Новости. Ноябрь 2014

C-295M заменит HAL-748?

В тендере на поставку ВВС Индии 56 тактических транспортных самолетов по проекту MTA (Medium Transport Aircraft) остался один претендент – компания Tata Advanced Systems с самолетом C-295M. Tata Advanced Systems – это совместное предприятие холдингов Тата и Airbus Defence and Space.

Два других претендента: украинское ГП «Антонов» и итальянская компания Alenia Aermarchi отказались от участия в конкурсе.

Alenia Aermarchi обосновала нежелание участвовать в тендере с самолетом C-27J высокими рисками, связанными с передачей технологий производства при невысокой суммарной стоимости проекта. Фирма «Антонов» предлагала Ан-148, однако была вынуждена отказаться, поскольку основная часть узлов и агрегатов самолета производится на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», а в связи с кризисом в отношениях с Россией проект имеет слишком высокие риски.

В ВВС Индии опасаются, что тендер может быть отменен из-за наличия лишь одного участника. Но высока вероятность того, что МО Индии проигнорирует практику отмены конкурса с одним претендентом и заключить контракт с Tata Advanced Systems, сославшись на то, что это «исключительный случай».

Совет по оборонным закупкам Индии одобрил приобретение 56 тактических транспортных самолетов стоимостью $2 млрд. в мае 2013 г. Они должны заменить турбовинтовые самолеты HAL-748 (Avro 748), производившиеся компанией HAL по лицензии. Официально о начале тендера было объявлено 9 мая 2014 г.

 

Джакарта выбирает истребитель

Индонезия выбрала трех финалистов тендера на поставку новых истребителей.

Это российский Су-35, шведский JAS 39 Gripen и американский F-16 Block 52 Plus. Одним из условий победы в тендере является организация сборки самолетов в Индонезии.

Новые истребители должны заменить F-5E/F, состоящие на вооружении размещенной в Мадиуне 14-й эскадрильи ВВС Индонезии. Эскадрилья располагает 12 одноместными F-5E и четырьмя двухместными F-5F, которые были поставлены в Индонезию в 1980 г. В процессе эксплуатации самолеты прошли модернизацию.

В настоящее время на вооружении ВВС Индонезии также имеются 6 многофункциональных истребителей Су-30МК2, 5 Су-27СК и 5 Су-30МК, приобретенных в России, 7 американских F-16A и 3 F-16B. Кроме того, получены 5 из 24 заказанных самолетов F-16C/D Block 52ID.

 

Бразильский конкурент

Европейская компания MBDA и бразильская Avibras объявили о планах совместной разработки ЗРК средней дальности, который потенциально может составить конкуренцию российскому ЗРПК «Панцирь-С1».

По информации Jane’s Defence Weekly, в настоящее время система носит обозначение «cредневысотная ракета AVIBRAS» (AV-MMA). Предполагается, что основой новой системы станет разработанное MBDA семейство унифицированных модульных ЗУР CAMM (Common Anti-Air Modular Missile), предназначенных для поражения воздушных целей на дальностях до 25 км.

Доля бразильских компонентов в проекте AV-MMA должна составит около 70%.

Текущие планы ВС Бразилии предусматривают приобретение 12 ЗРПК «Панцирь-С1» на шасси производства Rheinmetall MAN Military Vehicles.

Предполагается, что адаптацию «Панциря-С1» под требования бразильских военных будет выполнять компания ODEBRECHT Defesa e Tecnologia.

 

В дополнение к «Леопардам»

Правительства Индонезии и Турции в ходе выставки Indo Defence 2014 подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу совместной разработки и производства среднего танка для Сухопутных войск Индонезии.

Программа будет осуществляться индонезийской компанией PT Pindad и турецкой FNSS, принадлежащей Nurol Holding (51%) и BAE Systems.

Документ предусматривает совместную разработку двух опытных образцов среднего танка к 2017 г. По информации Министерства обороны Индонезии, работы над проектом планируется начать до конца 2014 г.

Детальные характеристики нового танка в настоящее время разрабатываются командованием Сухопутных войск Индонезии. Как ожидается, он будет весить от 20 до 40 т, получит нарезное орудие калибром 90-105 мм и цифровую систему управления огнем.

FNSS, как ожидается, станет ведущим производителем в рамках программы с учетом имеющегося у нее обширного опыта разработки и производства колесной и гусеничной бронетехники. PT Pindad рассчитывает привлечь к проекту и другие компании. Названы, в частности, бельгийская CMI Defence, совместно с которой в Индонезии может быть налажено производство орудий, и немецкая Rheinmetall, в сотрудничестве с которой планируется изготавливать боеприпасы.

