Олег Сиенко: «Армата» ручной работы в три раза дешевле «Абрамса»
Мы создали совершенно новую машину, каждый элемент которой – новый

Танки Т-14 «Армата».

Новейшие российские танки «Армата», впервые продемонстрированные на параде Победы 9 мая 2015 года, произвели небывалый фурор в нашей стране и за рубежом. Иностранные эксперты и журналисты сразу заявили, что русские вырвались далеко вперед в области танкостроения. Заслуга в этом принадлежит конструкторам и рабочим Концерна «Уралвагонзавод» (УВЗ), которые создали это бронетанковое чудо.

Корреспондент РИА Новости Сергей Сафронов начал разговор с генеральным директором УВЗ Олегом СИЕНКО именно с темы скорости новейшего танка Уралвагонзавода.

— Олег Викторович, вы профессиональный в прошлом спортсмен, для которого скорость – не абстрактное понятие. А скорость для танка важна?

— Подвижность машины – один из основных элементов ее защиты и безопасности. Ведь совершенствуются не только танки, но и средства их поражения. Поэтому здесь важно время смены позиции, совершения маневра, прорыва. Но скорость, конечно, не номер один в танке, это не «Формула-1», хотя крайне важная защита от средств поражения.

— Какая скорость у «Арматы»?

— На «Армате» хотя и стоит сегодня самая слабая силовая установка, тем не менее мы уже превосходим заявленную скорость. Лично я разгонял машину до 80 километров в час при двигателе 1350 лошадиных сил.

— Какая мощность будет у стандартного двигателя «Арматы»?

— В базовом варианте должны стоять двигатели мощностью 1500 лошадиных сил.

Олег Викторович Сиенко – генеральный директор АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»

— Или 1800?

— Мы создали двигатель, нижний предел мощности которого начинается с 1350 лошадиных сил. Но, например, двигатель, который стоял на Т-90 и Т-90МС, был доведен с 540 до 1130 лошадиных сил. Штатный двигатель «Арматы» имеет параметры 1350-1500-1800 лошадиных сил. Здесь форсирование двигателя рассчитано на будущее, но мы считаем, что чем больше форсировать двигатель, тем меньше у него ресурс. Мы исходим из того, что самое главное – это надежность.

— Штатная пушка на «Армате» калибра 125 мм. Однако вы заявляли о возможности установки пушки калибра 152 мм. В итоге сколько будет построено танков с одной и другой пушками?

— Все зависит от Минобороны. Поставим что угодно. Мы привыкли делать определенные заделы на будущее, и у нас много разработок, которые мы в инициативном порядке делаем, естественно, по согласованию с военными для того, чтобы на перспективу определить облик Сухопутных войск. Но у них есть бюджет, который определяет возможность финансирования НИОКРов. Мы также инициативно делали танки Т-90МС, пожарные машины, «Терминатор-2».

Пушка 125-мм – пушка повышенного могущества. Мы надеемся, что скоро под эту пушку появится новый боеприпас. По своему потенциалу она на 30 процентов совершеннее предыдущей. Например, внутреннее легирование канала ствола позволяет повысить количество выстрелов без замены для ремонта.

— Когда же можно ожидать появление нового боеприпаса для нее?

— Его разработка идет давно, проходят испытания. Надеемся, что в ближайшее время он появится. Для того чтобы получить литеру, нужно самое главное – отстрел боеприпаса.

— Как проходят испытания «Арматы»?

— Мы создали совершенно новую машину, каждый элемент которой – новый. Когда испытываешь 50 с лишним тонн, то каждый узел должен иметь большой запас прочности. Это не автомобиль. Эта машина пробивает стены, прыгает с трамплина, с которого автомобиль просто разобьется. Во время испытаний вскрываются некоторые вопросы по определенным узлам и агрегатам, которые требуют доработки, но в целом баланс достигнут.

Мы, например, столкнулись с проблемой стали, из которой сделаны различные шестерни. Есть вещи, которые до этого не были учтены, например, резонансные явления, с которыми мы никогда в танкостроении не сталкивались, потому что эта машина тяжелее предыдущих. Нужно время, чтобы дорабатывать. Главное – надежность.

Специальная пожарная машина (СПМ) может работать и без экипажа. Она – прообраз будущих танков-роботов.

— Сколько продлятся испытания?

— Все зависит от заказчика, то есть Минобороны. Мы готовы начать исполнять заказ хоть сегодня, все зависит от серии (количества). Несмотря на то что процесс создания дополнительных мощностей будет идти и в следующем году, чтобы замкнуть полностью весь цикл производства, мы можем начать прямо сейчас производство определенных партий. Испытания на нашем внутреннем полигоне проходят ежедневно. В самое ближайшее время начинаются стрельбы, пока существующим боеприпасом. В принципе, все характеристики, которые были заложены в машину, уже реализованы. Сейчас идет доработка совершенно незначительных вещей.

— Можно сказать, что «Армата» пойдет в серию в 2017 году?

— Можно. Но хочу сразу подчеркнуть, что это машина не для срочников, а для профессионалов, которые впитают в себя все возможности этой машины. На следующий год мы планируем ее показать в динамике на оружейной выставке в Нижнем Тагиле. Там мы покажем ее возможности и в динамике, и в стрельбе.

