«ГАБТУ положительно оценивает модернизированный танк Т-90»
Танки семейства Т-72/Т-90 будут проходить капитальный ремонт с модернизацией и еще надолго останутся в боевом составе Вооруженных Сил

Нынешний 2011-й и минувший 2010 г. оказались чрезвычайно насыщены событиями, связанными с танкостроением и танковыми войсками. Во-первых, прошла череда юбилеев, стартовавшая 31 августа 2010 г., когда исполнилось 90 лет отечественному танкостроению. Затем танкостроители и танкисты отмечали 95 лет с момента первого появления танков на поле боя, 75-летие ведущего танкового предприятия страны Уралвагонзавода и 70-летие начала выпуска им танков, 65-летие со дня учреждения профессионального праздника – Дня танкистов.

Во-вторых, в эти же годы масштабно развернулась глубокая реформа Вооруженных Сил РФ в целом, видов ВС и родов войск. Формирование нового облика Вооруженных Сил неизбежно затронуло бронетанковое вооружение и технику (БТВТ), военную автомобильную технику (ВАТ). К этим системам вооружения Министерством обороны РФ были выработаны требования, означавшие радикальную смену парадигмы развития БТВТ. Очевидно, что промышленность должна перестроиться, чтобы предложить армии технику, отвечающую сегодняшним и перспективным потребностям государственного заказчика продукции военного назначения. Весьма важно, чтобы руководители и специалисты ОПК хорошо понимали, что именно ожидают получить от них Вооруженные Силы, каковы взгляды венного руководства на развитие систем вооружения. О позиции МО РФ в области развития БТВТ журналу «Национальная оборона» рассказал начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-майор Александр ШЕВЧЕНКО.

Интервью

Виктор МУРАХОВСКИЙ

— Александр Александрович, напомните, пожалуйста, нашим читателям, какова сфера деятельности ГАБТУ МО РФ, за какие вопросы оно отвечает?

— В сфере деятельности Главного автобронетанкового управления находятся пять основных направлений:

• строительство системы танко-технического обеспечения и авто-технического обеспечения;

• организация танко-технического обеспечения и авто-технического обеспечения в Вооруженных Силах;

• обеспечение войск (сил) бронетанковым вооружением и техникой, военной автомобильной техникой по своей номенклатуре;

• планирование развития бронетанкового вооружения и техники, военной автомобильной техники;

• обеспечение военно-технического сотрудничества с иностранными государствами согласно своим направлениям деятельности.

По указанным направлениям ГАБТУ является межвидовым органом управления для всех видов ВС и родов войск: Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск, Воздушно-десантных войск. Отмечу, что ранее такой подход соблюдался не всегда, что вызывало определенные проблемы в формировании единой системы БТВТ и ВАТ Вооруженных Сил.

Александр Шевченко.

— В наследство от Советской Армии новой Российской армии досталась огромная номенклатура БТВТ, причем по несколько типов техники одного класса. Какими мерами выправляется такое положение?

— Действительно, наши Вооруженные Силы к началу реформирования имели разношерстный «зоопарк» бронетанкового вооружения и техники – порядка 20 марок в 55 различных модификациях. Около 65% парка имеют срок эксплуатации 20 лет и более. При этом его основу составляют образцы, идеология которых закладывалась исходя из взглядов на тактику и оперативное искусство прошлого столетия.

Министром обороны утверждена концепция развития БТВТ. В ней определено, что с целью скорейшего приведения номенклатуры БТВТ к разумной достаточности необходимо провести так называемую «принудительную унификацию», которая обеспечивается комплексом мер организационного и технического характера.

В организационном плане, после оценки места и роли БТВТ в новом облике ВС, решено оставить в составе Вооруженных Сил научно обоснованную по количеству и типажу номенклатуру танков и другой бронетехники. Остальные образцы БТВТ выводятся из состава ВС и перестают числиться за Министерством обороны. Они могут использоваться в интересах военно-технического сотрудничества, направляться на утилизацию. Это решение будет реализовано уже в текущем году.