Новая машина должна заменить устаревшие французские легкие танки AMX-13, которых в СВ Индонезии насчитывается около 300. Как ожидается, в перспективе новый средний танк станет основной бронемашиной в составе СВ Индонезии с учетом ограниченных возможностей применения закупленных 62-тонных ОБТ Leopard 2 в условиях сложного рельефа Индонезии.

 

Слишком дорогая модернизация

По просьбе руководства Южной Кореи Минобороны США официально отменило контракт на модернизацию 134 истребителей КF-16 с компанией BAE Systems, подписанный по американской программе «Иностранные военные продажи».

Отмена контракта дает шанс на участие в программе американскому конкуренту BAE Systems – компании Lockheed Martin.

Южнокорейское агентство DAPA обвинило как правительство США, так и BAE Systems в «выкачивании средств» сверх бюджета, оговоренного в контракте на модернизацию. В частности, как заявил представитель DAPA Пэк Юн Хен, правительство США запросило дополнительно около $470 млн., а BAE Systems – около $280 млн. помимо уже выделенных на проект $1,6 млрд.

Правительство США обосновало запрос на дополнительное финансирование необходимостью «управления рисками», а BAE Systems – годичной задержкой проекта.

BAE Systems вышла на рынок модернизации истребителей F-16 со своей новой авионикой и БРЛС с АФАР RACR компании Raytheon в 2012 г., подписав контракт на модернизацию 134 самолетов KF-16 ВВС Республики Корея. Первые два самолета (одноместный KF-16C и двухместный KF-16D), которые планировалось использовать для отработки проекта модернизации, прибыли на предприятие компании в Форт-Уорте. Как ожидалось, они должны были совершить первые полеты в 2016 г. и возвращены Сеулу в 2018 г.

 

Дотянуть до пятидесяти

Компания Patria поставила ВС Финляндии первый прошедший ремонт и модернизацию бронетранспортер Pasi XA-180. Это предсерийная машина, на базе проекта которой в течение 2015-2017 гг. будет модернизировано еще 70 БТР.

Соответствующий контракт между ВС Финляндии и компанией Patria был подписан в декабре 2013 г. Он предполагает опцион на обновление еще 210 БТР до конца 2021 г. Проект, получивший обозначение XA MLU, будет реализован совместно с компанией Oricopa Oy, выступающей субподрядчиком.

Модернизация предусматривает оснащение бронетранспортеров новыми электрическими системами, включая приборные панели, новыми сиденьями для повышения безопасности в движении и новое внешнее покрытие. В ходе ремонтно-восстановительных работ такие агрегаты, как двигатель, трансмиссия, мосты при необходимости будут восстановлены или заменены.

Производство БТР Pasi XA-180 было развернуто в начале 1980-х гг. Предполагается, что за счет проведения модернизации срок эксплуатации машин в итоге превысит 50 лет.

Проект является частью программы расширения боевых возможностей ВС Финляндии с целью повышения мобильности войск.

 

Перспективы «Панциря»

Заместитель гендиректора по ВЭД ОАО «КБП» (входит в холдинг «Высокоточные комплексы» ГК «Ростех») Александр Ханов в интервью РИА Новости на выставке Indo Defence 2014 сообщил о перспективах экспорта ЗРПК «Панцирь-С1».

По его словам, переговоры по потенциальным контрактам на этот комплекс завершены с «двумя-тремя странами Африки».

Контракт на поставку ЗРПК «Панцирь-С1» в Бразилию готовится к заключению, вопрос, по словам Александра Ханова, должен быть решен в 2015 г. Он сказал также, что Бразилия может начать производить отдельные комплектующие для ЗРПК «Панцирь-С1» на своей территории.

Александр Ханов отметил, что интерес к «Панцирю-С1» есть и у индонезийских военных.

 

F-16IQ остаются в США

Пресс-секретарь Министерства обороны США полковник Стивен Уоррен заявил, что поставка первой партии истребителей F-16IQ Block 52 Ираку задерживается в связи с угрозой их захвата боевиками Исламского государства.

Поэтому первые произведенные по заказу Ирака самолеты после их комплексной проверки и облета будут направляться в Тусон (шт. Аризона), а не на иракскую авиабазу «Балад», как планировалось изначально.

