Транспорт и Служба военных сообщений – передний край обороны страны
Служба ВОСО сегодня должна выработать конкретные предложения по повышению живучести железнодорожного транспорта и восстановлению железных дорог

Все войны и военные конфликты начинались с массовых воинских перевозок, обусловленных необходимостью мобилизационного развертывания вооруженных сил и сосредоточения войск на театрах военных действий (ТВД). Без преувеличения можно сказать, что транспорт и Служба военных сообщений всегда были на переднем крае обороны страны.

Владимир ТКАЧЕНКО

Служба военных сообщений (ВОСО) России была создана 6 июня 1868 г. приказом Военного министра по указанию Государя Императора от 14 мая 1868 г. при Генеральном штабе (ГШ) из генералов и офицеров ГШ. Такая система организации и подчиненности службы ВОСО существовала в России до октябрьских событий 1917 г.

С расформированием ставки Верховного главнокомандования и образованием Высшего Военного Совета Республики (ВВСР) ему 5 марта 1918 г. было передано Управление военных сообщений, существовавшее при ставке. Этот день считается днем образования органов военных сообщений Красной Армии. В мае 1918 г. Управление ВОСО было образовано и при вновь созданном Всероссийском Генеральном штабе. Позже эти органы управления были объединены в единое Центральное управление военных сообщений (ЦУП ВОСО) при ВВСР.

Владимир Феодосьевич ТКАЧЕНКО – генерал-майор в отставке, участник Великой Отечественной войны, лауреат премии им. генерала-армии А.В. Хрулева

Приказом ВВСР от 7 октября 1918 г. №49 было установлено, что ЦУП ВОСО является высшим органом военных сообщений.

Управление ВОСО в начале Великой Отечественной войны (ВОВ) находилось в составе ГШ. Возглавлял управление бывший начальник кафедры ВОСО академии ГШ генерал-лейтенант Н.И. Трубецкой.

Известный советский военачальник Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников, оценивая значение всех видов транспорта для достижения победы в войне, подчеркивал, что только умелое сочетание использования всех видов транспорта может дать армии ту подвижность, которая необходима для достижения победы, а государству ту стойкость, которая нужна в современной войне. Он указывал также, что в современных условиях органы военных сообщений, особенно центральные, не могут быть простым исполнителем приказов командования, они должны непосредственно участвовать в работе самого командования, его штаба, быть в курсе намерений командования, чтобы прийти на помощь в маневре средствами транспорта.

В начальный период ВОВ благодаря высокой мобилизационной подготовке железнодорожного транспорта и оперативности службы ВОСО в летне-осенний период 1941 г. для развертывания и сосредоточения Вооруженных Сил из внутренних военных округов были доставлены главным образом железнодорожным транспортом 291 стрелковая дивизия, 94 стрелковые бригады и свыше 2 млн. человек маршевых пополнений. В ноябре-декабре 1941 г. было скрытно перевезено с Урала, Сибири и из Средней Азии четыре резервные армии, свыше 30 отдельных стрелковых бригад. Это позволило остановить фашистскую армию под Москвой, перейти в контрнаступление, в целом избежать трагического развития событий.

Одновременно с перевозками войск и материальных средств на фронт шел большой встречный поток эвакуационных перевозок из западных и юго-западных районов страны. В первые месяцы войны объем эвакуационных перевозок составил около 1,5 млн. вагонов или 30 тыс. поездов.

При маневренном характере действий войск в Великой Отечественной войне часто выполнялись перевозки не только соединений, но и армейских и даже фронтовых объединений. После разгрома немецких войск под Сталинградом из района Сталинграда было отправлено 894 эшелона на Воронежско-Курское направление.

В ходе подготовки военных действий против Японии в 1945 г. на Дальний Восток на расстояние около 11 тыс. км выполнялись перевозки трех общевойсковых и одной танковой армий, механизированного и артиллерийских корпусов, а также много других частей и соединений общим количеством около 1700 эшелонов.

