№11 ноябрь 2018

100 лет войскам РХБЗ

Новости. Октябрь 2018
Британское правительство начало эксклюзивные переговоры с компанией Boeing по заключению многомиллиардного контракта, предусматривающего замену парка устаревших самолетов ДРЛОиУ (AWACS) E-3D Sentry.

Безальтернативный Boeing

Британское правительство начало эксклюзивные переговоры с компанией Boeing по заключению многомиллиардного контракта, предусматривающего замену парка устаревших самолетов ДРЛОиУ (AWACS) E-3D Sentry.

По оценке экспертов, решение реализовать проект с одним поставщиком без объявления тендера, вызовет негативную реакцию со стороны европейских оборонных компаний.

Предметом переговоров является ДРЛОиУ E-7 Wedgetail на базе лайнера Boeing 737-700. Стоимость приобретения и эксплуатации в течение 20 лет 5-6 самолетов этого типа оценивается в 5 млрд. фунтов стерлингов.

Одним из побудительных мотивов начать переговоры по E-7 Wedgetail для Лондона стало то, что ВВС Австралии уже закупили данные самолеты. Приобретение самолетов ДРЛОиУ того же типа Великобританией углубило бы оборонное сотрудничество с Австралией. Обе страны также закупили самолеты базовой патрульной авиации P-8A Poseidon и истребители F-35 Lightning II. Кроме того, Австралия в начале 2018 г. сделала выбор в пользу британского фрегата «Тип-26» в конкурсе, предусматривающем строительство девяти кораблей этого класса.

В июля 2018 г. председатель комитета по обороне палаты общин д-р Джулиан Левис в своем письме министру оборонных закупок Великобритании Гуто Беббу заявил о недопустимости приобретения систем ДРЛОиУ/AWACS без проведения тендера. Он раскритиковал неудовлетворительное техническое состояние парка E-3D, подчеркнув, что эксплуатационная готовность самолетов и количество летных часов постоянно сокращаются. В письме был сделан акцент на преимущества конкурсной процедуры с точки зрения максимального снижения стоимости новых самолетов.

Если бы Соединенное Королевство объявило тендер на замену E-3D Sentry, в нем готовы были бы принять участие Airbus совместно с Saab, а также Israel Aerospace Industries (IAI).

 

Грузия наращивает возможности системы ПВО

Минобороны Грузии распространило фотографии с недавно полученными из Франции зенитными ракетными комплексами ближнего действия Mistral ATLAS компании MBDA и мобильными РЛС Ground Master 400 и Ground Master 200 от Thales-Raytheon Systems.

Министр обороны Грузии Леван Изория заявил, что страна готова перейти на следующий этап переговоров с Францией для обеспечения «максимальной защиты» своего воздушного пространства. Он также отметил, что военную помощь в рамках содействия по обеспечению ПВО страны оказали США. В мае Леван Изория сказал, что оборонный бюджет Грузии на 2018 г. предусматривает выделение на модернизацию системы ПВО 238 млн. лари ($97 млн.).

Контракты на приобретение ЗРК Mistral ATLAS и РЛС семейства Ground Master общей стоимостью 77,63 млн. евро Тбилиси подписал летом 2015 г. В начале 2016 г. парламент Грузии ратифицировал пятилетнее соглашение о получении кредита у французской финансовой группы Societe Generale для приобретения систем ПВО по этим контрактам.

МО Грузии также купило ЗРК Spyder-SR израильской компании Rafael Advanced Defense Systems с ракетами Derby и Python 5.

Дальность обнаружения целей РЛС GM400 и GM200 составляет 200 и 400 км соответственно, что в четыре-восемь раз превышает дальность пуска ракет Derby и Python 5, и поэтому Грузия может применять эти станции, наряду с EL/M-2084 компании Elta, в составе комплексной системы ПВО страны.

Зона поражения целей ПЗРК Mistral по дальности составляет 500-6000 м, по высоте – 5-3000 м. ЗРК Mistral ATLAS может комплектоваться постами управления и наведения с РЛС, которые в зависимости от модификации имеют дальность обнаружения целей 30 и 85 км на высоте 4 тыс. и 15 тыс. метров соответственно, однако информации об их приобретении Грузией не поступало.