Что касается танков, то в составе ВС остаются только танки семейств Т-72/Т-90 и Т-80, примерно в равных долях. Тем самым достигается унификация по их материально-техническому обеспечению и ремонту, сокращение расходов по эксплуатации и обучению танкистов.

В техническом плане проведена тщательная «инвентаризация» боевых и эксплуатационных свойств имеющихся на вооружении БТВТ. За сравнительно короткое время проведена целая серия испытаний образцов БТВТ различного класса, и в настоящее время ГАБТУ имеет полную и объективную картину по всей номенклатуре БТВТ. Полученные данные позволили разработать, с привлечением научно-исследовательских организаций Министерства обороны и промышленности, программу повышения военно-технического уровня имеющейся техники и поддержания ресурса.

Танки семейства Т-72/Т-90 будут проходить капитальный ремонт с модернизацией и еще надолго останутся в боевом составе Вооруженных Сил. При этом объем необходимых модернизационных мероприятий мы будем определять по критерию «стоимость – эффективность». Ни для кого не секрет, что танки Т-80 дороже в эксплуатации, чем танки семейства Т-72/Т-90. Поэтому танки семейства Т-80 будут проходить ремонт с целью поддержания ресурса, а по мере его израсходования – постепенно выводиться из состава ВС.

Танки Т-80 будут проходить ремонт с целью поддержания ресурса, а по мере его израсходования – выводится из состава ВС.

— Каковы современные взгляды на перспективную систему БТВТ и ВАТ? Что означает понятие «единой унифицированной платформы»?

— Под руководством министра обороны, начальника Генерального штаба, заместителей министра обороны, коллективом Главного автобронетанкового управления совместно с научными организациями и промышленностью проведена огромная работа по оценке боевых и эксплуатационных свойств БТВТ и ВАТ как отечественного, так и зарубежного производства. Мы посетили немало подразделений ВС и профильных предприятий основных танкопроизводящих стран, включая страны НАТО. Внимательнейшим образом оценен опыт боевого применения в современных конфликтах, определены перспективы развития как по боевой, так и по технической составляющей.

Для обеспечения требуемого паритета, в условиях изменившейся в XXI веке идеологии ведения военных действий, назрела необходимость создания максимально унифицированных между собой боевых машин, позволяющих обеспечить качественное превосходство над конкурентами.

Сегодня мы имеем четкое представление о роли и месте бронетанковой техники на поле боя, о решаемых ею задачах в текущий момент и в перспективе. На прочной научной и практической основе сформулирована концепция построения единой системы БТВТ и ВАТ Вооруженных Сил, с определением требований по номенклатуре семейств и типов техники, их боевым и эксплуатационным параметрам.

При этом необходимо решить следующие задачи:

• обеспечить оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации более современными образцами бронетанкового вооружения и техники за счет поставки серийно выпускаемых и модернизированных образцов при безусловном учете экономической целесообразности вносимых изменений;

• провести принудительную унификацию существующего парка, позволяющую значительно уменьшить затраты на содержание вооружения и военной техники и перераспределить средства на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и серийное производство;

• обеспечить оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации бронетанковым вооружением и техникой, позволяющей получить паритет с конкурентами, а также создать научно-технический задел для достижения превосходства;

• создать систему технического обслуживания и ремонта, позволяющую в условиях нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить гарантированное поддержание техники в боеготовом состоянии.

Система БТВТ и ВАТ опирается на единые унифицированные платформы в каждом классе машин, различаемых по категориям соответственно массе: тяжелая, средняя и легкая. Единая унифицированная платформа предполагает максимальную унификацию по шасси, модулям, агрегатам, узлам, интерфейсам внутри семейства машин одной категории. Но этого мало – мы выдвигаем требования унификации и между семействами различной категории. Такая унификация логично приводит к необходимости создания единых платформ, борта с открытой архитектурой.

Вкратце требования к новому поколению БТВТ и ВАТ можно охарактеризовать тремя «И»: интероперабельность, интеграция, интеллектуализация.

Интероперабельность – это обеспечение функционирования техники в интересах выполнения задач разных видов ВС и родов войск, интеграция в их системы вооружения, управления войсками и оружием без каких-либо ограничений доступа и реализации. Интероперабельность является «системой систем» – набором взаимозависимых общих и частных систем, которые могут быть интегрированы для достижения нового уровня эффективности.

