Стратегическое планирование или мегарегулирование?
На вопросы журнала «Национальная оборона» отвечает директор Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при правительстве Российской Федерации Алексей МОСКОВСКИЙ.

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Алексей Михайлович, читатели помнят вас как недавнего заместителя министра обороны Российской Федерации – начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, генерала армии, прошедшего все ступени военной службы. И вот мы видим вас в качестве руководителя института, входящего в структуру авторитетного учреждения – Финансового университета при правительстве Российской Федерации, на наш взгляд, достаточно далекого от военных проблем.

— В полной мере согласен с вами в том, что Финансовый университет, образованный в 1919 году – это один из ведущих финансово-экономических ВУЗов, и не только в России. Его выпускники трудятся практически на всех континентах, занимая руководящие должности в бизнес-корпорациях и властных структурах стран с различными политическими системами.

В разные годы в нем учились – министры финансов Арсений Зверев и Иван Фадеев, председатели Госбанка Николай Соколов и Виктор Геращенко; полпред президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, председатель правления Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, президент группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров и другие видные политики, экономисты, бизнесмены.

Военный факультет при Университете закончила большая плеяда финансово-экономических специалистов Вооруженных Сил России (СССР).

Финансовый университет сегодня – это признанный лидер в сфере интеграции науки и образования, один из крупнейших учебно-методических и научно-исследовательских центров российской высшей школы. Он осуществляет широкую программу системных научных исследований и комплексных разработок фундаментального и прикладного характера по важнейшим направлениям реформирования национальной экономики.

Университет активно участвует в решении актуальных проблем современности, откликаясь на инициативы руководства страны. Так, буквально в последнее время разработана и внедрена образовательная программа «Создание инновационной системы образования для подготовки финансистов – лидеров конкурентной экономики».

Теперь в отношении военных проблем. Согласитесь, что в нашей жизни практически все, так или иначе, связано с национальной обороной. Наверное, не найти ни одной сферы, которая бы стояла в стороне от обороны – и промышленность, и сельское хозяйство, и инфраструктура, и демография, и образование. Не буду дальше перечислять. В то же время, чтобы экономика государства четко работала, в том числе и на оборону, необходимо соблюдение ряда условий, важнейшими из которых являются надежное функционирование финансовой системы и эффективное планирование.

В проработке этих и подобных вопросов у Финансового университета накоплен богатейший научный и практический опыт. Преподаватели и выпускники университета принимали и принимают активное участие во всех масштабных экономических проектах, реализованных в нашей стране в прошлом и реализуемых в настоящее время.

Вы обратили внимание, что наше научное подразделение носит название Институт проблем экономической безопасности и стратегического планирования. Поэтому основные сферы моей нынешней деятельности достаточно тесно соприкасаются с тем, чем я занимался на военной службе.

Алексей Михайлович МОСКОВСКИЙ

Генерал армии, доктор технических наук, действительный член Российской академии естественных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, лауреат Государственной премии Российской Федерации, Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и премий правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку и создание вооружения и военной техники. Имеет благодарность президента Российской Федерации за заслуги в области обеспечения национальной безопасности. Службу начал в системе 4-го Главного управления Министерства обороны инженером-испытателем на 10-м Государственном научно-исследовательском испытательном полигоне противоракетной обороны («Сары-Шаган»). Участник испытаний зенитных ракетных систем С-200, С-200В, С-300П и всех типов ракет к ним. В дальнейшем последовательно прошел все должности в заказывающих управлениях Войск ПВО страны до начальника Главного управления вооружения (4 ГУМО). Работал в Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК). В 1997-2001 годах – заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации. В 2001-2007 годах – начальник вооружения Вооруженных Сил – заместитель министра обороны Российской Федерации. В настоящее время директор Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при правительстве Российской Федерации.

— Не могли ли вы рассказать о предыстории появления вашего института?

— Сегодня над задачей всесторонней модернизации России работают многие: от президента и правительства страны до отдельного предприятия. «Модернизация российской экономики», «инновационная экономика» вообще стали ключевыми словами большинства политических выступлений. Однако сколько-нибудь заметного перехода от количества в качество в этих сферах пока не наблюдается.