 

Boeing и Saab поставят ВВС США новые учебные самолеты

Компания Boeing выбрана победителем тендера на поставку ВВС США учебно-тренировочного самолета (УТС) следующего поколения T-X (Advanced Pilot Training).

С Boeing был заключен рамочный контракт, общая стоимость которого в итоге может составить $9,2 млрд., а количество самолетов и тренажеров – 475 и 120 соответственно. Пока планируется приобрести 351 УТС и 46 тренажеров. Начальный контракт стоимостью $813,4 млн. предполагает поставку на этапе конструирования и разработки технологии серийного производства (EMD) пяти самолетов и семи тренажеров к 2034 г.

Новый УТС разработан Boeing совместно со шведской компанией Saab. Самолет имеет усовершенствованную «стеклянную» кабину пилотов с интегрированной системой обучения, оборудован двигателем семейства F404 компании General Electric. Изготовлены два опытных образца УТС под обозначениями ВТХ-1 и ВТХ-2. Летные испытания первого из них начались в декабре 2016 г.

Финальная сборка новых самолетов будет выполняться в США. Предполагается, что Saab будет заниматься изготовлением хвостовой части фюзеляжа и связанных с ней подсистем. Американская группа Triumph обеспечит поставку крыльев, вертикального и горизонтального хвостового оперения. Новые учебно-тренировочные самолеты должны будут использоваться для подготовки пилотов истребителей пятого поколения. Т-Х заменят в ВВС США УТС T-38 Talon, эксплуатирующиеся с 1961 г.

Соглашение по новым УТС является третьим крупным заказом, полученным Boeing за последнее время. Ранее компания подписала контракты на поставку вертолетов для замены UH-1N и БЛА-топливозаправщиков MQ-25A.

 

Ракеты для Бахрейна

Госдепартамент США одобрил потенциальную поставку Бахрейну контейнеров с управляемыми реактивными снарядами GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) и оперативно-тактическими ракетами (ОТР) ATACMS (Army Tactical Missiles System) с унитарной боевой частью. Общая стоимость контракта в рамках программы «Иностранные военные продажи» может составить $300 млн.

Ранее Бахрейн обратился к США с запросом о продаже 120 контейнеров с управляемыми РС M31 с унитарной БЧ (по шесть РС в контейнере, всего 720 снарядов) и 110 оперативно-тактических ракет M57 T2K ATACMS с унитарной боевой частью. Запрос также включает поставку технической документации, обучающего оборудования, обучение личного состава, разработку программного обеспечения, инженерную, техническую и логистическую поддержку со стороны подрядчика и правительства США, а также другие связанные элементы логистики и поддержки программы.

Как заявлено, реализация данной программы соответствует интересам внешней политики и национальной безопасности США и позволит повысить безопасность союзника, не входящего в НАТО. В уведомлении отмечается, что продажа РС M31 GMLRS и ОТР M57 ATACMS T2K расширит возможности Бахрейна в сфере противодействия существующим и перспективным угрозам и обеспечит безопасность критически важных объектов нефтегазовой инфраструктуры.

На вооружении ВС Бахрейна имеются девять пусковых установок РСЗО M-270 MLRS, поставленных в 1990-е гг. В 2000 г. корпорация Lockheed Martin сообщила о поставке Бахрейну 30 ОТР ATACMS в рамках контракта стоимостью $20 млн. Они были оснащены кассетными боевыми частями с 950 суббоеприпасами M74.

Максимальная дальность стрельбы ракетами GMLRS составляет 70 км, а ATACMS – около 300 км, при этом максимальное расстояние от берега до берега того острова, на котором располагается королевство Бахрейн составляет 50 км. Дистанция до иранского порта Бушер – 300 км, до столицы Катара Дохи – около 150 км. Стоит напомнить также, что на территории Бахрейна размещена главная оперативная база Пятого флота США.

 

Берн хочет обновить систему ПВО

Швейцарское Агентство по оборонным закупкам и технологиям Armasuisse объявило о начале тендера на поставку новой наземной системы ПВО увеличенной дальности BODLUV (Bodengestutztes Luftverteidigungssystem grosserer Reichweite).

