Для обеспечения высокой точности
Перспективы развития гиростабилизированных оптико-электронных систем различного базирования

Изделие «Сфера-05».

Леонид МОСКОВЧЕНКО

 

Научно-производственное объединение ОАО «НПО «Карат» на протяжении последних двадцати лет успешно занимается разработкой и серийным изготовлением гиростабилизированных платформ (ГСП) различного базирования, обеспечивающих:

— высокоточную стабилизацию в инерциальном пространстве установленных на ГСП «пассажиров»;

— наведение их на объекты, находящихся в заданных точках пространства;

— захват и автосопровождение объектов с высокой точностью;

— измерение их угловых координат и дальности относительно основания ГСП;

— обработку полученной информации и выдачу ее в другие системы в реальном масштабе времени.

Леонид Васильевич МОСКОВЧЕНКО – генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «НПО «Карат», кандидат технических наук, лауреат Премии правительства РФ в области науки и техники за 2009 г.

Одним из перспективных направлений развития высокоточных ГСП является авиационное и ракетно-космическое. Накопленный за десятилетия сотрудниками предприятия научно-технический и производственный опыт позволил коллективу ОАО «НПО «Карат» создать и в настоящее время разрабатывать ряд высокоточных ГСП. К ним относятся:

— трехосная ГСП с астровизирующим телевизионным устройством, работу которого обеспечивает высокоточная система стабилизации и наведения на заданные звезды (стабилизация обеспечена с погрешностью не более 5 угл. сек.) при работе маршевого двигателя 3-й ступени БР морского базирования;

— четырехосная ГСП (НВ-0101) с комплексом оптико-электронных устройств (несколько телевизионных каналов, ИК-канал, лазерный дальномер (ЛД)) для многофункциональной ППС «Новелла» самолета Ил-38;

— ГСП (модификация НВ-0101) для самолета Ил-114;

— трехосная ГСП с усовершенствованными телевизионными каналами и уменьшенным весом для вертолета «Ансат»;

— четырехосная ГСП КСО-200 для самолета Бе-200;

— трехосная ГСП с РЛС комплекса «Хризантема-В»;

— вертолетная ГСП с РЛС

Н-025М, Н-025-102М1 и др.;

— вертолетная ГСП с РЛС изделий «Арбат-К2», «Арбат-БС», «Арбат-ППУ» и других.

Основные технические проблемы, которые коллективом были успешно решены: обеспечение функционирования ГСП при больших линейных перегрузках, угловой и линейной вибрации носителей; существенные угловые скорости разворота носителя по трем осям в процессе выполнения боевой задачи (особенно для вертолетов).

Прибор для самолета Бе-200.

Прибор для БЛА (вес 1 кг).

Еще одним перспективным авиационным направлением развития современных ГСП является создание типоряда малогабаритных ГСП для различных беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Они представляют собой наиболее перспективные роботизированные летательные аппараты, способные автономно выполнять различные самые сложные и опасные задачи в труднодоступных районах, не подвергая опасности обслуживающий БЛА персонал. К таким полетным задачам относятся:

— освещение окружающего пространства с помощью находящихся в составе ГСП телевизионных и инфракрасных каналов, лазерного дальномера;

— обнаружение целей, измерение их угловых координат и дальности относительно БЛА;

— определение географических координат целей, запись и трансляция в реальном масштабе времени полученной информации на «базу».

Предприятием ОАО «НПО «Карат» разработан типоряд ГСП весом от 1 до 40 кг с разной комплектацией «пассажиров» для различных классов БЛА с учетом их механических и климатических условий работы.

Морским носителям также требуются современные высокоточные оптико-электронные системы, работающие как в составе корабельных систем управления оружием, так и в составе навигационных наблюдательных комплексов с обеспечением:

— кругового обзора окружающего корабль пространства;

— обнаружения и автосопровождения различных целей;

— инфракрасной пассивной локации воздушного пространства;

— слежение за полетом корабельных вертолетов, расчет и выдача координат отклонения вертолетов от глиссады;

— обеспечение вождения и причаливания кораблей в простых и сложных метео- и навигационных условиях и др.