— В этом году она будет участвовать в параде?

— Конечно.

— Сейчас выпуск «Армат» продолжается на заводе?

— Нет, мы выполнили заказ Минобороны на строительство первой партии из 20 машин. Ждем новых.

— О каком количестве закупаемых Минобороны машин может идти речь?

— По этому поводу принято постановление правительства и утверждено президентом. Количество – 2300 танков.

Тяжелые огнеметные системы ТОС-1А вызвали большой интерес за рубежом.

— В течение какого времени?

— Корректироваться временной лаг, конечно, будет. Это видно уже сейчас. Для производства «Арматы» людей нужно учить пять-шесть лет, что мы, в принципе, и делаем. Это ручная работа, здесь не может робот клепать.

— В будущем может конвейер заменить рабочего?

— Я не уверен.

— На Западе так же?

— Они, вообще, пока занимаются модернизацией старых моделей, но тоже вручную. Тот же американский «Абрамс» модернизируют в седьмой-восьмой раз.

— Ряд экспертов отмечают, что «Армата» всем хороша, кроме цены. Как бы вы прокомментировали их заявления?

— Танк Т-72Б3, который поставляем Российской армии, в шесть-семь раз дешевле зарубежных аналогов. Т-90 для нашей армии раз в пять дешевле, чем мы его продаем на внешнем рынке. «Армата» сегодня стоит в три раза дешевле, чем «Абрамс», «Леопард» или «Леклерк». Ровно в три раза. Только его потенциал значительно выше. Но я не буду говорить, сколько он отмаркетованный будет стоить на мировом рынке. При этом те же Т-72 и Т-90 по  своей живучести, боевому потенциалу выше, чем танки производства других стран, как это ни странно. Мы же проводили множество испытаний в различных климатических условиях, знаем потенциал наших конкурентов. Мы считаем, что соотношение «цена-качество» у нас наиболее оптимальное.

В перспективе тяжелые БТР Т-15 получат беспилотные летательные аппараты.

— Кадр попадания снаряда в Т-90 в Сирии облетел все экраны. Танк подбит, а экипаж целый и невредимый покидает машину. Это эффект динамической защиты или брони?

— Это и то и другое вместе.

— Есть ли в ваших планах сделать танк роботизированным – беспилотным?

— Мы двигаемся вперед, и у нас уже есть опыт создания роботизированной пожарной машины на базе танка Т-72. Поэтому в случае получения заказа, внедрим быстро. По большому счету даже те машины, которые проезжали по Красной площади, можно сделать беспилотными, то есть роботами. Беспилотная «Армата» – это машина будущего, мы не сомневаемся. В этом уверены и мы, и военные.

— Планируется ли вооружение «Арматы» беспилотным летательным аппаратом?

— Использование беспилотника предполагается на тяжелой БМП Т-15 на платформе «Армата». Это обязательный элемент в тактическом звене. Без глаз двигаться в колонне крайне сложно, поэтому беспилотник там предусмотрен, и мы будем его активно внедрять. Вопрос, какой аппарат мы возьмем за основу. Это уже к Минобороны, которое тестирует отечественные БЛА, – какой оно нам скажет, такой и поставим. Но точно будет.

— Будет ли на платформе «Арматы» создаваться новая боевая машина поддержки танков типа «Терминатор-3», при том что Российская армия не покупает ни «Терминатор-1», ни «Терминатор-2»?

— Будет. И на «Армате» тоже. У нас есть концепция развития машин на базе платформы «Армата». Она состоит из 28 единиц перспективных видов вооружения. Они должны быть интегрированы на одной платформе: для ПВО, тяжелых бронированных машин. Тогда будет один ремкомплект, один ЗИП, чтобы быстро менять те или иные узлы и агрегаты.

Боевой модуль с автоматической 57-мм пушкой А220М будет устанавливаться на перспективной колесной бронемашине Уралвагонзавода.

— Почему все-таки не покупают?

— Есть понятие бюджет. Мы ощущаем, что его постоянно режут. Как появятся средства у военных, так они и начнут покупать. Возьмем все локальные войны, которые были на севере Африки в последние годы, а также в Сирии. В чем преимущество боевиков? Они мобильные, переоборудовали джипы в платформу для пулеметов или зениток и колесят по пустыне. Что может им противостоять? Только тяжелая техника, спаренная пушка. Мы хотим поставить на новую платформу корабельную пушку калибра 57 мм с дальностью стрельбы 16 километров. Против такой машины боевикам делать нечего. Да, они дорогие, но насколько они эффективны! Поэтому считаем, что перспективы есть.

— Как развивается экспортное направление работы вашего концерна?

— Мы оцениваем потенциальный портфель заказов на уровне 6 миллиардов долларов. Активно проводятся переговоры не только по танкам, но и огнеметным системам ТОС-1А, артиллерии. Кроме того, нам нужно сосредоточиться на сервисных центрах. Понимание в этом вопросе есть – что заниматься ими должен именно производитель.