Запросы на участие в тендере были направлены правительствам трех стран: Франции (консорциум Eurosam с ЗРС SAMP/T), Израиля (Rafael с системой ПВО/ПРО David's Sling) и США (Raytheon с ЗРК Patriot). Заинтересованные стороны до конца марта 2019 г. должны представить в адрес Armasuisse свои предложения. Ответы должны включать информацию о возможностях предлагаемой системы, стоимости приобретения и обслуживания, предложения о сотрудничестве между вооруженными силами и органами закупок, возможности реализации компенсационных проектов. Планируется, что после прохождения ряда этапов по оценке предложений и испытаниям техники, к концу 2020 г. на рассмотрение Федерального совета (правительства) Швейцарии будет представлен отчет с их результатами.

Швейцария уже начинала реализацию проекта создания наземной системы ПВО BODLUV-2020, но в апреле 2016 г. он был приостановлен, а в июле 2017 г. официально аннулирован. В сентябре 2017 г. программа возобновлена, министр обороны, гражданской обороны и спорта Гай Пармелин направил в парламент запрос на выделение 9 млрд. франков на создание перспективной системы ПВО. 23 марта 2018 г. министр утвердил требования, которым должна соответствовать система ПВО страны в составе ЗРК и боевых самолетов. Она должна обеспечивать защиту от воздушных угроз территории площадью не менее 15 тыс. кв. км, либо перехват целей на высотах более 12 км и дальностях до 50 км. Возможность обеспечения противоракетной обороны не является приоритетом. Ограничение числа претендентов тремя компаниями с готовыми и не требующими доработки системами позволит Armasuisse снизить стоимость программы.

 

В Китае началось серийное производство нового экспортного УБС

В Китае совершил первый полет серийный реактивный учебно-боевой самолет (УБС) FTC-2000G.

Машина спроектирована и построена корпорацией GAIC (Guizhou Aviation Industry Corporation). Первый полет оказался успешным и продолжался 10 минут. Он состоялся спустя несколько недель после того, как агентство «Синьхуа» объявило, что GAIC приступает к серийному производству двухместных самолетов FTC-2000G.

Эта многоцелевая сверхзвуковая машина построена на базе принятого на вооружении НОАК самолета JL-9G и предназначается для экспортных поставок. FTC-2000G способен развивать максимальную скорость 1,2М (около 1470 км/ч), максимальный взлетный вес составляет 11 т, максимальная дальность полета – 2400 км, практический потолок – 15 км. По информации китайских государственных СМИ, самолет, продолжительность полета которого составляет около трех часов, оснащен современной РЛС и системой управления огнем, семью точками подвески и может нести полезную нагрузку до 3000 кг. Функция ведения разведки реализована с помощью подвесного контейнера. FTC-2000G позиционируется как доступный многоцелевой самолет, который может заменить истребители F-7, УБС FT-7 и штурмовики A-5 китайского производства.

Конструктивно машины семейства JL-9/FTC-2000 восходят к самолету J-7 – китайской копии советского истребителя третьего поколения МиГ-21.

 

Азербайджан получил новую партию ОТРК «Полонез»

В рамках реализации межправительственного соглашения, подписанного Азербайджанской Республикой с Республикой Беларусь, очередная партия 301-мм оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Полонез» доставлена в Азербайджан.

Министерство обороны Азербайджана не разглашает информацию о количестве поставленных комплексов и стоимости контракта. Ранее в СМИ появлялась информация о том, что контракт с Белоруссией предполагает поставку Баку 10 комплектов ОТРК белорусско-китайской разработки, включая ракеты, транспортно-заряжающие машины, пункт управления, радиолокационные станции и т.д.

Впервые боевые машины комлексов «Полонез» в составе Вооруженных Сил Азербайджана были продемонстрированы в июне 2018 г. в ходе посещения президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым одной из воинских частей РВиА ВС Азербайджана.

