Проблемы поддержания ядерного арсенала США
Военно-политическое руководство США осуществляет прагматичное выполнение положений Договора о СНВ

Военно-политическое руководство (ВПР) США в современной военно-политической и стратегической обстановке уделяет особое внимание поддержанию боевой готовности и развитию стратегических наступательных сил (СНС). Так, в Национальной военной стратегии США от 2015 г. отмечено: «Стратегические силы США находятся в состоянии высочайшей боевой готовности и всегда готовы отреагировать на угрозы нашей стране и нашим жизненно важным интересам.

Мидыхат ВИЛЬДАНОВ

Сдерживание прямого нападения на США и на наших союзников – это первоочередная задача. Соответственно, мы вкладываем средства для поддержания и совершенствования нашего ядерного комплекса». В президентской директиве №24 «О стратегии применения ядерного оружия США» от 2013 г. заявлено, что «стратегические наступательные силы США являются ключевым средством ядерного сдерживания и устрашения вероятных противников». В документе также подчеркнуто намерение американского руководства, с одной стороны, выполнять положения Договора о СНВ, последовательно снижая роль ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности государства, а с другой – сохранить возможность нанесения «разоружающего удара» по противнику. Заявлено о сохранении и возрастании роли и места тактического ядерного оружия в интересах ядерного сдерживания России и обеспечения безопасности США и государств-членов НАТО.

С целью поддержания боевой готовности и развития стратегических наступательных сил США реализуется комплекс программ их модернизации с продлением срока эксплуатации носителей и ядерных боеприпасов (ЯБП). Ведутся исследования по разработке перспективных видов стратегических наступательных вооружений (СНВ) с принятием их на вооружение в 2030-2040 гг. Совершенствуются система оперативной и боевой подготовки, формы и способы боевого применения стратегических наступательных сил. Значительное внимание уделяется созданию новой стратегической триады с включением в ее состав нестратегического ядерного оружия, высокоточного оружия большой дальности, гиперзвуковых средств и оружия на новых физических принципах.

Результаты расследования ряда  инцидентов в стратегических ядерных силах США показали слабую профессиональную подготовку личного состава.

Вместе с тем в США обострились проблемы поддержания ядерного арсенала и инфраструктуры ядерного оружейного комплекса (ЯОК), что негативно сказывается на состоянии боевой готовности и перспективах развития СНС. Это, прежде всего, проблемы подтверждения надежности, продления сроков эксплуатации и обеспечения безопасности ядерных боеприпасов, носителями которых являются межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ). Причина заключается в необходимости соблюдения моратория на проведение натурных испытаний ЯБП и выполнения положений Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). На объектах ядерного оружейного комплекса США сосредоточено значительное количество неразвернутых ЯБП, для содержания которых в надлежащем состоянии требуются огромные средства. Особую значимость приобрело всестороннее обоснование и решение вопросов оптимизации и сокращения номенклатуры ЯБП. Достоянием общественности в последние годы стал ряд инцидентов, допущенных в ВВС США при работе с ядерными боеприпасами. Результаты расследований показали слабую профессиональную подготовку личного состава; снижение морально-психологического уровня и трансформирование культурных ценностей личного состава, обусловленные многочисленными реформами в войсках; отсутствие координации по решению задач ядерного обеспечения между взаимодействующими органами управления США; недостаточно оптимизированный процесс оценки и анализа рисков в повседневной деятельности. Выяснилось также, что недостатки, вскрываемые при проверках вопросов обеспечения ядерной безопасности, не устраняются. Так, 341-ое крыло МБР Minuteman III (АвБ Мальмстром) по результатам проверки типа NSI (Nuclear Surety Inspections – проверка безопасности обращения с ядерным оружием), проведенной Командованием глобальных ударов ВВС США, было оценено на «двойку». Личный состав показал неудовлетворительные знания и практические навыки по работе с ЯБП. Многие офицеры из групп технического обслуживания и ремонта, допущенные к несению боевого дежурства и обслуживанию ЯБП, даже не знают порядка работы с ними. Для устранения недостатков было предоставлено дополнительное время с последующей перепроверкой. В феврале 2016 г. стал известен очередной ядерный инцидент с выводом из строя МБР Minuteman III при проведении технического обслуживания в одной из эскадрилий 90-го ракетного крыла (АвБ Ф. Уоррена), которое проводилось в мае 2014 г.