Реализация стратегических национальных приоритетов, особенно в области социально-экономического развития страны, по-прежнему, сталкивается с рядом трудностей как объективного, так и субъективного характера. Даже в относительно благополучных энергетической, газовой, нефтяной, металлургической отраслях неэффективное управление не удается камуфлировать сверхблагоприятной ценовой конъюнктурой.

Вышедшие в последние время указы президента Российской Федерации, утвердившие Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Основы стратегического планирования в Российской Федерации нацелены, в том числе, на создание в государстве стройной системы стратегического руководства, разработку комплекса документов стратегического планирования.

Являясь по сути базовыми, эти указы впервые определили систему плановых документов в области стратегического руководства, перечень задаваемых, контролируемых и оцениваемых критериев и показателей состояния национальной безопасности. Эти документы также явились основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций, местного самоуправления и общественных институтов.

В связи с этим, сегодня одной из практических задач научно-экономического сообщества России является организация методической и информационно-аналитической поддержки разработки документов стратегического планирования на федеральном, региональном, межотраслевом и отраслевом уровнях.

Как вы понимаете, статус Финансового университета при правительстве Российской Федерации не позволял оставаться в стороне от столь важных задач экономической безопасности государства. Так или иначе, проблемы выработки эффективного механизма решения насущных экономических проблем всегда находились в поле зрения его отдельных структурных подразделений. Однако, как это резонно расценило руководство Университета в лице ректора Эскиндарова Михаила Абдурахмановича, такого внимания отдельных кафедр и отраслевых институтов уже недостаточно. Сложившаяся система не позволяла проводить комплексный стратегический анализ и вырабатывать максимально обобщенные предложения стратегического масштаба. Тогда и было принято решение создать в Университете новое структурное подразделение – Институт проблем экономической безопасности и стратегического планирования.

Руководство Университета считает, что одной из главных задач Института является консолидация усилий кафедр, других научных институтов и центров, работающих в отдельных сферах национальной безопасности, через внедрение единого регламента информационно-аналитического и информационно-справочного их взаимодействия. В качестве особо значимого результата научной деятельности Института должно стать развитие методологии стратегического планирования с учетом задач обеспечения экономической безопасности и доведение полученных результатов до практического использования в интересах модернизации российской экономики.

— Порой приходится слышать, что термин «стратегическое планирование» не особо почитается либеральными экономистами. Так ли это?

— Да, вы в какой-то мере правы. Приходилось не раз слышать подобные высказывания. При этом существует один парадокс: «стратегическое планирование» деятельности предприятия (компании, холдинга) – это норма, а «стратегическое планирование» всей экономики – анахронизм, возврат к советским временам.

Однако нельзя не заметить, что в настоящее время роль стратегического планирования в России резко возрастает во всех сферах. Это обусловлено процессами глобализации в мире, возрастанием масштабов и сложности задач, решаемых органами управления различных уровней и структур. Надежды на всесилие рынка постепенно сменились осознанием необходимости его рационального государственного регулирования.

Всем известно имя американского финансиста Джорджа Сороса. Его деятельность вызывает неоднозначную оценку в разных странах и различных кругах общества. Но в 1999 году в своей книге «Кризис мирового капитализма» он писал: «Поддержание стабильности на рынках должно стать целью государственной политики. Доктрина невмешательства государства в экономику представляет сегодня большую опасность для открытого общества, чем тоталитарная идеология». Что можно здесь добавить?

И еще пример. Совсем недавно, 15 августа 2011 года, российские информационные агентства сообщили, что специалисты-эксперты группы по реформе энергетики, курируемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым, пришли к заключению, что в российской энергетике необходимо создание мегарегулятора, в ведении которого, как во времена РАО «ЕЭС России», будет находиться вся отрасль в целом. Необходимость создания подобного мегарегулятора, по мнению экспертов, объясняется тем, что за последние пять лет произошел двукратный рост цен на энергию, но при этом стабильность и качество обслуживания потребителей не улучшились.

Совершенно очевидно, что «мегарегулирование» и «стратегическое планирование» – понятия не просто близкие, а можно сказать – родственные. Поэтому я полагаю, что вопрос о применении в России государственной системы стратегического планирования – это лишь вопрос времени.

