Донбасс: войны пока не будет
В случае возобновления боевых действий государственное строительство в ДНР и ЛНР затормозится

Уходящий 2015 г. на юго-востоке Украины начался под аккомпанемент залпов в районе Дебальцево, где армии Донецкой и Луганской народных республик сумели нанести серьезное поражение ВСУ, продолжился варварскими обстрелами городов Донбасса, сопровождавшимися вялотекущими переговорами в минском формате в сочетании с ожиданием дальнейшей эскалации конфликта.

Александр ЧАЛЕНКО

Однако в обозримом будущем новых серьезных боев на Донбассе, видимо, не будет. Причина тому – результативная встреча «нормандской четверки» в Париже, состоявшаяся в начале октября. На этой встрече Россия вместе с ДНР и ЛНР добилась главного – в 2016 г. минский процесс будет продолжен. Как ни хотел Порошенко сотоварищи обвести «ватников», «колорадов» и Европу вокруг пальца, приняв липовые, не согласованные с Донбассом поправки к Конституции, у него ничего не получилось.

Он хотел уже в 2015 г. получить контроль над границей между Новороссией и Россией. А воспользовавшись тем, что никто ему никакую границу под контроль не передаст, заявить, что Минск-2 мертв, и, таким образом, выйти из мирного процесса по окончании 2015 г. Но неожиданно французский президент Франсуа Олланд поддержал ДНР и ЛНР, заявив, что Минск-2 может быть продолжен и в 2016 г. А там, где 2016-й, там и 2017, и 2018, и так до бесконечности. В общем, все дело идет к рутинизации Минска-2 и отказу от привязки к окончательной дате его реализации. Таким образом, ловушка для Порошенко захлопнулась – из Минска-2, где он согласился дать постоянный статус отдельным районам Донбасса (фактически легитимировав их), выйти нельзя – Берлин и Париж не дадут, а на Минск-3 не пойдет Россия. В общем, ни мира, ни войны.

Продолжения войны на Донбассе не хотят Меркель и Олланд, а, значит, не хочет и Евросоюз в целом. Война в случае своего продолжения по понятным причинам привела бы к поражению Киева, а это означало бы как политический кризис, так и начало бунта радикальных группировок в столице, требующих войны до победного конца и видящих в нынешней власти изменников «украинству». До сих пор их более или менее сдерживает действующая украинская власть и американское посольство.

Не надо объяснять, что все это вызвало бы процессы дальнейшей дезинтеграции Украины и новый поток беженцев в Европу. Неконтролируемые процессы на Украине также могут способствовать оружейной контрабанде в ЕС и появлению там по разным причинам членов украинских карательных формирований и прочих национально озабоченных радикалов. Поэтому нестабильность на Украине не нужна Европе, поэтому Берлин и Париж будут делать все, чтобы не дать Киеву спровоцировать войну.

Продолжения войны не хочет и Россия. Почему? Потому что Кремль понимает – в случае возобновления боевых действий государственное строительство в ДНР и ЛНР затормозится. В силу того, что нынешнее руководство новороссийских республик вышло из ополчения, основное внимание оно будет уделяться фронту, а не гражданскому строительству.

Донбасс только-только стал выходить из всестороннего кризиса, куда он попал в результате войны и бегства политической и управленческой элиты. Налаживаются более-менее стабильные экономические связи с Россией (через Южную Осетию), происходит стабилизация финансовой системы – в общем, начинается новая жизнь. А война вновь отбросит ДНР и ЛНР фактически на исходные позиции в этом процессе. Это неприемлемо.

К тому же есть и еще одна причина, по которой Россия не хочет войны. Война означает поражение Украины и освобождение, частичное или полное, всей территории Большой Новороссии. Такое развитие ситуации приведет к бегству в Киев местных управленцев. В таком случае вопрос: кто будет исполнять их функции? Сейчас делать это было бы некому. Поэтому освобожденные районы ждал бы такой же кризис, который мы видели на Донбассе еще осенью-зимой 2014 г. и в начале 2015 г. Естественно, это сказалось бы на отношении местных жителей как к идее Новороссии, так и к России.

Ясно, что такое «освобождение» России не нужно. Сперва надо подготовить новые кадры, которые бы заменили прежние в Харькове, Днепропетровске, Одессе и других городах и помогли бы местным русским патриотам наладить приемлемую жизнь на освобожденных территориях.

Маловероятно, что в ближайшей перспективе и Вашингтон будет подначивать Киев к проведению военных операций против Донецка и Луганска. Американская внешняя политика и без того переживает серьезный кризис, обусловленный в значительной степени вступлением России в прямое противостояние с террористами из «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещенная в России). Поэтому усугублять ситуацию на мало кому интересной в мире Украине вряд ли рационально.

Таким образом, если у Киева не будет возможности для срыва Минска-2 и выхода из мирного процесса, то Донбасс получит более-менее длительную мирную передышку для продолжения государственного строительства.