Интеграция – это объединение в рамках семейства различных конструкторских и технологических решений, выполненных в рамках единых требований к платформе, отдельным боевым и обеспечивающим модулям, агрегатам и узлам. Общая платформа с интегрированными решениями обеспечивает мультимодальное применение и гибкую конфигурацию в соответствии с текущими задачами.

Интеллектуализация – это автоматизация и компьютеризация боевых, обеспечивающих и эксплуатационных функций с задачей максимально возможного исключения человека из алгоритмов боевой деятельности и повседневной эксплуатации. Интеллектуализация становится критически важным условием для многофункциональных интегрированных боевых систем в средне- и долгосрочной перспективе и обещает в будущем создание роботизированных боевых систем.Впервые в истории отечественного танкостроения мы одновременно развернули опытно-конструкторские работы (ОКР) по четырем ключевым направлениям БТВТ с учетом изложенных требований. К 2015-2016 гг. мы должны получить от разработчиков технику нового поколения обширной номенклатуры, покрывающей потребности ВС и отвечающей самым высоким критериям по боевым и эксплуатационным характеристикам. Такой подход, без преувеличения, можно назвать революционным.

— Александр Александрович, вы упомянули термин «борт с открытой архитектурой». Нельзя ли разъяснить, что это подразумевает?

— Этот термин означает наличие платформы с интерфейсами, унифицированными по ключевым параметрам – электрическим, программным, механическим, массо-габаритным и так далее. В рамках этих параметров возможно создание функциональных модулей и агрегатов различного назначения, которые должны монтироваться на любые машины как внутри семейства, так и, в определенных случаях, на машины других семейств. Не секрет, что раньше мы отставали в области оснащения БТВТ электроникой, компьютерной техникой. Концепция борта с открытой архитектурой предполагает информационную интеграцию функциональных модулей и агрегатов на основе единой мультиплексной шины в бортовую информационно-управляющую систему.

Для лучшего понимания широким кругом читателей принципа «борта с открытой архитектурой» приведу аналогию с персональным компьютером. Корпус и системная плата образуют платформу, на базе которой можно собрать компьютер в очень широком диапазоне производительности как общего назначения, так и для решения целевых задач, например в области компьютерной графики или математического моделирования. При этом интерфейсы платформы стандартизированы и любое устройство расширения, будь то модуль оперативной памяти или видеокарта, от любого производителя со всего мира, без всяких проблем интегрируется в платформу за пять минут. Напомню, что в мире всего несколько производителей чипсетов для системных плат и тысячи предприятий, выпускающих комплектующие для компьютеров. Тем не менее, компьютер, собранный из десятков комплектующих со всего мира, прекрасно работает.

Мы хотим добиться близкого уровня совместимости в области БТВТ и ВАТ. С этой целью ГАБТУ разрабатывает технические требования по борту с открытой архитектурой и к исходу текущего года доведет их в полном объеме до предприятий. Это очень важная и ответственная работа, задающая технические условия в сфере БТВТ и ВАТ на много лет вперед. Ее значение трудно переоценить.

— Большой интерес у общественности вызывает перспективное семейство бронетехники тяжелой категории, разрабатываемое в рамках ОКР «Армата». Какие машины предполагается создать в рамках этой платформы? В какой мере в них могут использоваться наработки по ОКР «Совершенстование-88», объекту 195?

— По техническому заданию опытно-конструкторской работы с шифром «Армата» предусматривается создание к 2015 году унифицированной платформы тяжелой категории по массе, с несущей способностью шасси до 30 тонн. В рамках семейства разрабатываются основной танк, боевая машина пехоты, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и другие образцы.

Платформа «Армата» вбирает в себя как новейшие конструкторско-технологические решения, так и зарекомендовавшие себя ранее разработки, выполненные при создании объекта 195 и в рамках других ОКР. В частности, имеет смысл использовать в перспективном танке наработки ОКР «Совершенствование-88» по компоновке, баллистической защите, силовой установке и другие. По ОКР «Прорыв-2» получены хорошие результаты, близкие к требованиям ГАБТУ, по системе управления огнем, их также можно использовать в «Армате» после соответствующей доработки. Образно говоря, мы стоим на плечах своих предшественников, их достижения обязательно будут задействованы с пользой при создании перспективных образцов.