Исторический опыт показывает: если государственное руководство не уделяет должного внимания стратегическому планированию – оно обрекает свою страну на неизбежное отставание от передовых стран. И наоборот, правильно выбранная стратегия дает существенные преимущества в развитии страны и преодолении в ней кризисов.

В математике есть такое понятие – доказательство от противного. Так вот, одно из высказываний древнекитайского философа Конфуция гласит: «Когда пути не одинаковы, не составляют вместе планов». А что у нас? Одной из важнейших геополитических задач является войти в пятерку высокоразвитых стран. «Уйти от сырьевой зависимости», – о чем сказал Владимир Путин в апреле этого года на совместной коллегии Министерства финансов и Министерства экономического развития России, – и обеспечить технологическую конкурентоспособность с иными центрами роста современного мира. Перейти к новой, программно-целевой структуре бюджета, добившись соотнесения приоритетов бюджетных расходов и стратегических ориентиров и др. Это не что иное, как наши единые задачи и наш единый путь в настоящее время.

На мой взгляд, не имеет принципиального значения, как будет называться механизм эффективного государственного управления – «система стратегического планирования» или «система мегарегулирования». Но оно будет и ей нет альтернативы!

— Вы упомянули зарубежные страны. А как там обстоит дело с планированием? Или стратегическое планирование это наше отечественное, советско-российское «ноу-хау»?

— Стратегическое планирование в самом общем виде – это, прежде всего, наука, способствующая достижению поставленных целей с наибольшей эффективностью и при минимальных затратах. В этом отношении стратегическое планирование не имеет границ и не признает национальностей.

В зарубежных системах макроэкономического планирования (по сути – стратегического) привлекает внимание последовательность, обусловленная традициями и рациональным прагматизмом, реализованным через фундаментальный тезис «нет постоянных друзей – есть постоянные интересы». Представляют интерес методология осуществления жесткого контроля в форме стратегического аудита за планированием и расходованием средств государственной поддержки со стороны парламента и общества, а также формы взаимной ответственности государства и бизнеса, предусмотренные федеральными контрактными системами.

В России также накоплен значительный опыт в области стратегического планирования. Особого внимания заслуживает практика рационального сочетания отраслевого характера развития науки и техники и территориального развития страны, контроля за ходом реализации государственных программ и их своевременной корректировки. Уникальным является советский опыт формирования основных предплановых обоснований таких, как Комплексная программа научно-технического прогресса, Генеральная схема расселения, Генеральная схема развития и размещения производительных сил, Комплексная программа социального развития, Основные направления экономического и социального развития, многоуровневые межотраслевые и продуктовые балансы. А в военной сфере – это были Основные направления развития вооружения и военной техники.

Так что, по всей видимости, нет необходимости выдумывать нечто принципиально новое. Надо просто взять все лучшее из отечественного и зарубежного опыта и применить на практике с учетом специфики области применения.

— Как вы это себе представляете, взять и применить?

— Совершенно очевидно, что в условиях рыночной экономики невозможно одними только директивными методами внедрить новую или существенным образом изменить действующую систему государственного управления, прежде всего социально-экономическими процессами.

Поэтому я вижу в качестве одной из основных задачу Института – вынесение проблемы стратегического планирования на широкое и открытое обсуждение, в котором будут участвовать представители различных ветвей власти, науки и бизнеса. Площадкой для этих дискуссий может выступить Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, авторитет и высокий научный уровень которого гарантируют качество и объективность рассматриваемых вопросов.

Кроме того, Университет, как мне представляется, будучи одновременно и «равноудаленным и равноблизким» по отношению к основным властным структурам, не отличается ангажированностью «на злобу дня». Поэтому на его площадке чаще, чем где-либо можно слышать беспристрастные оценки и непредвзятые суждения. Научные обоснования, формулы, графики и математические модели – во все времена были самыми лучшими аргументами.

В полное мере такой подход к обсуждению проблем стратегического планирования был продемонстрирован на состоявшемся в стенах Университета 26 апреля 2011 года круглом столе «Система стратегического планирования и модернизация российской экономики», в котором приняли участие ведущие российские специалисты в этой области. На этом заседании Институт представил основной доклад по рассматриваемой теме.

