Для обеспечения высокой точности
Перспективы развития гиростабилизированных оптико-электронных систем различного базирования

Изделие «Сфера-05».

Леонид МОСКОВЧЕНКО

 

Научно-производственное объединение ОАО «НПО «Карат» на протяжении последних двадцати лет успешно занимается разработкой и серийным изготовлением гиростабилизированных платформ (ГСП) различного базирования, обеспечивающих:

— высокоточную стабилизацию в инерциальном пространстве установленных на ГСП «пассажиров»;

— наведение их на объекты, находящихся в заданных точках пространства;

— захват и автосопровождение объектов с высокой точностью;

— измерение их угловых координат и дальности относительно основания ГСП;

— обработку полученной информации и выдачу ее в другие системы в реальном масштабе времени.

Леонид Васильевич МОСКОВЧЕНКО – генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «НПО «Карат», кандидат технических наук, лауреат Премии правительства РФ в области науки и техники за 2009 г.

Одним из перспективных направлений развития высокоточных ГСП является авиационное и ракетно-космическое. Накопленный за десятилетия сотрудниками предприятия научно-технический и производственный опыт позволил коллективу ОАО «НПО «Карат» создать и в настоящее время разрабатывать ряд высокоточных ГСП. К ним относятся:

— трехосная ГСП с астровизирующим телевизионным устройством, работу которого обеспечивает высокоточная система стабилизации и наведения на заданные звезды (стабилизация обеспечена с погрешностью не более 5 угл. сек.) при работе маршевого двигателя 3-й ступени БР морского базирования;

— четырехосная ГСП (НВ-0101) с комплексом оптико-электронных устройств (несколько телевизионных каналов, ИК-канал, лазерный дальномер (ЛД)) для многофункциональной ППС «Новелла» самолета Ил-38;

— ГСП (модификация НВ-0101) для самолета Ил-114;

— трехосная ГСП с усовершенствованными телевизионными каналами и уменьшенным весом для вертолета «Ансат»;

— четырехосная ГСП КСО-200 для самолета Бе-200;

— трехосная ГСП с РЛС комплекса «Хризантема-В»;

— вертолетная ГСП с РЛС

Н-025М, Н-025-102М1 и др.;

— вертолетная ГСП с РЛС изделий «Арбат-К2», «Арбат-БС», «Арбат-ППУ» и других.

Основные технические проблемы, которые коллективом были успешно решены: обеспечение функционирования ГСП при больших линейных перегрузках, угловой и линейной вибрации носителей; существенные угловые скорости разворота носителя по трем осям в процессе выполнения боевой задачи (особенно для вертолетов).

Прибор для самолета Бе-200.

Прибор для БЛА (вес 1 кг).

Еще одним перспективным авиационным направлением развития современных ГСП является создание типоряда малогабаритных ГСП для различных беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Они представляют собой наиболее перспективные роботизированные летательные аппараты, способные автономно выполнять различные самые сложные и опасные задачи в труднодоступных районах, не подвергая опасности обслуживающий БЛА персонал. К таким полетным задачам относятся:

— освещение окружающего пространства с помощью находящихся в составе ГСП телевизионных и инфракрасных каналов, лазерного дальномера;

— обнаружение целей, измерение их угловых координат и дальности относительно БЛА;

— определение географических координат целей, запись и трансляция в реальном масштабе времени полученной информации на «базу».

Предприятием ОАО «НПО «Карат» разработан типоряд ГСП весом от 1 до 40 кг с разной комплектацией «пассажиров» для различных классов БЛА с учетом их механических и климатических условий работы.

Морским носителям также требуются современные высокоточные оптико-электронные системы, работающие как в составе корабельных систем управления оружием, так и в составе навигационных наблюдательных комплексов с обеспечением:

— кругового обзора окружающего корабль пространства;

— обнаружения и автосопровождения различных целей;

— инфракрасной пассивной локации воздушного пространства;

— слежение за полетом корабельных вертолетов, расчет и выдача координат отклонения вертолетов от глиссады;

— обеспечение вождения и причаливания кораблей в простых и сложных метео- и навигационных условиях и др.

