№12 декабрь 2018

Мир перед катастрофой

Качинское училище летчиков необходимо возродить!
Среди выпускников училища – 12 маршалов и главных маршалов авиации, 114 Георгиевских кавалеров, 343 Героев Советского Союза

С 2014 г. в ВС РФ прекратилась практика объединения частей обеспечения с авиаполками под безликими обозначениями «Авиабаза» с длинным, никому ни о чем не говорящим номером. Боевым летчикам вернули возможность служить в частях с почетными наименованиями, присвоенными за подвиги в период Великой Отечественной. Возможность помнить и чтить славные боевые традиции является одним из краеугольных камней, на которых строится боеготовность любой армии мира. Но до сих пор сохраняется одна вопиющая несправедливость – исчезло славное имя Качинского летного училища, сохраняющееся лишь в истории отечественной боевой авиации и в памяти его выпускников.

Николай МЕДВЕДЕВ

Я с пятого класса мечтал быть летчиком-истребителем. Родом я из Ростовской области – хутор Родники Кагальницкого района. Приписан был к Зерноградскому военкомату. Помню, три раза вызывали в военкомат и предлагали пойти учиться на специалиста внешней разведки. Кто из пацанов тогда не мечтал быть разведчиком? Да почти все. Но для меня мечта стать летчиком была выше. Помню встречу в Зернограде с летчиком на железнодорожной станции Верблюд, которая стала в моей жизни определяющей. Он сказал: «Если хочешь стать настоящим летчиком-истребителем – иди в Качу. Это кузница летных кадров, первое военное авиационное училище не только в России, но и в мире, это начало истории авиации Российского государства». И в 1973 г. я окончил Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков. Тогда даже предположить не мог, что спустя почти полвека мне придется писать эти строки. Возникает закономерный вопрос: «Что заставило?» Все просто: боль в сердце и слезы в глазах ветеранов.

Николай Медведев – курсант Качинского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков.

Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков вело свою историю от Севастопольской офицерской школы авиации – первого в мире и в России военного авиационного учебного заведения. Школа была создана на добровольные пожертвования при содействии великого князя Александра Михайловича, шефа Российского императорского военно-воздушного флота. Школа в Каче была открыта 21 ноября 1910 г.

За годы своего существования – с 1910 по 1998 г. – Кача подготовила для Военно-воздушного флота Российской империи, ВВС СССР и РФ более 17 тысяч летчиков.

Среди выпускников училища – 12 маршалов и главных маршалов авиации, 114 Георгиевских кавалеров, в том числе два полных Георгиевских кавалера, 343 Героев Советского Союза (289 из которых получили это звание за боевые действия), 14 человек это звание получили дважды, а маршал авиации Александр Покрышкин – трижды, более 30 выпускников удостоены звания Героя Российской Федерации, более 120 – звания «Заслуженный летчик-испытатель» и «Заслуженный военный летчик».

С началом Великой Отечественной войны училище было переведено в Красный Кут Саратовской области, где находилось в 1941-1947 гг., затем – в Мичуринск Тамбовской области (1947-1954 гг.), а с 1954 г. оно базировалось в Сталинграде.

Название по месту первоначального базирования – Качинское было официально закреплено 13 мая 1938 г. в соответствующем приказе Народного комиссариата обороны СССР и оставалось неизменным 60 лет.

Сегодня подготовку военных пилотов в России осуществляет только КВВАУЛ.

В 1998 г. при «реформировании системы летных училищ» Кача исчезла, и история прервалась! А ведь при реформировании училища было предусмотрено объединение Качинского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков и Армавирского училища с передачей формуляров, Красного Знамени и ордена Ленина. Знамя, орден и формуляры передали, а присвоить наименование забыли. Впоследствии и Армавирское училище расформировали, а Красное Знамя, орден Ленина и документацию Качи передали в Краснодарское училище. И только в 2010 г. к 100-летнему юбилею авиации России и Качинского училища по многократному обращению выпускников Качи была издана Директива МО РФ №205/5633 от 21 июля 2010 г. о присвоении почетного наименования «Качинское» Краснодарскому училищу летчиков.

Казалось бы, правда восторжествовала. Был составлен план реализации этой директивы. Руководствуясь Положением о почетных наименованиях, утвержденным указом президента РФ №1292 в 2000 г., и типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденным в 2009 г. постановлением правительства РФ №82 (в редакции постановления правительства РФ 2010 г. №428), Министерство обороны приняло решение установить краснодарскому филиалу Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» наименование «Качинский». Были даны указания начальнику ВУНЦ ВВС о включении в устав ВУНЦ ВВС филиал Краснодарского ВВАУЛ с наименованием «Качинский» о чем министр обороны доложил Совету Федерации 21 июля 2010 г. Казалось бы, точка поставлена, справедливость восторжествовала, история ВВС восстановлена.