Первое, на чем сейчас должны сосредоточиться ДНР и ЛНР, – это продолжение укрепления своей обороноспособности. У Донбасса уже появилась армия. Но, как заявил недавно представитель Министерства обороны ДНР Эдуард Басурин, она способна защищать республику, но на освобождение Донбасса у нее пока нет сил. Так что тут есть над чем работать.

Второе. Руководство республик понимает необходимость продолжения восстановления разрушенной в ходе войны инфраструктуры: электростанций, предприятий водоснабжения, дорог, школ, больниц, детских садов. Необходимо восстановление и частного жилья граждан. Жизнь в ДНР и ЛНР нужно налаживать, и она должна быть не хуже, чем на территориях Донбасса, оккупированных Украиной, иначе это будет вызывать недовольство руководством ЛДНР и самой идеей независимости от Украины.

Третье. Продолжение легитимации новых государственных образований. Если в ДНР и ЛНР еще год назад появились свои избранные демократическим путем руководители республик и парламенты, то пока там нет демократически избранной власти на местах: речь идет о 17 главах местных администраций в ДНР и 14 – в ЛНР. В республиках еще остаются около 6 тысяч должностей, на которые надо избрать новых людей.

Четвертое. Будет решаться проблема с погранпереходами на границе с Российской Федерацией.  В силу того, что Украина продолжает экономическую блокаду республик, в десятки раз увеличился грузопоток из ЛДНР в Россию и обратно. Из-за этого на КПП выстраиваются почти километровые очереди из автотранспорта.  Именно эта проблема требует срочного решения. Правда, непонятно, как это будет сделано, ведь необходимо открытие новых пропускных пунктов, но ДНР и ЛНР – непризнанные государства, поэтому Россия не может с ними решать эту проблему.

Что касается Минского процесса, то маловероятно, что Киев выйдет из него. Это сейчас не нужно Европе и Америке. Однако, видимо, Порошенко начнет затягивать выполнение пунктов Минска-2. Речь идет о всеобщей амнистии, снятии блокады, а также о нахождении компромисса по вопросу внесения поправок в Конституцию Украины о децентрализации, которые надо согласовать с ЛДНР. Необходимо найти компромисс с республиками и по вопросу местных выборов Донбассе. Пока непонятно, согласится ли Верховная Рада принять специальный закон по выборам, на основании которого и состоятся местные выборы в ДНР и ЛНР в 2016 г. Видимо, если он все же не будет принят, то выборы пройдут по местному законодательству. Очень высока вероятность того, что переносить местные выборы в ДНР и ЛНР, как это было сделано осенью 2015 г., уже никто не будет.

В целом на Донбассе по-прежнему  все очень сложно, но в этой ситуации радует только одно – войны в ближайшее время не будет.

Александр Эдуардович ЧАЛЕНКО – обозреватель портала Украина.ру


 

НОВОСТИ

ВКС России начнут получать на вооружение зенитные ракетные системы С-500 «Прометей» ближе к 2020 г., заявил заместитель главнокомандующего ВКС генерал-лейтенант Виктор Гуменный.
Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники, созданный на базе Фонда перспективных исследований (ФПИ), в рамках работ по созданию концепт-платформ для отработки новых технологий робототехники разработает экспериментальные образцы, «способные выполнять функции мобильных помощников для подразделений спецназа», заявил РИА «Новости» заместитель руководителя центра Алексей Кононов.
Подразделения специального назначения Воздушно-десантных войск до конца 2017 г. получат на вооружение около 40 бронеатомобилей «Тигр-М» с дистанционно управляемым модулем (ДУМ) «Арбалет».
Банк России не возражает против включения Промсвязьбанка в перечень уполномоченных банков по сопровождению контрактов государственного оборонного заказа, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на материалы Центрального банка Российской Федерации.
«Результаты контрольных проверок в войсках показали, что по сравнению с прошлым годом количество подразделений, выполнивших нормативы на «хорошо» и «отлично», увеличилось в полтора раза», – сказал министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, открывая очередное селекторное совещание с руководящим составом Вооруженных Сил в Национальном центре управления обороной.
Холдинг «Вертолеты России» подготовил проект модернизации вертолета Ми-26 для российских ВКС. В настоящее время на основе конструкторской документации МВЗ им М.Л. Миля на заводе «Роствертол» ведется создание опытного образца нового вертолета Ми-26Т2В с последующим выполнением комплекса летных испытаний.
Как сообщил Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, предприятие-изготовитель передало в подразделения Сухопутных войск ВС РФ партию модернизированных 240-мм самоходных минометов 2С4 «Тюльпан» в рамках ГОЗ-2017.
Открыты опытно-конструкторские работы по созданию новой боевой разведывательной машины на базе БМП-3, сообщил начальник разведки – заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск (СВ) по разведке генерал-майор Владимир Марусин.
Во 2-ю гвардейскую общевойсковую армию Центрального военного округа, дислоцированную в Поволжье, поступили беспилотные летательные аппараты «Орлан-10» новой модификации.
Совершил первый полет с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М. Бериева самолет радиолокационного дозора и наведения нового поколения А-100.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100