний день – лидер по экспорту бронетехники. И это не случайно. По маневренности и огневой мощи

Т-90С превосходит зарубежные образцы. Да и по цене он более доступен, нежели его конкуренты. Однако мы не почиваем на лаврах, а постоянно совершенствуем наши машины. Модернизированный танк Т-90С, о котором вы спрашивали, тому пример. Повышены его защищенность, скоростные характеристики и маневренность. Боевые возможности также расширились за счет внедрения современных средств наблюдения, обнаружения, обработки информации, управления и связи. Модернизированный Т-90С по сумме качеств превосходит ныне существующие основные боевые танки. И мы уверены, что он привлечет зарубежных заказчиков.

Большой экспортный потенциал имеется у боевой машины поддержки танков «Терминатор». Когда эта машина демонстрируется на международных выставках вооружений, то неизменно оказывается включенной в топ-листы популярных экспонатов. Зарубежные военные делегации приезжают и на полигон Нижнетагильского института испытания металлов для того, чтобы увидеть работу «Терминатора» в действии.

Производство железнодорожного подвижного состава – одно из приоритетных направлений гражданского сектора Уралвагонзавода.

Дорожно-строительная техника Уралвагонзавода пользуется устойчивым спросом.

Потенциальные зарубежные заказчики интересуются также тяжелой огнеметной системой ТОС-1А, бронированной ремонтно-эвакуационной машиной БРЭМ-1, бронированной машиной разминирования БМР-3М, инженерной машиной разграждения ИМР-3 и другой военной техникой корпорации.

— Объемы гражданского производства Уралвагонзавода превышают военную составляющую. Какова сегодня номенклатура гражданской продукции?

— Один из ваших коллег как-то заметил, что Уралвагонзавод – это «индустриальный шедевр», имея в виду то, что нижнетагильское предприятие – самое крупное промышленное предприятие в мире. После образования корпорации оно стало индустриальным шедевром в квадрате. Конструкторские бюро и заводы, входящие в объединение, способны создавать и производить самую разнообразную машиностроительную продукцию. Всего предприятия корпорации выпускают порядка двухсот видов продукции различного назначения. Но все-таки есть приоритеты. Это по-прежнему выпуск подвижного состава для железных дорог. В прошлом году мы ввели в строй в Нижнем Тагиле южный пролет покрасочного цеха – производства на самом высоком современном уровне. Все большим спросом пользуется дорожно-строительная техника. Расширяются объемы изготовления нефтегазового оборудования, в том числе мобильных буровых платформ. Городские трамваи, которые выпускаются Уралтрансмашем, тоже весьма перспективный бизнес, поскольку трамвайный парк страны устарел и требует замены.

— Не возникало ли у руководства Уралвагонзавода желания уйти из военного бизнеса и целиком переориентировать производство на выпуск более предсказуемой на рынке гражданской продукции?

— Не соглашусь с вами, что гражданский сектор «более предсказуемый». В нем случаются весьма неожиданные повороты, в том числе неприятные. Но выход из пиковых ситуаций в значительной степени зависит от качества менеджмента, от квалификации инженеров, конструкторов и рабочих, то есть от самих работников предприятия. И здесь, действительно, больше ясности, чем в случаях, когда предприятие зависит от непонимания или того хуже – капризов.

Но это все теория. На самом деле мы, во-первых, понимаем свою ответственность за обеспечение обороноспособности страны. А, во-вторых, сама корпорация создавалась в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала для создания перспективных комплексов бронетанкового и артиллерийского вооружения, рационализации оборонного производства и повышения конкурентоспособности продукции.

— Уралвагонзавод сегодня не просто крупный машиностроительный завод, а научно-производственная корпорация, которая объединяет более двадцати предприятий разного профиля. Как выстраиваются отношения между отдельными звеньями этой сложной машины? Как они взаимодействуют между собой?

— Сегодня уже можно говорить, что холдинг состоялся. Создана его интегрированная структура многопрофильного машиностроительного комплекса, в котором высокие технологии оборонной промышленности выступают в роли локомотивов развития гражданского сектора. С другой стороны, инновационные разработки гражданского профиля подпитывают военные проекты.

Однако говорить о том, что корпорация действует как хорошо отлаженная машина, пока преждевременно. Многие предприятия, входящие в холдинг, в силу ряда причин действуют еще не синхронно. Поэтому механизм и структура корпорации требуют совершенствования. Над чем мы и работаем.

В заключение нашей беседы хотел бы отметить, что 75-летие УВЗ практически совпадает с 90-летием российского танкостроения. Поэтому позвольте поздравить танкостроителей, воинов бронетанковых войск, ветеранов отрасли и Вооруженных Сил с этой славной датой и заверить их, что Уралвагонзавод не подведет!


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100