Перспективные задачи, которые ставят корабелы перед разработчиками ГСП:

— одновременная инфракрасная локация воздушного пространства и автосопровождение нескольких целей;

— выработка параметров углового движения целей относительно ГСП;

— измерение и учет угловых деформаций оснований ГСП и вооружения и другие.

Изделие ПП «Сфера-02».

Вышеперечисленные задачи ГСП морского базирования ОАО «НПО «Карат» успешно решены или решаются в настоящее время по текущим заказам. Так, за последние пять лет предприятие разработало несколько ГСП морского базирования:

— изделие ПП «Сфера-02» – координатор в системе управления корабельной артиллерией. Серийно изготавливается и установлено на различных кораблях ВМФ РФ и зарубежных заказчиков;

— изделие «Сфера-05» с ИК-локационным каналом – модернизируется для кораблей проекта 20385;

— изделие Пр1М-ГСП с РЛС в качестве «пассажира», изготавливается для корабельной системы управления «Багира-М»;

— изделие «АПК ГПАП» – четырехосная ГСП со спутниковой антенной;

— изделие Пр1А-М – двухосная ГСП с ТВ-каналом и ЛД, изготавливается для обеспечения резервной стрельбы на кораблях.

В настоящее время ОАО «НПО «Карат» разработан перспективный системный план по модернизации серийных и опытных образцов ГСП с целью:

— внедрения самых современных чувствительных элементов (ТВ матриц, ТПВ матриц, ЛД приемников и излучателей) в каналы ГСП;

— внедрения современных материалов и сплавов с целью уменьшения весовых характеристик ГСП;

— применения блочного метода конструирования с целью повышения надежности, сокращения трудоемкости изготовления, обеспечения ремонтопригодности ГСП без снятия с объекта, сокращения времени устранения неисправности с помощью возимого ЗИП.

ОАО «НПО «Карат»

Россия, 196066, Санкт-Петербург,

Московский проспект, 212

Тел.: +7 (812) 335-4480

Факс: +7 (812) 335-4481

info@npo-karat.ru

www.npo-karat.ru


 

НОВОСТИ

По информации заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Дмитрия Рогозина, в Коллегии ВПК сформирован оперативный штаб для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса и стабильного исполнения гособоронзаказа в условиях прогнозируемого усиления незаконных санкций США против оборонных предприятий России.
Зенитчики общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) на полигоне Капустин Яр (Астраханской обл.) в конце декабря 2017 г. получили комплект ЗРК «Бук-М3», после чего совершили марш комбинированным способом в пункт постоянной дислокации в Курской области.
Министерство обороны России имеет твердый контракт на 35 учебно-тренировочных самолетов производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которые будут использоваться для подготовки курсантов военно-транспортной авиации, сообщил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
В структуре Сухопутных войск (СВ) России сохранятся и бригады, и дивизии, что позволит обеспечить баланс группировок войск, способных выполнять различные задачи, заявил главнокомандующий СВ генерал-полковник Олег Салюков.
В начале января с подразделениями радиоэлектронной борьбы Западного военного округа была проведена тренировка по радиоподавлению средств связи условного противника.
В 2017 г. закупка ракетных комплексов «Ярс» обеспечила устойчивые темпы перевооружения группировок шахтного и подвижного базирования Ракетных войск стратегического назначения.
ОКБ им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на выполнение аванпроекта по созданию перспективного тяжелого высокоскоростного БЛА самолетного типа массой порядка 4-5 тонн и скоростью 750-950 км/ч, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в ОПК.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276 (известен также под обозначением многоцелевой транспортный самолет – МТС, первоначально разрабатывался совместно с Индией).
Компания «Рособоронэкспорт» планирует расширить географию выставочной работы в 2018 г.
«Вопрос газотурбинных установок для флота окончательно закрыт, и мы можем себя чувствовать абсолютно спокойно в этом плане», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн», где состоялось совещание по развитию российской двигателестроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100