Понимая особую роль службы ВОСО в ходе ВОВ, кардинальные решения по службе ВОСО принимал лично Верховный главнокомандующий Вооруженных Сил СССР И.В. Сталин.

Пытаясь, по его мнению, приблизить управление воинскими перевозками, он назначил своего заместителя – начальника тыла Красной Армии генерала армии А.В. Хрулева народным комиссаром путей сообщения и подчинил ему службу ВОСО.

Роль службы ВОСО и железнодорожного транспорта в ВОВ были настолько высокими, а иногда даже решающими (как, например, в битве под Москвой), что И.В. Сталин лично выслушивал доклады о ходе важнейших перевозок начальника Управления военных сообщений Красной Армии генерал-лейтенанта И.В. Ковалева.

Рассматривая роль и значение транспорта и Службы военных сообщений для обороны страны, нельзя не остановиться на той ситуации, которая сопутствовала службе ВОСО в вопросах подчиненности.

Чехарда с подчиненностью службы ВОСО всегда отрицательно сказывалась на ее работе. Очень точно о роли службы ВОСО и ее месте в Вооруженных Силах написано в книге генерала армии С.М. Штеменко «Генеральный штаб в годы войны»: «…Органы военных сообщений часто переподчинялись то одному, то другому начальнику, но от Генерального штаба никак уйти не могли. В начале войны управление ВОСО организационно входило в состав Генштаба. Потом некоторое время оно было самостоятельным, и его начальник являлся наркомом путей сообщения. Затем это управление переподчинили начальнику тыла, который стал по совместительству и наркомом путей сообщения. А в конце войны ВОСО опять вернулась в Генштаб. Опыт подтвердил одну непреложную истину: кому бы органы военных сообщений ни подчинялись, в отрыве от Генштаба они работать не могут. Поскольку в военное время оперативные перевозки идут непрерывно, и от них в немалой степени зависит судьба операций, Генштаб должен планировать и контролировать их ежедневно, а в иных случаях и ежечасно, давать ВОСО конкретные указания, неослабно следя за исполнением».

Во время Великой Отечественной войны и после нее авторитет ВОСО был очень высок. Службу возглавляли генерал-полковники, заместитель и начальники двух управлений имели чины генерал-лейтенантов и генерал-майоров, что позволяло им при решении любых проблем находить взаимопонимание с руководителями МО, транспортных министерств и Госпланом СССР.

Один из самых талантливых начальников Службы военных сообщений генерал-полковник В.И. Дмитриев возглавлял ее с 1944 по 1962 г.

Учитывая значимость ВОСО во время войны, паровоз – один из безусловных символов Победы.

В период холодной войны с учетом появления ракетно-ядерного оружия в СССР был разработан и реализован план повышения живучести железнодорожного транспорта: построены обходы крупных железнодорожных узлов, подходы к наведению наплавных железнодорожных мостов через крупные реки, подготовлены временные перегрузочные районы (ВПР). ВОСО постоянно контролировала наличие и состояние железнодорожных платформ, паровозов для дублирования электротяги, наличие и состояние восстановительных материалов, к которым относятся рельсы, шпалы, пролетные строения железнодорожных мостов.

Служба ВОСО стала инициатором и организатором работ по строительству стратегически важной Байкало-Амурской магистрали, которая, кстати, до сих пор не имеет второго пути.

В современной России, после проведения приватизации на видах транспорта и реформирования железнодорожного транспорта, роль службы ВОСО еще более востребована, особенно в деле планирования и контроля мобилизационной подготовки транспорта в интересах обороноспособности страны.

Еще в 2001 г. тогдашний начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин, выступая на парламентских слушаниях, посвященных реформе железнодорожного транспорта, заявлял, что предлагаемая в тот момент реформа железнодорожной отрасли России вызывает опасения относительно сохранения военного потенциала страны. Имеющийся опыт приватизации на водном и авиационном транспорте привел, по мнению начальника Генштаба, к сугубо отрицательным последствиям – новых объектов не появилось, часть старых пришла в негодность. В результате водный и авиатранспорт не готовы к выполнению мобилизационных функций. Поэтому основная нагрузка ложится на железные дороги, которые и в мирное время выполняют до 95% военных перевозок.