В связи с этим в ядерной стратегии США (2010 Nuclear Posture Review) отмечается, что «состояние ядерного оружейного комплекса пришло в упадок». Основные мероприятия программы «Сопровождение ядерного арсенала» выполнены неполностью, хотя за последние годы на модернизацию объектов ЯОК выделялись значительные средства. По результатам инспекций вскрыты также серьезные недостатки в организации газодинамических испытаний ядерных боеприпасов в Лос-Аламосской национальной лаборатории. Это поставило под сомнение способность лаборатории проводить до десяти газодинамических тестов в год (с 2017 г.), что может привести к срыву сроков начала модернизации и продления эксплуатационного ресурса авиабомб типа В61. Известно, что результаты газодинамических испытаний используются в целях ежегодной сертификации ядерных боеприпасов и оценки уровня их безопасности при возникновении аварийных ситуаций. При этом разработка методики проведения сложного газодинамического эксперимента занимает до нескольких лет, на подготовительные работы и анализ результатов требуется несколько месяцев. Стоимость одного эксперимента около $2 млн.

Отмечается также наличие значительного количества объектов и крупногабаритных сооружений, построенных в 1940-1950 гг., требующих значительных финансовых и материально-технических затрат на их содержание и ремонт. Недостаточное финансирование инженерно-технического и научного персонала привело к снижению престижа работы в ядерном оружейном комплексе, преобладанию лиц пенсионного возраста, возникновению дефицита молодых специалистов, имеющих опыт работы с ядерными боезарядами и др. Наглядным примером потери квалификации сотрудниками ядерной отрасли США может служить радиоактивный выброс, произошедший в феврале 2014 г. на заводе по утилизации ядерных отходов. Инцидент, произошел по вине сотрудников Лос-Аламосской национальной лаборатории, которые нарушили правила подготовки отходов для хранения.

Другими проблемами ядерного оружейного комплекса являются: систематическое невыполнение установленных сроков реализации крупных производственных и научно-технических проектов; физический износ и моральное старение части оборудования; предъявление к ядерному оружейному комплексу более жестких требований по безопасности, режиму секретности и охране окружающей среды, не подкрепляемое дополнительными ресурсами; сложности с подготовкой квалифицированных кадров.

На объекте Y-12 (шт. Теннесси, Оук-Ридж) производятся комплектующие для ядерного оружия США.

С целью поддержания и развития ядерного арсенала и инфраструктуры ЯОК военно-политическим руководством США активизирована деятельность Министерства обороны, Министерства энергетики и других органов управления США сразу по двум основным направлениям.

Первое направление предусматривает решение задач по формированию ядерного арсенала: соблюдение моратория на проведение ядерных испытаний и строгое выполнение положений ДВЗЯИ; ратификация Конгрессом США и вступление в силу ДВЗЯИ; отказ от разработки новых ЯБП; продление срока эксплуатации ядерных боеприпасов, находящихся в составе боевого оснащения компонентов ядерной триады; обеспечение безопасности и надежности функционирования ядерного арсенала в соответствии с требованиями руководящих документов и технических программ; выполнение Договора о СНВ и поддержание ядерного арсенала на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности США и их союзников; проведение замен ядерных боеприпасов на вновь разработанные только по решению президента и с согласия Конгресса США.

Военно-политическое руководство США в интересах реализации плана строительства и развития СНС, создания новой стратегической триады, модернизации тактического ядерного оружия и совершенствования объектов инфраструктуры ядерного оружейного комплекса ежегодно предусматривает увеличение объемов финансирования. При этом основным содержанием работ по совершенствованию ядерного арсенала является модернизация ЯБП с поэтапным сокращением их численности и номенклатуры.

Это подтверждается следующими выводами из результатов анализа «Плана поддержания готовности и управления ядерным арсеналом на 2016 г.», представленного Национальным управлением по ядерной безопасности (NNSA) Министерства энергетики США на рассмотрение Конгресса.

Около $3,2 млрд. планируется направить на финансирование работ, непосредственно связанных с боезапасом. В составе ядерного арсенала США имеются: боеголовки типов Мк21 (ЯЗУ W87) и Мк12А (W78) для МБР Minuteman III; Мк4 (W76), Мк4А (W76-1) и Мк5 (W88) для БРПЛ Trident II; стратегические (В83, В61-7 и В61-11) и тактические (В61-3, В61-4 и В61-10) авиабомбы; боевые части W80-1 крылатых ракет воздушного базирования AGM-86B.