Комплекс построен на шасси МЗКТ-7930 с колесной формулой 8х8, на котором размещена пусковая установка с восемью ракетами А200. Управляемая ракета А200 представляет собой дальнейшее развитие ракеты А100, которая, в свою очередь, является китайским аналогом реактивных снарядов РСЗО «Смерч». Ракета А200 имеет инерциальную систему наведения с коррекцией по данным спутниковой навигации, ее максимальная дальность стрельбы составляет 290 км.

 

Казахстан получил первый китайский транспортник

Китай официально передал Казахстану первый многоцелевой военно-транспортный самолет Y-8F-200WA производства компании Shaanxi Aircraft Company.

Контракт на поставку Силам воздушной обороны ВС Казахстана восьми военно-транспортных самолетов Y-8F-200WA был подписан 21 апреля 2018 г. Дебютный полет первого самолета, предназначенного для СВО ВС Казахстана, состоялся 14 июня 2018 г.

Многоцелевой военно-транспортный самолет Y-8 производится китайским авиастроительным предприятием Shaanxi Aircraft Company в Шэньси. Продажа версии Y-8F-200WA является первым совместным экспортным проектом компании Air China International Aviation и корпорации AVIC (Aviation Industry Corporation of China).

Y-8F-200WA – это усовершенствованная версия среднего транспортного самолета, спроектированного и изготавливаемого компанией Shaanxi Aircraft Company на базе самолета Ан-12. Модификация Y-8F-200 отличается удлиненным на 2,2 м фюзеляжем. Максимальная дальность полета составляет 3400 км, максимальная грузоподъемность – 15 т. Самолет может осуществлять взлет и посадку на неподготовленных ВПП.

 

В США разрабатывается крылатая ракета сверхбольшой дальности

ВВС США и компания Lockheed Martin заключили первый контракт на модернизацию крылатой ракеты JASSM к версии «сверхбольшой дальности» JASSM-XR (Joint Air-to-Surface Standoff Missile Extreme Range).

Стоимость контракта составила $51,078 млн. Как уточнил представитель Lockheed Martin, JASSM-XR станет усовершенствованным вариантом ранее принятой на вооружение КР увеличенной дальности JASSM-ER (JASSM Extended Range).

Контракт предусматривает проведение комплекса проектно-конструкторских работ и других программных мероприятий, необходимых для проектирования, разработки, интеграции, проведения испытаний и сертификации модифицированных компонентов и подсистем ракеты JASSM-XR, включая блок управления ракетой (MCU), аппаратные средства и программное обеспечение.

По некоторым данным, также планируется разработать новые крылья, что позволит улучшить аэродинамическую эффективность и увеличить дальность поражения целей, а также установить на ракету новый блок системы GPS-навигации для повышения уровня защиты от помех.

Дальность пуска КР JASSM-ER превышает 500 морских миль, на сколько планируется увеличить этот показатель у JASSM-XR Lockheed Martin пока не раскрывает. Предположительно максимальная дальность пуска новой ракеты будет около 2000 км.

Базовая версия AGM-158A JASSM является автономной управляемой высокоточной ракетой класса «воздух-земля» массой 910 кг, оснащенной проникающей/осколочно-фугасной боевой частью массой 450 кг, двухрежимным взрывателем, комбинированной инерциальной/GPS навигационной системой с высокой защищенностью от помех, инфракрасной ГСН. Ракета предназначена для поражения в любое время суток и сложных метеоусловиях высокозащищенных целей, расположенных в глубине территории противника на удалении до 370 км (200 морских миль).

AGM-158B JASSM-ER обладает высокой унификацией с базовой версией (70% аппаратных средств и 90% программного обеспечения) и отличается турбовентиляторным двигателем F107-WR-105 Williams International, обеспечивающим увеличение дальности в 2,5 раза – до 925 км.

 

ЗРК Akash для ВС Индии

Совет по оборонным закупкам (DAC) под председательством министра обороны Индии Нирмалы Ситхараман обсудил и одобрил проекты закупки систем вооружения общей стоимостью 91 млрд. рупий ($1,25 млрд.).

В частности, одобрено приобретение в категории «Покупай индийское» двух полков зенитных ракетных комплексов Akash производства национальной компании Bharat Dynamics Limited.