Компания Lockheed Martin передала первый из 36 заказанных ВВС Ирака истребителей F-16IQ 5 июня на своем заводе в Форт-Уорт (шт. Техас). В церемонии участвовала посол Ирака в США Лукман Фэйли и иракские пилоты, проходящие обучение в США.

По словам Стивена Уоррена, первые три иракских F-16IQ должны прибыть на авиабазу в Тусоне в декабре, после чего в течение следующих пяти месяцев туда будет ежемесячно поступать по одному самолету.

Стоимость двух контрактов с Ираком на поставку двух партий по 18 истребителей F-16IQ в рамках программы «Иностранные военные продажи» составила $4,2 млрд. и $2,3 млрд. соответственно. Отправка в Ирак первых заказанных F-16IQ была запланирована на сентябрь 2014 г.

 

Расходы Анкары

Объем расходов Турции на оборону в 2014 г. составит 29,4 млрд. турецких лир ($13,2 млрд.), сообщил министр обороны страны Исмет Йылмаз.

В 2014 г. Турция выделила на нужды обороны 1,71% ВВП, что гораздо ниже 3,5% ВВП, потраченных на эти цели в 2002 г. Министр добавил, что военные расходы в 2014 г. составили 3,7% расходной части государственного бюджета.

По заявлению министра, экспорт Турцией продукции оборонного назначения в 2014 г. достиг $1,4 млрд., а импорт – $1,3 млрд. Объем экспорта в 2013 г. составил $1,39 млрд.

Турецкое правительство также ежегодно формирует Фонд поддержки ОПК в размере около $600 млн., финансирующийся за счет налогов на азартные игры, табак и алкоголь.

 

Многострадальный тендер

Турция может аннулировать тендер на закупку систем ПВО/ПРО дальнего действия T-LORAMIDS (Turkish Long Range Air And Missile Defence System) в пользу нового проекта совместной разработки таких ЗРС.

Как сообщил Jane’s Defence Weekly руководитель Секретариата оборонной промышленности Турции (SSM) Исмаил Демир, Анкара продолжает вести переговоры с китайской корпорацией CPMIEC, предложившей на тендер ЗРС HQ-9 (FD-2000). В то же время, SSM обсуждает с франко-итальянским консорциумом Eurosam возможность поставки ЗРС большей дальности, которые могут применяться для создания эшелонированной системы ПВО/ПРО.

По данным турецких источников Jane’s, SSM недавно инициировал реализацию нового проекта приобретения ЗРС большей дальности, которая может занять нишу между ЗРС T-LORAMIDS и американской системой ПРО THAAD. Новый проект может стать дополнением к T-LORAMIDS, однако, по оценке турецкого источника, наиболее вероятно, что Анкара прекратит реализацию программы T-LORAMIDS и приступит к НИОКР в рамках нового проекта. С этой целью уже до конца 2014 г. SSM может объявить новый тендер. Предполагается, что Китай также будет приглашен принять в нем участие.

 

Модернизация польских МиГ-29 завершена

На военном авиационном заводе №2

(WZL-2) в Быдгоще состоялась церемония передачи ВВС Польши последнего модернизированного самолета МиГ-29УБ.

В августе 2011 г. Инспекторат вооружения Министерства национальной обороны Польши подписал с WZL-2 контракт на проведение совместно с израильской компанией IAI модернизации 16 состоящих на вооружении 23-й базы истребителей МиГ-29. Стоимость договора составила $44,5 млн.

В рамках соглашения были модернизированы 13 одноместных истребителей и три двухместных учебно-боевых МиГ-29УБ.

Целью модернизации является продление срока эксплуатации истребителей по крайней мере до 2028 г., повышение их боевых возможностей и совместимости с новыми F-16.

Первый модернизированный истребитель МиГ-29А совершил посадку на 23-й базе тактической авиации ВВС Польши (Минск-Мазовецки) 29 июля 2013 г. Первый учебно-боевой самолет МиГ-29УБ, прошедший модернизацию на WZL-2, был возвращен ВВС Польши в мае 2014 г.

 

Мотор для «Черной пантеры»

Вооруженные Силы Республики Корея планируют к 2017 г. закупить около 100 танков К2 Black Panther, оборудованных моторно-трансмиссионным блоком (пауэрпаком) национального производства.

По информации Агентства программ оборонных закупок МО Республики Корея (DAPA), K2 с корейским пауэрпаком будет принят на вооружение к концу 2014 г. Решение об этом было утверждено на заседании комиссии по оборонным проектам под председательством министра обороны Хан Мин Ку. До сих пор танк не принимался военными из-за технических проблем с двигателем.