В документе подтверждается, что согласно концепции создания перспективного ядерного арсенала к концу 2030-х гг. планируется иметь на вооружении три универсальных ЯЗУ (IW-1, IW-2 и IW-3) для боеголовок МБР и БРПЛ и два ЯЗУ для управляемой авиабомбы В61-12 и боевой части W80-4 КРВБ. Данная концепция, получившая название «3+2», не предусматривает разработку принципиально новых ЯЗУ, ограничиваясь модернизацией части существующих. В 2016 г. продолжится комплексная модернизация ядерных боеголовок Мк4 в модификацию Мк4А с продлением срока эксплуатации на 30 лет и завершением работ до 2019 г. При этом предусматриваются доработки плутониевого узла, замена блока автоматики с установкой нового тритиевого резервуара, основного заряда взрывчатого вещества и урановых компонент.

Часть денежных средств ($3,2 млрд.) будет направлена на поддержание надежности и безопасности эксплуатации ЯБП, основу которых составит продление их эксплуатационного ресурса и модернизация. Так, на модернизацию боеголовок Мк4 БРПЛ Trident II предусматривается выделить около $250 млн., при этом половина из необходимых 1,2 тыс. ядерных боеприпасов уже переоборудована. Подчеркивается, что объем выделяемых финансовых средств обеспечит полное и своевременное выполнение программы модернизации к 2019 г.

В 2020 г. США намереваются приступить к производству унифицированной ядерной авиабомбы В61-12.

На мероприятия по подготовке к серийному производству (с декабря 2019 г.) модернизированных боеголовок Мк5 (ЯЗУ W88 Alt370) БРПЛ Trident II планируется выделить $220 млн. с продолжением закупок данной ракеты. Будут продолжены работы по замене бризантного взрывчатого вещества, блока автоматики и предохранительно-исполнительного устройства.

Значительное внимание уделяется созданию на основе существующих модификаций авиабомбы В61 (В61-3, В61-4, В61-7 и В61-10) унифицированной управляемой авиабомбы В61-12 с началом серийного производства с 2020 г. Выпуск этих авиабомб запланирован в количестве около 500 единиц, при этом 150-200 изделий планируется разместить в Европе: в Бельгии, Италии, Нидерландах, Турции и Германии. Носителями этих авиабомб будут самолеты тактической авиации ВВС США, ОВВС НАТО, а также стратегические бомбардировщики ВВС США, что позволит решать задачи по поражению стратегических объектов на территории Республики Беларусь и России. До 2020 г. спланирована модернизация хранилищ для содержания авиабомб, представляющих собой подземные железобетонные  сооружения на четыре изделия. В настоящее время в Европе развернуто около 150-200 авиабомб типа В61. Кроме того, для базирования самолетов тактической авиации – носителей ядерного оружия и самолетов-заправщиков подготовлены авиабазы Зокняй (Литва), Лиллеварде (Латвия) и Эмари (Эстония), организовано их освоение в ходе учений и боевое дежурство.

В связи с этим президент России Владимир Путин заявил: «Тактическое ядерное оружие США в Европе способно решать стратегические задачи».

Для новой крылатой ракеты воздушного базирования LRSO (Long-Range Stand-Off) ведется разработка ядерной боевой части W80-4 путем модернизации ЯЗУ W80-1 от КРВБ AGM-86B. На техническую разработку проекта ядерной боевой части для данной крылатой ракет воздушного базирования планируется выделить $195 млн. Серийный выпуск новых боеприпасов запланирован с 2025 г.

Начало разработки первого универсального ЯЗУ IW-1 (также имеет наименование W78/W88) запланировано на 2020 г. В нем будет использована центральная часть атомного инициатора, аналогичная установленной в ЯЗУ W87. К серийному производству нового ЯЗУ планируется приступить в 2030 г. При этом предполагается, что ВВС США будут устанавливать ЯЗУ IW-1 в боеголовку Мк21, а ВМС – в Мк5. К выпуску ЯЗУ IW-2 и IW-3 предусматривается приступить в 2034 и 2041 гг. соответственно.

Финансовые средства выделяются также на реализацию программы демонтажа выведенных из эксплуатации ЯБП. Эти работы являются проблемными: базы хранения переполнены ядерными боеприпасами, требующих демонтажа и утилизации, содержание их организовано с нарушением требований руководящих документов. По оценкам американских специалистов, для ликвидации ЯБП и переработки извлеченного из них высокообогащенного урана потребуются значительные сроки и финансирование.

Второе направление связано с поддержанием ядерного арсенала и объектов ядерного оружейного комплекса. Обеспечено выполнение комплекса конкретных программ:

• «Программа усиленного контроля» (ESP – Enhanced surveillance program);

• «Программа продления жизненного цикла ядерных боеприпасов» (LEP – Life extension program);

• «Программа повышения безопасности ГЧ МБР» (SERV – Safety enhanced reentry vehicle).

Срок эксплуатации многих транспортных средств, задействованных в перевозке элементов ядерного оружия США, давно истек.