— Какие машины предусматривается разработать в средней категории?

— В средней категории по массе ведутся ОКР «Курганец-25» и «Бумеранг» с целью создания к 2016 году единых унифицированных платформ на гусеничном и колесном шасси соответственно. В частности, в интересах Сухопутных войск на гусеничной платформе разрабатываются боевая машина пехоты, бронетранспортер повышенной вместимости, бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Естественно, что оба семейства в полной мере должны отвечать требованиям интероперабельности, интеграции, интеллектуализации.

— Каковы перспективы появления в системе БТВТ шасси с электродвижением?

— Теоретически шасси с электродвижением обещает немало преимуществ. Однако пока не удается преодолеть технологический порог, который позволит воплотить теоретические достоинства в практические решения. Некоторые ключевые элементы такого шасси, прежде всего электродвигатели, пуско-регулирующая силовая аппаратура, пока не отвечают современным и перспективным требованиям.

— Какие планы имеются у Министерства обороны РФ в части модернизации и ремонта существующего парка БТВТ?

— Как я уже говорил, до постановки на вооружение БТВТ нового поколения мы будем поддерживать ресурс и модернизировать танки семейства Т-72/Т-90. До 2015 года планируется создать инфраструктуру системы технического обслуживания и ремонта нового облика, позволяющей за счет технического надзора и сервисного сопровождения со стороны предприятий-разработчиков обеспечить гарантированное поддержание боевых и эксплуатационных свойств бронетанкового вооружения и техники Вооруженных Сил Российской Федерации.

Что касается модернизации, то ее стоимость должна строго соответствовать приросту боевой эффективности. В противном случае ГАБТУ в такой модернизации не заинтересовано. В этом направлении мы работаем в тесном контакте с промышленностью, согласуем технические задания на ОКР, которые промышленность ведет за счет собственных средств. В частности, ГАБТУ положительно оценивает представленный на недавней выставке в Нижнем Тагиле вариант модернизации танка Т-90. Особенно по направлению повышения огневой мощи, оснащению новой СУО, где реализован принцип «охотник – стрелок».


 

НОВОСТИ

По информации заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Дмитрия Рогозина, в Коллегии ВПК сформирован оперативный штаб для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса и стабильного исполнения гособоронзаказа в условиях прогнозируемого усиления незаконных санкций США против оборонных предприятий России.
Зенитчики общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) на полигоне Капустин Яр (Астраханской обл.) в конце декабря 2017 г. получили комплект ЗРК «Бук-М3», после чего совершили марш комбинированным способом в пункт постоянной дислокации в Курской области.
Министерство обороны России имеет твердый контракт на 35 учебно-тренировочных самолетов производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которые будут использоваться для подготовки курсантов военно-транспортной авиации, сообщил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
В структуре Сухопутных войск (СВ) России сохранятся и бригады, и дивизии, что позволит обеспечить баланс группировок войск, способных выполнять различные задачи, заявил главнокомандующий СВ генерал-полковник Олег Салюков.
В начале января с подразделениями радиоэлектронной борьбы Западного военного округа была проведена тренировка по радиоподавлению средств связи условного противника.
В 2017 г. закупка ракетных комплексов «Ярс» обеспечила устойчивые темпы перевооружения группировок шахтного и подвижного базирования Ракетных войск стратегического назначения.
ОКБ им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на выполнение аванпроекта по созданию перспективного тяжелого высокоскоростного БЛА самолетного типа массой порядка 4-5 тонн и скоростью 750-950 км/ч, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в ОПК.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276 (известен также под обозначением многоцелевой транспортный самолет – МТС, первоначально разрабатывался совместно с Индией).
Компания «Рособоронэкспорт» планирует расширить географию выставочной работы в 2018 г.
«Вопрос газотурбинных установок для флота окончательно закрыт, и мы можем себя чувствовать абсолютно спокойно в этом плане», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн», где состоялось совещание по развитию российской двигателестроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100