В последние годы серьезно обострилась международная обстановка. В США уже не первый год разрабатывается концепция «Мгновенного глобального удара», в соответствии с которой ВС США должны получить возможность высокоточного и глобального неядерного поражения критически важных объектов в любой точке Земного шара.

Опыт военных конфликтов современности, например, агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., показывает, что в первую очередь разрушаются пункты управления и коммуникации.

Руководство РЖД заинтересовано в основном в получении высоких прибылей.

Поэтому, как и в Советском Союзе,  служба ВОСО сегодня должна на основе моделирования возможного массированного удара по железным дорогам выработать конкретные предложения по повышению живучести железнодорожного транспорта и восстановлению железных дорог.

Основная сеть железных дорог России (50%), в том числе и железнодорожные направления, выводящие на ТВД, электрифицированы и вследствие этого очень уязвимы. Дублирование электротяги – одна из важнейших и дорогостоящих проблем, которая требует решения в интересах надежной обороноспособности России. Следует смоделировать организацию движения автономными видами тяги на электрифицированных железных дорогах, с учетом возможных обходов по прилегающим железнодорожным участкам, выработать конкретные предложения, мероприятия для дублирования электротяги.

На основе детального анализа подготовить проект постановления правительства на проведение работ, требующих капитальных вложений, и добиваться его выполнения.

В настоящее время центральный аппарат Службы военных сообщений преобразован в Департамент транспортного обеспечения МО РФ. Личный состав ВОСО неоднократно сокращался в интересах других служб тыла – в общей сложности был урезан на 76%. В результате сегодня численность ВОСО в 18 раз меньше численности Транспортного командования МО США (TRANSCOM). TRANSCOM возглавляет четырехзвездный генерал, а  семь генералов и адмиралов возглавляют управления. Командующий TRANSCOM имеет право решать вопросы с президентом США, входит полноправным членом в Объединенный комитет начальников штабов, численность TRANSCOM – 547 военнослужащих.

А у нас сегодня управление ВОСО возглавляет полковник, из-за малочисленности и низкой категории оно потеряло свой былой престиж и авторитет, что не позволяет влиять на мобилизационную подготовку транспорта, в первую очередь – железнодорожного.

При этом Железнодорожные войска сохранили свой уровень. Они на виду: восстанавливали пути на железнодорожных станциях во время событий в Чечне, Абхазии, ремонтируют подъездные пути к складам и базам МО. В настоящее время строят железную дорогу в обход Украины. В СССР Железнодорожные войска были в оперативном подчинении службы ВОСО, так как являются неотъемлемой частью в организации воинских перевозок.

Таким образом, сегодня налицо разрыв между опытом ВОВ, советского послевоенного периода и настоящим временем. Ситуация непростая, но в интересах безопасности страны надо решать вопрос о восстановлении роли и места службы ВОСО в ВС.

Необходимо восстановить статус Службы военных сообщений в ранге Центрального управления военных сообщений и увеличить численность линейных органов ВОСО. Это прерогатива министра обороны и Верховного главнокомандующего ВС РФ.

Необходимо подготовить новый состав службы ВОСО с высоким статусом, чтобы можно было влиять на выполнение работ по повышению живучести и мобилизационной подготовки железнодорожного транспорта, в первую очередь – для работы в условиях внезапного массированного удара.

Очевидно, было бы полезно объ-единить в одном органе ВОСО и Железнодорожные войска. Так это было перед Великой Отечественной войной, когда выполнялся огромный объем работ по увеличению пропускной способности железных дорог на территориях вновь присоединенных областей.