«Программа повышения надежности ядерного арсенала США за счет замены устаревших ядерных боеприпасов» (RRW – Reliable replacement warhead) остановлена из-за отказа Конгресса ее финансировать.

Осуществляется финансовая поддержка ряда научно-исследовательских проектов с целью повышения надежности ЯБП и их сертификации без проведения натурных испытаний; улучшения финансирования учебно-материальной базы ЯОК; совершенствования научной и инженерно-технической базы по программе «Сопровождение ядерного арсенала»; модернизации инфраструктуры Лос-Аламосской национальной лаборатории и инфраструктуры объекта Y-12 (г. Оук-Ридж, штат Теннеси); обеспечения безопасности эксплуатации объектов ЯОК. Выполнение этих научно-исследовательских проектов является важным направлением ядерной оружейной программы, на которые планируется выделить $1,8 млрд. Наиболее крупной считается программа «Перспективное моделирование ЯБП и высокопроизводительные вычисления» ($620 млн.). Данный проект предусматривает разработку технологий сертификации ядерных компонентов ЯБП, создание средств диагностики газодинамических и подкритичных испытаний, а также изучение динамических свойств материалов. Для проведения соответствующих экспериментов совершенствуются газодинамические установки, штольневый комплекс подкритичных испытаний, газовая пушка и различные стенды. Продолжится наращивание вычислительных мощностей ядерных оружейных лабораторий Министерства энергетики США. Их возможности задействуются американскими специалистами для трехмерного моделирования всех стадий срабатывания ЯБП. В Лос-Аламосской лаборатории планируется ввести в строй высокопроизводительный суперкомпьютер с большим объемом быстродействующей оперативной памяти. Не менее важным считается проект «Управляемый термоядерный синтез с инерционным удержанием плазмы» ($500 млн.), обеспечивающий моделирование термоядерных реакций. При этом задействуются лазерные термоядерные установки одного из американских университетов и Ливерморской лаборатории им. Лоуренса. Проект «Технологии конструирования ЯБП» ($130 млн.) предусматривает разработку более совершенных методов изготовления компонентов ЯБП в интересах сокращения сроков и затрат на выпуск ядерных боеприпасов и их элементов.

Значительные средства направляются на поддержание объектов Невадского испытательного полигона в готовности к возобновлению натурных испытаний ядерных боеприпасов, решение социальных вопросов и сохранение научно-технического персонала. Важно подчеркнуть, что ВПР США при осложнении военно-политической и стратегической обстановки в мире, затрагивающем национальные интересы государства, полагает возможным отказ от моратория и возобновление полигонных испытаний ЯБП.

С целью обеспечения устойчивого функционирования ядерного оружейного комплекса разработана и профинансирована программа по развитию его материально-технической базы ($1,1 млрд.): закрытие с 2019 г. проекта создания химико-металлургического комплекса в Лос-Аламосской лаборатории; повышение производственных мощностей завода Y-12 (г. Оук-Ридж) для ежегодного выпуска 50-80 термоядерных узлов начиная с 2030 г. Около $2,7 млрд. предполагается направить на поддержание инфраструктуры ЯОК, совершенствование технических систем охраны и обеспечения доступа на объекты и их компьютерной защиты.

В отдельный компонент ядерной оружейной программы вынесена программа обеспечения безопасности эксплуатации объектов (около $1,5 млрд.), которая включает следующие разделы:

1. Транспортирование боеприпасов и специальных ядерных материалов. Предусматривает обеспечение безопасных перевозок специальных грузов, компонентов ЯБП между предприятиями ЯОК, различными военными и государственными объектами на континентальной части США. В 2016 году значительное внимание уделяется разработке специализированного автотранспорта. Отмечается, что безопасность транспортных средств данного типа протестирована недостаточно, а срок эксплуатации многих транспортных средств давно истек. Следует отметить, что решение проблем безопасной и скрытной перевозки ядерных материалов признано важнейшими, поскольку объекты ЯОК и районы базирования объектов СНС США расположены по территории всей страны, а маршруты транспортирования проходят в непосредственной близости от населенных пунктов. Особое внимание уделяется подготовке сил и средств Объединенного командования стратегических перебросок ВВС США для  транспортирования тактического ядерного оружия из Европы на континентальную часть США и обратно, особенно в условиях возможных воздушных и наземных террористических атак.

2. Модернизация инфраструктуры ЯОК. Ассигнования по этой статье будут направлены для поддержания в исправном состоянии объектов ядерного оружейного комплекса, зданий, сооружений, кровли, систем и оборудования общего назначения, обслуживания технических средств охраны, ремонта ограждений, дорожной сети и т.п.