Первоначально DAPA планировало начать серийное производство до 600 танков K2 в 2011 г., однако сроки неоднократно переносились из-за технических проблем с разработкой двигателя и трансмиссии. В 2011 г. агентство также решило сократить заказ до 297 танков.

Поставка первой партии из 100 серийных ОБТ, оснащенных немецким пауэрпаком в составе двигателя MTU-890 и автоматической трансмиссии RENK, началась в июне 2014 г.

Пауэрпак корейского производства состоит из двигателя мощностью 1500 л.с. (конструктивно схожего с MTU-890) производства компании Doosan Infracore и трансмиссии S&T Dynamics.

 

Бразилия купит 108 «Грипенов»

Бразилия в рамках программы закупки истребителей нового поколения планирует приобрести «по крайней мере» 108 самолетов JAS 39E/F Gripen (Gripen NG), заявил представитель ВВС страны в ходе выступления на конференции IQPC в Лондоне.

Самолеты планируется получить тремя партиями в период с 2019 по 2032 гг.

Контракт на поставку 36 самолетов JAS 39E/F стоимостью $5,4 млрд., о котором было объявлено в октябре 2014 г., является только первой партией (самолеты будут поставлены к 2024 г.), предназначенной для оперативной замены выслуживших срок эксплуатации истребителей Mirage 2000C. Из 36 самолетов первой партии 28 будут одноместными (JAS 39E) и 8 – двухместными (JAS 39F).

Согласно подготовленному командованием ВВС Бразилии технико-экономическому обоснованию, для обеспечения защиты воздушного пространства в перспективе потребуется 108 новых многофункциональных истребителей. К 2035 г. они должны заменить самолеты F-5M и AMX A-1M. В соответствии с 10-летним соглашением о промышленном сотрудничестве, подписанным между компанией Saab и командованием ВВС Бразилии (COMAER), бразильские компании смогут произвести до 80% компонентов самолетов JAS 39E/F, 15 из 36 самолетов будут полностью собраны в Бразилии. Предположительно, две следующие партии будут целиком собраны в Бразилии. Предусмотрен вариант их возможной продажи другим потенциальным покупателям в регионе.

 

Индийская «Шилка» с израильским акцентом

Сухопутные войска Индии получили первый серийный образец ЗСУ-23-4 «Шилка», модернизированной по контракту с компаниями Israel Aerospace Industries (IAI) и Bharat Electronics Limited (BEL).

Надо отметить, что история контракта стоимостью $104 млн. на серийную модернизацию 48 из 90 имеющихся у СВ Индии «Шилок» по израильскому проекту длится с 2004 г. Он значительно отстал от графика, а тактико-технические характеристики модернизированных установок не в полной мере соответствовали предъявляемым требованиям. В 2007 г. МО Индии после получения неудовлетворительных результатов программы приняло решение о проведении тендера по закупке 104 современных ЗРК для замены комплексов советского производства. Тем не менее работы по «Шилкам» продолжались, но подписание контракта на серийную модернизацию установок сдвинулось на 2011 г. В рамках модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка» оснащаются новой РЛС, компьютерами, электрооптической системой управления огнем и новой силовой установкой. Кроме того, проводится капитальный ремонт и установка нового оборудования, включая системы кондиционирования, РХБЗ и связи. Предполагается, что модернизация позволит продлить срок эксплуатации индийских «Шилок» на 15 лет.

 

А воз и ныне там

Генеральный директор компании Dassault Aviation Эрик Траппье заявил, что рассчитывает подписать контракт с Индией на поставку 126 истребителей Rafale до окончания текущего финансового года, то есть до 31 марта 2015 г.

Примечательно, что абсолютно такое же заявление было сделано и год назад. Тем не менее контракт до сих пор не подписан.

В июне 2014 г. министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус провел переговоры с высшим руководством Индии, в том числе с премьер-министром Нарендрой Моди. В кулуарных беседах официальный Нью-Дели выразил тогда серьезную озабоченность по поводу роста стоимости сделки. Кроме того, было заявлено о намерении Министерства обороны Индии сократить количество закупаемых машин со 126 до 80.