Служба военных сообщений – это оперативная служба. В руках Генерального штаба ВС РФ это один из важнейших инструментов управления войсками. Имея на видах транспорта сеть линейных органов, Служба военных сообщений способна  в считанные часы решать срочные задачи по отправке крупных соединений войск по оперативному предназначению. В процессе перевозки Генеральный штаб ВС РФ через линейные органы Службы военных сообщений имеет постоянную возможность управлять войсками, менять направления перевозок, места выгрузки и сосредоточения войск, а с учетом огромной территории России это приобретает решающее значение для обеспечения надежной обороны страны.

Железнодорожный транспорт и развитая сеть автомобильных дорог играют огромную роль в экономическом развитии стран и ее обороноспособности.

Экономическое, географическое и геополитическое положение России таково, что железные дороги являются основным видом транспорта, обеспечивающим функционирование экономики и в целом жизнедеятельность страны и ее обороноспособности.

Дуайт Эйзенхауэр, став президентом США, решил сразу две проблемы: мотивируя угрозой со стороны СССР, довел протяженность автомобильных дорог до 5 млн. км, а железнодорожный транспорт оставил на автономном виде тяге (тепловозной). Это позволило США резко поднять экономическое развитие страны и ее военный потенциал.

По данным на 2012 г., протяженность автодорог в США – 6586000 км, железных дорог – 226000 км. В России на 2014 г. протяженность автодорог составляла 1396000 км (с твердым покрытием – 984000 км), железных дорог – 85500 км.

Для создания новой мощной экономической базы и повышения обороноспособности страны планировалось еще до 1990 г. уложить второй путь на Байкало-Амурской магистрали с организацией движения на тепловозной тяге, а также построить вдоль БАМа современную автомагистраль. Эти планы не реализованы до сих пор.

В интересах экономического развития России, ее жизнедеятельности и повышения надежной обороноспособности целесообразно составить конкретный план увеличения дорожной сети и выполнять его как самую приоритетную программу страны.


 

НОВОСТИ

Президент России Владимир Путин своим указом назначил Александра Фомина заместителем министра обороны.
Специалисты Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России и представители промышленности начали проведение испытания новых и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники в условиях Арктики.
В ходе полевых занятий по огневой и тактической подготовке с подразделениями мотострелковой бригады Южного военного округа, в которых были задействованы около 300 военнослужащих, а также более 40 единиц боевой техники, включая танки Т-90А, БМП-3, САУ «Мста-С», в режиме реального времени применялся новейший комплекс разведки, управления и связи «Стрелец».
АО «ММП имени В.В. Чернышева» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) получило займ от Фонда развития промышленности (ФРП) на приобретение высокоточных станков в целях обеспечения требуемых стандартов качества и надежности нового турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ.
Как сообщил командующий войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковник Александр Дворников, в Крыму сформирован и приступил к боевой подготовке 22-й армейский корпус Черноморского флота.
Доходы России от экспорта вооружений в 2016 г. составили около $15 млрд., заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на выездном заседании фракции «Единая Россия».
Штатный автомат для боевой экипировки «Ратник» будет выбран в конце 2017 г., заявил РИА «Новости» директор ЦНИИТОЧМАШ Дмитрий Семизоров.
В ходе внезапной проверки боевой готовности ВКС все из более чем 150 воздушных целей, которые имитировали полеты истребителей, БЛА и крылатых ракет условного противника в зоне ответственности система ПВО-ПРО Москвы и Центрального промышленного района, были своевременно перехвачены и условно уничтожены.
Боевой и численный состав Вооруженных Сил России и дислокация их межвидовых группировок определяются с учетом геополитической обстановки в мире и многообразия угроз для безопасности страны, заявил статс-секретарь – заместитель министра обороны России Николай Панков на специальном сборе начальников кадровых органов ВС РФ.
На Международной выставке вооружений и военной техники IDEX 2017 в Абу-Даби корпорация «УВЗ» впервые продемонстрировала полноразмерный макет 30-мм дистанционно управляемого боевого модуля для боевых бронированных машин, созданного Нижегородским центральным научно-исследовательским институтом «Буревестник».

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «ИД «Национальная оборона»

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

Rambler's Top100