3. Обеспечение физической защиты и сохранности ЯБП. Финансовые средства выделяются на охрану объектов ЯОК и защиту чувствительной информации, в первую очередь хранящейся в электронном виде. До 50% этих ассигнований представляют собой расходы на содержание персонала подразделений охраны. Проблемы с охраной ядерных объектов также являются актуальными и обсуждаются на высоком уровне. Так, в ходе выступления на Международной конференции по ядерной безопасности в июле 2013 г. министр энергетики США сообщил, что «три посторонних лица смогли приблизиться вплотную к хранилищу высокообогащенного урана на территории комплекса ядерной безопасности завода Y-12 и успели изрисовать лозунгами наружную стену».

Около $0,28 млрд. направляются на социальные выплаты отдельным категориям научно-технического персонала важнейших объектов ядерного оружейного комплекса.

Таков далеко не полный состав основных программ и мероприятий, проводимых в США в интересах поддержания ядерного арсенала и объектов ядерного оружейного комплекса.

Важно подчеркнуть, что военно-политическое руководство США осуществляет прагматичное выполнение положений Договора о СНВ, создавая «возвратный» ядерный потенциал для оперативного наращивания боевого состава СНС при возникновении форс-мажорных обстоятельств, угрожающих национальной безопасности США и их союзников. Данный вывод подтверждается прогнозом боевого состава СНС США по состоянию на 5 февраля 2018 г. (см. таблицу на стр. 62). Необходимо подчеркнуть, что в оценках не учтены возможности по переводу стратегических бомбардировщиков В-1В в статус носителей ядерного оружия и оснащению БРПЛ Trident II двенадцатью боеголовками. Не учитывались также ядерные страны – союзники США (Великобритания и Франция), а также тактическое ядерное оружие США в Европе.

В заключение необходимо отметить, что военно-политическое руководство США постоянно заявляет о пунктуальном выполнении Договора о СНВ, о сокращении боевого состава стратегических наступательных сил, об отказе от разработки новых ядерных боеприпасов, о соблюдении моратория на ядерные испытания и о необходимости ратификации ДВЗЯИ. Вместе с тем результаты анализа информационных материалов и заявления представителей администрации США показывают, что научно-технические, производственные, материальные, финансовые и кадровые возможности, а также концептуально-политические и юридические предпосылки для наращивания и модернизации американского ядерного арсенала, вплоть до перехода к полномасштабным ядерным испытаниям, поддерживаются на требуемом уровне.

Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – профессор Академии военных наук, генерал-майор


 

НОВОСТИ

Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (АО «ГРЦ Макеева») успешно работает по программе создания перспективного ракетного комплекса стратегического назначения (РКСН) «Сармат».
В конце октября 2016 г. российские СМИ сообщили об успешном испытании гиперзвукового летательного аппарата, известного под обозначением «изделие 4202».
Планы по перевооружению ВС РФ должны быть безусловно исполнены несмотря на известные бюджетные ограничения, заявил президент России Владимир Путин, открывая в Сочи серию совещаний с представителями Минобороны и руководством ОПК.
Первые бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для нового российского боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» прошли на космодроме Плесецк.
Специалисты Конструкторского бюро машиностроения (КБМ) передали личному составу ракетной бригады Центрального военного округа (ЦВО) полковой комплект оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер-М».
Военный дивизион концерна «Тракторные заводы» переходит в госкорпорацию «Ростех». Крупнейший оборонный холдинг получит Курганмашзавод, Липецкий завод гусеничных тягачей, Волгоградскую машиностроительную компанию «ВгТЗ», Зауральский кузнечно-литейный завод и Специальное конструкторское бюро машиностроения.
В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского началась подготовка к статическим испытаниям нового учебно-тренировочного самолета первоначальной летной подготовки Як-152.
Подразделения зенитной ракетной бригады 49-й общевойсковой армии ЮВО, сформированной в конце декабря 2015 г., успешно выполнили первые боевые стрельбы из ЗРК «Бук-М2» на полигоне Капустин Яр (Астраханская область).
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) провела первый наземный запуск двигателя-демонстратора второго этапа для ПАК ФА (Т-50). Тестовое включение прошло успешно.
Новый автоматический гранатометный комплекс калибром 40 мм «Балкан» планируется к принятию на вооружение Российской армией по итогам опытно-войсковой эксплуатации, сообщил РИА Новости Юрий Набоков – генеральный директор НПО «Прибор», разработавшего «Балкан».

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «ИД «Национальная оборона»

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

Rambler's Top100