В рамках данного проекта будут приобретены ЗРК с усовершенствованными ракетами – они оснащаются модернизированной ГСН в компактной конфигурации с уменьшенной сигнатурой.

Совет также одобрил программу разработки автономных дыхательных аппаратов (IUWBA) для экипажей танков T-90. Разработанный DRDO IUWBA будет применяться экипажами танков для спасения в экстренных ситуациях, возникающих при преодолении водных преград по дну. Также одобрено проектирование и разработка испытательного оборудования для системы управляемого оружия танков Т-90. Оборудование будет разработано DRDO.

 

На смену БМП-2

Минобороны Чехии намерено объявить тендер на поставку 210 гусеничных БМП. Запросы будут направлены четырем фирмам-производителям из Швеции, Испании и Германии, стоимость закупки составит около 50 млрд. крон (около 2 млрд. евро).

Как заявил министр обороны Чехии Лубомир Метнар, это – крупнейший оборонный заказ в истории республики.

Приглашения на участие в тендере получат шведское подразделение BAE Systems, испанская компания General Dynamics European Land Systems и две немецкие – Rheinmetall Landsysteme и Projekt System & Management (PSM, совместное предприятие Rheinmetall и Krauss-Maffei Wegmann).

О подробностях проекта пока ничего не известно, однако если судить по списку участников, то в тендере могут принять участие такие БМП, как шведская CV90 (BAE Systems АВ), австрийско-испанская ASCOD (General Dynamics European Land Systems), новейшая разработка Rheinmetall Landsysteme под обозначением Lynx и немецкая же Puma (PSM).

Новые гусеничные БМП должны заменить в армии Чехии машины BVP-2 (БМП-2), производившиеся в ЧССР по советской лицензии.

 

Рекордные показатели

Китайская государственная авиастроительная компания AVIC (Aviation Industry Corporation of China) объявила о рекордном экспорте в 2017 г., составившем 96,7 млрд. юаней ($14,1 млрд.), или 24% от общего годового объема продаж.

В 2011 г. AVIC заявляла, что ее экспортные продажи составили 43,1 млрд. юаней, к 2015 г. экспорт вырос до 75,3 млрд. юаней. Новый результат – на 27% больше, чем в 2015 г. Общий объем продаж AVIC в 2017 г. составил 403,5 млрд. юаней.

Международный бизнес AVIC в основном включает в себя продажи военных и коммерческих самолетов, развитие авиационной инфраструктуры и услуг, продукты и услуги в сфере безопасности полетов.

В сегменте продаж военных самолетов самыми популярными продуктами AVIC в последние годы были истребители JF-17 Thunder, УТС K-8 Karakorum и L-15, БЛА Wing Loong I и Wing Loong II, военно-транспортные самолеты MA-60, Y-8 и Y-12.

 

ВВС Тайваня готовятся принять на вооружение F-16V Viper

ВВС Тайваня планирует принять первую партию из четырех F-16V в течение ближайших шести месяцев. Тайвань станет первой страной, ВВС которой будут оснащены истребителями F-16V Viper.

В 1992 г. Тайвань заказал 150 истребителей F-16A/B block 20. В 2012 г. началась реализация программы модернизации 145 из этих машин до уровня F-16V – проект этой модификации был представлен компанией Lockheed Martin в том же году. Начальный контракт стоимостью $1,85 млрд. был подписан 1 октября 2012 г. Программа модификации предусматривает оснащение самолетов РЛС APG-83 с АФАР с электронным сканированием (AESA), центральным дисплеем 6x8 дюймов, модернизированным бортовым компьютером, системой спутниковой навигации, средствами радиоэлектронного противодействия, другим оборудованием и системами вооружения. В ноябре 2014 г. с Lockheed Martin было подписано соглашение стоимостью $271,815 млн. на установку всех комплектов модернизации к 31 мая 2022 г., в декабре подписан контракт стоимостью $308,26 млн. на поставку 144 РЛС APG-83 (к тому моменту один из F-16, предназначенный для модернизации, был потерян в результате авиакатастрофы).