Не менее важной задачей является также разработка методологии стратегического планирования в виде соответствующих практических рекомендаций. Надо сказать, что к настоящему времени в Российской Федерации уже сформировался определенный порядок подготовки документов стратегического планирования, предусматривающий поэтапную разработку прогнозов социально-экономического развития, возможных сценариев развития страны, концепций долгосрочного развития, основных направлений деятельности правительства Российской Федерации, программ государственной поддержки национальных приоритетов и других.

Однако при этом каждый из этих документов имеет в основном свою внутреннюю логику и методологию разработки. Взаимная увязка с другими документами, как правило, слабая, а в ряде случаев вообще отсутствует. В совокупности это не в полной мере образует систему документов, посредством которых реализуется стратегическое планирование в целом.

Что касается военной сферы, то в условиях проводимой реформы и перехода к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации большое значение имеют обеспечение высокой эффективности и качества выполнения заданий Государственной программы вооружения и государственных оборонных заказов, а также оптимизация порядка взаимодействия военного заказчика с научными и промышленными предприятиями в ходе их исполнения.

Значительное число нововведений в этой области связано с внедрением в практику деятельности новой структуры заказывающих органов Министерства обороны России, передовых способов и механизмов государственных закупок, новых методов обоснования начальной цены контракта и выбора моделей цен при размещении заказов на научно-техническую и серийную продукцию военного назначения, создание эффективной системы управления рисками на различных этапах жизненного цикла военной техники при использовании различных схем финансирования, объемов авансовых выплат и моделей цен в рамках государственного оборонного заказа.

Что касается этого последнего тезиса, то думается, что сегодня востребовано также внедрение экономически целесообразных методов планирования и финансирования развития вооружения и военной техники в рамках жизненного цикла в целом, включая этапы его разработки, испытаний, постановки на производство, серийных поставок и эксплуатации. Отдельной темой могут стать вопросы формирования инструментов интенсификации инновационной деятельности и технологического развития оборонно-промышленного комплекса, значимых для качественного исполнения заданий по линии военного ведомства.

В целом, подчеркну одну из важнейших задач стратегического планирования в военно-промышленной области – это комплексная увязка планов развития Вооруженных Сил Российской Федерации с программами развития оборонно-промышленного комплекса, другими федеральными и региональными целевыми оборонно-ориентированными программами, приводящими к повышению эффективности выполнения запланированных мероприятий.

Как представляется, с учетом авторитета, опыта и научного задела, имеющихся в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации, возможно на независимой площадке провести разработку предложений, способствующих эффективному преодолению проблем реализации государственного оборонного заказа в интересах Министерства обороны России.

Необходимо также отметить и такие вопросы, которые также тесно связаны с проблематикой стратегического планирования, как координация стратегического и бюджетного планирования (о необходимости которого неоднократно заявляло наше руководство), совершенствование механизма государственных программ, а также реализация федеральной контрактной системы.

Существуют и другие направления деятельности Института. Однако главное сегодня, чтобы идея, как говорится, овладела массами. А для этого необходимо привлечь к этой проблеме внимание не только специалистов, но и всего общества. В этом сегодня ваш журнал оказывает нашему Институту большую помощь.

От редакции

Состояние национальной обороны государства, как представляется, во многом зависит от наличия в стране эффективной системы стратегического планирования. Выставки, подобные авиасалону МАКС, еще раз убеждают нас в том, что в современных условиях сложные научно-технологические проекты не могут быть реализованы с применением одних только рыночных механизмов, без задействования методов стратегического планирования, предусматривающих согласованные действия многих научно-производственных коллективов, находящихся в различных регионах. Спланировать и реализовать всю производственную цепочку от добычи руды – до сборки истребителя, одновременно решая социальные вопросы и осуществляя подготовку квалифицированных кадров, может только государство, имеющее эффективную систему стратегического планирования.

Поэтому редакция журнала «Национальная оборона» с большим интересом в дальнейшем будет следить за деятельностью Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования при правительстве Российской Федерации.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100