Индийское оборонное ведомство обратилось к французскому правительству с просьбой пересмотреть структуру цен, поскольку финансовые параметры сделки вышли далеко за пределы ожидаемых. В 2007 г., при старте программы MMRCA, ее стоимость была оценена в $12 млрд. После вскрытия пакетов с предложениями в январе 2012 г. было объявлено об увеличении стоимости до $18 млрд. Теперь, с учетом передачи технологий, стоимости жизненного цикла и создания сборочной линии, стоимость проекта выросла до колоссальной суммы в $20 млрд. Если правительство Индии подпишет контракт в ближайшие пару месяцев, оно должно будет внести предоплату Dassault Aviation в сумме не менее $1,5-2 млрд. и, в условиях дефицита бюджета, урезать финансирование других программ закупок военной техники.

 

Модернизация воздушных ветеранов задерживается

Командование ВМС Бразилии и компания Marsh Aviation объявили о подписании протокола, который предусматривает внесение изменений к действующему контракту на проведение модернизации самолетов C-1A Trader.

Измененный контракт значительно продлевает сроки поставки флоту этих самолетов, которые модернизируются к конфигурации KC-2 Turbo Trader. Согласно внесенным изменениям летные испытания первого KC-2 начнутся до ноября 2017 г., а его передача заказчику состоится в декабре 2018 г. Обновленное соглашение также предусматривает участие в проекте в качестве субподрядчика израильской компании Elbit Systems.

ВМС Бразилии приобрели в США в рамках программы «Иностранные военные продажи» восемь снятых с вооружения палубных транспортных самолетов C-1A Trader в августе 2010 г. за $335 тыс. Подписанный в начале 2011 г. с компанией Marsh Aviation контракт стоимостью $167 млн. предусматривает ремонт фюзеляжей четырех самолетов, замену поршневых двигателей Wright Cyclone R-1820-8WA новыми турбовинтовыми Garrett/Honeywell TPE331-15AW с пятилопастными пропеллерами HC-135MA-5, установку нового БРЭО, систем связи и навигации, оснащение одного из самолетов системой дозаправки в воздухе и др.

Согласно базовому контракту первый из четырех KC-2 ВМС Бразилии должны были получить в апреле 2014 г., а завершение работ намечалось на январь 2015 г. KC-2, а также противолодочные S-2 должны войти в состав авиакрыла бразильского авианосца Sаo Paulo. Один из KC-2 модернизируется в топливозаправщик, три других – в самолеты ДРЛО.

Следует отметить, что палубный транспортный самолет C-1A Trader совершил первый полет в январе 1955 г. и использовался ВМС США до 1988 г. Он был создан на базе противолодочного самолета S-2 Tracker, который американский флот эксплуатировал в 1954-1976 гг.

 

Пакистан нацелился на MBT-3000

Китай одобрил запрос Пакистана на закупку разработанного корпорацией NORINCO танка MBT-3000, известного также под экспортным обозначением VT-4.

По мнению китайских военных экспертов, Пакистану нужен современный танк, подобный MBT-3000, для обеспечения паритета с Индией, которая имеет на вооружении российские ОБТ T-90.

Недавно NORINCO обнародовала дополнительную информацию о некоторых технических характеристиках новой версии ОБТ MBT-3000, предлагаемого на экспорт. Машина оборудована композитной броней по фронтальной дуге. Из композитной брони выполнены также бортовые юбки. Дополнительно танк может быть оснащен динамической защитой (ERA). Китайские источники отмечают, что MBT-3000 может комплектоваться системой активной защиты GL5, о принципах действия которой пока ничего не известно.

Новая версия танка получила дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулеметом, который может применяться для борьбы с воздушными целями, а также в ходе операций в населенных пунктах.

В состав оборудования танка входят кондиционер, система защиты от ОМП, комбинированная инерциальная/GPS система навигации.

MBT-3000 вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой. Автомат заряжания танка вмещает 22 выстрела и имеет максимальную скорость заряжания восемь снарядов в минуту. Общий боезапас танка – 38 выстрелов, среди которых могут быть бронебойные подкалиберные оперенные снаряды с отделяющимся поддоном, кумулятивные, фугасные снаряды. Танк также может вести огонь выстреливаемой через ствол ПТУР с тандемной боевой частью на дальность до 5 км. Система управления огнем включает стабилизированный дневной/ночной прицел с охлаждаемым тепловизором второго поколения.

Боевая масса MBT-3000 составляет 52 т, экипаж – 3 человека. Танк оборудован дизельным двигателем с водяным охлаждением китайской разработки мощностью 1300 л.с. Максимальная скорость – до 67 км/ч, запас хода по топливу – 500 км.

Представители NORINCO охарактеризовали MBT-3000 как самый современный танк, предлагаемый компанией на экспорт.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100