ВВС Тайваня станут первыми эксплуатан-тами истребителей F-16V – самой совершенной на сегодняшний день версии самолета, разработка которого завершилась 40 лет назад. Предполагается, что F-16V будут обеспечивать защиту воздушного пространства Тайваня в течение следующих двух десятилетий.

 

Французские авиаторы получили новый танкер

ВВС Франции приняли первый из 12 запланированных к закупке многоцелевых транспортных самолетов-заправщиков A330-200 MRTT (Multi-Role Tanker Transport) производства компании Airbus Defence and Space.

Воздушный танкер прибыл в пункт постоянной дислокации – на 125-ю авиабазу «Истр-Ле-Тюб» ВВС Франции, расположенную на юге страны в районе Марселя.

Airbus Defence and Space была выбрана Министерством обороны Франции поставщиком 12 многоцелевых транспортов-заправщиков A-330 MRTT в ноябре 2014 г. Тогда же был подписан контракт на поставку первого самолета. Соглашение предусматривало разработку и сертификацию «французской» конфигурации A330 MRTT. A330-200 MRTT предназначены для замены 13 устаревших самолетов-заправщиков KC-135R и C-135FR производства Boeing, а также двух A340 и трех A310. Летные испытания первого A330-200 MRTT начались в сентябре 2017 г.

В сентябре 2018 г. министр Вооруженных Сил Франции Флоранс Парли приняла решение ускорить реализацию программы поставки самолетов A330-200 MRTT. Это позволит ВВС получить 12 машин к 2023 г. – на два года раньше запланированного срока. Кроме того, в последующие годы планируется увеличить численность парка A330-200 MRTT до 15 ед.


 

НОВОСТИ

«Предварительные оценки показывают, что нам необходимо увеличивать численность производственных рабочих и линейного персонала для организации работ в двух- и трехсменном режиме начиная с 2019 года», – заявил в интервью корпоративному журналу «Синева» новый генеральный директор АО «Красмаш» Александр Гаврилов.
Российские ученые успешно создают технологии по автоматическому распознаванию баз террористов на фотографиях, сделанных с БЛА, заявил заместитель генерального директора – руководитель направления информационных исследований Фонда перспективных исследований (ФПИ) Сергей Гарбук в интервью РИА «Новости».
В 2019 г. на снабжение инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации начнут поступать экзоскелеты, которые позволят саперам без сверхусилий переносить 50 кг полезной нагрузки, сообщил заместитель начальника инженерных войск ВС РФ полковник Руслан Алахвердиев.
В ходе учения стратегических ядерных сил, проведенного 11 октября по поручению президента – Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Владимира Путина, была проверена система управления Вооруженными Силами, а также надежность прохождения учебно-боевых приказов и сигналов по всей вертикали управления от Национального центра управления обороной РФ до командных пунктов соединений и воинских частей.
В рамках выполнения плановых учебно-боевых задач на морском полигоне Тихоокеанского флота истребителями-бомбардировщиками Су-34 выполнены практические пуски новейших авиационных управляемых противокорабельных ракет Х-35У.
Государственные испытания самоходных огневых средств, созданных в рамках ОКР «Набросок», завершатся к концу 2018 г., сообщило РИА «Новости» со ссылкой на имеющиеся в распоряжении агентства контрактные документы, подписанные исполнителем данных работ – нижегородским ЦНИИ «Буревестник» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод»).
20 сентября 2018 г. ИЭМЗ «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») на полигоне Капустин Яр завершил типовые испытания ЗРК «Тор-М2КМ».
Новейший высокомобильный комплекс радиоэлектронной борьбы оперативно-тактического уровня «Палантин» поступит на вооружение подразделения РЭБ общевойсковой армии Западного военного округа до конца 2018 г.
Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» разработал модуль радиомониторинга «Черемуха», который позволяет не только обнаружить беспилотный летательный аппарат, но и вычислить местонахождение пункта его управления. Устройство станет частью единого комплекса противодействия беспилотникам.
По информации корпорации «УВЗ», в 2019 г. «Уралтрансмаш» завершит работы по модернизации 203-мм самоходных гаубиц 2С7 «Пион», а к 2020 г. модернизирует 240-мм самоходные минометы 2С4 «Тюльпан».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100