Перспективные задачи, которые ставят корабелы перед разработчиками ГСП:

— одновременная инфракрасная локация воздушного пространства и автосопровождение нескольких целей;

— выработка параметров углового движения целей относительно ГСП;

— измерение и учет угловых деформаций оснований ГСП и вооружения и другие.

Изделие ПП «Сфера-02».

Вышеперечисленные задачи ГСП морского базирования ОАО «НПО «Карат» успешно решены или решаются в настоящее время по текущим заказам. Так, за последние пять лет предприятие разработало несколько ГСП морского базирования:

— изделие ПП «Сфера-02» – координатор в системе управления корабельной артиллерией. Серийно изготавливается и установлено на различных кораблях ВМФ РФ и зарубежных заказчиков;

— изделие «Сфера-05» с ИК-локационным каналом – модернизируется для кораблей проекта 20385;

— изделие Пр1М-ГСП с РЛС в качестве «пассажира», изготавливается для корабельной системы управления «Багира-М»;

— изделие «АПК ГПАП» – четырехосная ГСП со спутниковой антенной;

— изделие Пр1А-М – двухосная ГСП с ТВ-каналом и ЛД, изготавливается для обеспечения резервной стрельбы на кораблях.

В настоящее время ОАО «НПО «Карат» разработан перспективный системный план по модернизации серийных и опытных образцов ГСП с целью:

— внедрения самых современных чувствительных элементов (ТВ матриц, ТПВ матриц, ЛД приемников и излучателей) в каналы ГСП;

— внедрения современных материалов и сплавов с целью уменьшения весовых характеристик ГСП;

— применения блочного метода конструирования с целью повышения надежности, сокращения трудоемкости изготовления, обеспечения ремонтопригодности ГСП без снятия с объекта, сокращения времени устранения неисправности с помощью возимого ЗИП.

ОАО «НПО «Карат»

Россия, 196066, Санкт-Петербург,

Московский проспект, 212

Тел.: +7 (812) 335-4480

Факс: +7 (812) 335-4481

info@npo-karat.ru

www.npo-karat.ru


 

НОВОСТИ

ВКС России начнут получать на вооружение зенитные ракетные системы С-500 «Прометей» ближе к 2020 г., заявил заместитель главнокомандующего ВКС генерал-лейтенант Виктор Гуменный.
Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники, созданный на базе Фонда перспективных исследований (ФПИ), в рамках работ по созданию концепт-платформ для отработки новых технологий робототехники разработает экспериментальные образцы, «способные выполнять функции мобильных помощников для подразделений спецназа», заявил РИА «Новости» заместитель руководителя центра Алексей Кононов.
Подразделения специального назначения Воздушно-десантных войск до конца 2017 г. получат на вооружение около 40 бронеатомобилей «Тигр-М» с дистанционно управляемым модулем (ДУМ) «Арбалет».
Банк России не возражает против включения Промсвязьбанка в перечень уполномоченных банков по сопровождению контрактов государственного оборонного заказа, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на материалы Центрального банка Российской Федерации.
«Результаты контрольных проверок в войсках показали, что по сравнению с прошлым годом количество подразделений, выполнивших нормативы на «хорошо» и «отлично», увеличилось в полтора раза», – сказал министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, открывая очередное селекторное совещание с руководящим составом Вооруженных Сил в Национальном центре управления обороной.
Холдинг «Вертолеты России» подготовил проект модернизации вертолета Ми-26 для российских ВКС. В настоящее время на основе конструкторской документации МВЗ им М.Л. Миля на заводе «Роствертол» ведется создание опытного образца нового вертолета Ми-26Т2В с последующим выполнением комплекса летных испытаний.
Как сообщил Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, предприятие-изготовитель передало в подразделения Сухопутных войск ВС РФ партию модернизированных 240-мм самоходных минометов 2С4 «Тюльпан» в рамках ГОЗ-2017.
Открыты опытно-конструкторские работы по созданию новой боевой разведывательной машины на базе БМП-3, сообщил начальник разведки – заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск (СВ) по разведке генерал-майор Владимир Марусин.
Во 2-ю гвардейскую общевойсковую армию Центрального военного округа, дислоцированную в Поволжье, поступили беспилотные летательные аппараты «Орлан-10» новой модификации.
Совершил первый полет с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М. Бериева самолет радиолокационного дозора и наведения нового поколения А-100.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100