Самое главное для потребителя – это сервисное обслуживание. По всему миру осталось огромное количество бронетехники времен СССР. Надеемся, что наш портфель позволит эти центры создать. Опыт такой уже есть – в Индии по лицензии производится Т-90С. По танкам, конечно же, переговоры активно ведутся, причем не с одной, а несколькими странами. Какие-то контракты близки к подписанию, по другим ведутся переговоры. Мы готовы удовлетворить желание любого заказчика в самые сжатые сроки.

— Сколько танков производит Уралвагонзавод в день, месяц, год?

— Ежедневно, это точно. Сегодня мы занимаем 70 процентов мирового рынка танкостроения. Я имею в виду как танки, произведенные в России, так и в мире по нашей лицензии. Уже несколько лет мы держим первое место и не хотим его уступать.

— Как развивается проект «Атом» после того, как из него ушли французы?

— Он очень активно развивается с ОАЭ на платформе Enigma. При нормальном стечении обстоятельств мы cможем уже в этом году выйти на стрельбовые испытания.

Конечно, мы очень сожалеем, что из-за санкций был свернут проект с Францией, где мы в рамках СП резко продвинулись вперед. Но мы не остановились, и теперь сами делаем – ставим боевой модуль с 57-мм пушкой на гусеничную машину. По этому же проекту мы прорабатываем вопрос создания СП с Казахстаном, у которого появилась новая импортная лицензионная платформа.

Двухзвенный транспортер ДТ3ПМ – прототип арктической боевой машины.

— Что по этому проекту делали французы?

— У нас не было платформы, а нам нужна была современная плавающая платформа с задним выходом аппарели и высадкой десанта. Сейчас у нас даже боеприпас готовый есть, стрельбы подтвердили все характеристики. Это бронебойный, осколочно-фугасный, фугасный, для борьбы с БЛА и пехотой. Наши молодые инженеры подключаются.

Думаю, что они в 2017 году дадут новое шасси, которое выйдет на испытания, и оно точно будет лучше, например, со схемой мотор-колесо, а это огромный запас хода, независимое движение колес. Это будет новая колесная БМП.

— Проект двухзвенного арктического БТР не требует кооперации с Западом. Как продвигается работа по этому направлению?

— Испытания идут и в конце этого года закончатся. Разработана концепция его вооружения, в которой задействованы такие предприятия, как Концерн «Алмаз – Антей», КБП и другие. Состоялся и закрытый показ для Минобороны. Будем выпускать машины массой от 2 до 30 тонн. Поэтому для них можем выбирать любое вооружение – от пулеметных модулей, которые уже есть на «Буревестнике», до систем залпового огня (РСЗО) и зенитных систем С-300. Машина будет плыть, двигаться по снежным покровам различной глубины, по торосам.

P.S. Как сообщил 19 апреля журналистам заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов на съезде машиностроителей России, «у нас законтрактовано 100 танков «Армата». То есть можно уже говорить о серийном производстве Т-14.


 

НОВОСТИ

Президент России Владимир Путин своим указом назначил Александра Фомина заместителем министра обороны.
Специалисты Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России и представители промышленности начали проведение испытания новых и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники в условиях Арктики.
В ходе полевых занятий по огневой и тактической подготовке с подразделениями мотострелковой бригады Южного военного округа, в которых были задействованы около 300 военнослужащих, а также более 40 единиц боевой техники, включая танки Т-90А, БМП-3, САУ «Мста-С», в режиме реального времени применялся новейший комплекс разведки, управления и связи «Стрелец».
АО «ММП имени В.В. Чернышева» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) получило займ от Фонда развития промышленности (ФРП) на приобретение высокоточных станков в целях обеспечения требуемых стандартов качества и надежности нового турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ.
Как сообщил командующий войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковник Александр Дворников, в Крыму сформирован и приступил к боевой подготовке 22-й армейский корпус Черноморского флота.
Доходы России от экспорта вооружений в 2016 г. составили около $15 млрд., заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на выездном заседании фракции «Единая Россия».
Штатный автомат для боевой экипировки «Ратник» будет выбран в конце 2017 г., заявил РИА «Новости» директор ЦНИИТОЧМАШ Дмитрий Семизоров.
В ходе внезапной проверки боевой готовности ВКС все из более чем 150 воздушных целей, которые имитировали полеты истребителей, БЛА и крылатых ракет условного противника в зоне ответственности система ПВО-ПРО Москвы и Центрального промышленного района, были своевременно перехвачены и условно уничтожены.
Боевой и численный состав Вооруженных Сил России и дислокация их межвидовых группировок определяются с учетом геополитической обстановки в мире и многообразия угроз для безопасности страны, заявил статс-секретарь – заместитель министра обороны России Николай Панков на специальном сборе начальников кадровых органов ВС РФ.
На Международной выставке вооружений и военной техники IDEX 2017 в Абу-Даби корпорация «УВЗ» впервые продемонстрировала полноразмерный макет 30-мм дистанционно управляемого боевого модуля для боевых бронированных машин, созданного Нижегородским центральным научно-исследовательским институтом «Буревестник».

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «ИД «Национальная оборона»

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

Rambler's Top100