Мамаев курган. Курсанты Качинского училища в ходе церемонии принятия присяги на верность Родине.

Присяга курсантов КВВАУЛ сегодня проходит на Пушкинской площади города Краснодара.

Но фактически историческое имя «Качинское» так и не было присвоено единственному оставшемуся в России училищу летчиков-истребителей, базирующемуся в Краснодаре.

Наверно, самым верным решением в деле восстановления Качи стало бы возвращение училища в родное гнездо – в Крым близ Севастополя. В 2017 г. мне удалось посетить качинский гарнизон. Было приятно видеть действующие постройки начала ХХ века, где зародилась Кача. Сейчас здесь располагается полк. Но база Качи вполне способна разместить штаб училища. Что касается аэродромов, то в Крыму, даже после варварского уничтожения МО Украины самого мощного аэродрома в Багерово (в прошлом – испытательного центра, затем – филиала Ворошиловградского высшего авиационного училища штурманов), аэродромы есть. Это Кировское, Джанкой, Гвардейское и другие. Да и воздушное пространство позволяет летать без ограничений. Такое решение позволило бы разгрузить КВВАУЛ, где сейчас ведется обучение пилотов для фронтовой, военно-транспортной, дальней, морской авиации, и готовить летчиков-истребителей в Каче.

Равноценный вариант – это восстановление Качи на героической земле Сталинграда. Само по себе расположение училища в городе-герое, где фашистская Германия потерпела сокрушительное поражение, закладывает патриотический потенциал у курсантов. Вспоминаю, как на Мамаевом кургане принимали присягу на верность Родине, там же нам вручали дипломы летчиков-инженеров по окончании родного училища. Поверьте на слово – до сих пор дух захватывает!

При этом в Волгограде и сегодня профессорско-преподавательский состав готов снова встать за кафедры, чтобы передать свои знания, тот настрой и дух Качи, который постоянно присутствовал в стенах училища независимо от места базирования.

Да, нужны средства. По подсчетам специалистов – примерно пять миллиардов рублей. Но вложенные деньги окупятся, Родина получит верных и преданных воздушных бойцов. В 1910 г. Севастопольская офицерская школа авиации была создана на пожертвования народа России. То есть фактически стала народным училищем. Я уверен, что и сегодня люди будут готовы внести свой посильный вклад в восстановление Качи, в возрождение исторической справедливости. И это не просто надежда – среди трех тысяч человек, подписи которых были собраны мною к 100-летию училища с просьбой возродить славное имя Качи, были как летчики и члены их семей, так и простые граждане России и стран СНГ. Надеюсь и верю, что мои предложения найдут понимание не только в умах и сердцах братьев по профессии, но и у руководства Министерства обороны России.

Николай Иванович МЕДВЕДЕВ – гвардии полковник, военный летчик 1-го класса, участник боевых действий, выпускник Качинского высшего военно-авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков


 

НОВОСТИ

В России разрабатывают современный суперкомпьютер для проектирования перспективных вооружений, сообщила в интервью РИА «Новости» генеральный директор НПО «Молния» Ольга Соколова.
Отдельное подразделение беспилотной авиации формируется в артиллерийской бригаде 2-й общевойсковой армии Центрального военного округа в Оренбургской области.
В ПАО «ВАСО» (входит в дивизион транспортной авиации ОАК) 27 ноября 2018 г. состоялась процедура передачи первого летного образца Ил-112В на летно-испытательную станцию.
Завершается перевооружение очередного полка Йошкар-Олинского ракетного соединения на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) пятого поколения «Ярс».
Летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в рамках программы предварительных испытаний совершили полет на первом образце вертолета Ми-38Т, изготовленном Казанским вертолетным заводом по заказу Министерства обороны России.
Армейская авиация, подразделения противовоздушной и противоракетной обороны войдут в формирования ВДВ, сообщил заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Александр Вязников 16 ноября на встрече с военными атташе, на которой присутствовали представители 67 зарубежных государств.
Продолжается работа по переходу ракетных войск и артиллерии в качественно новое состояние – разведывательно-огневую систему, заявил в интервью «Красной звезде» начальник ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в госкорпорацию «Ростех», завершила разработку двигателя ВК-2500П для ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник». За счет оснащения ВК-2500П модернизированной системой автоматизированного управления удалось существенно повысить безопасность, функциональность и летные характеристики боевой машины.
Доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в деле укрепления могущества России
Тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат «Охотник» в ноябре совершил первую пробежку по взлетно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), достигнув в соответствии с программой испытаний скорости 200 км/ч, сообщил ТАСС источник в авиастроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100