Противоракетный «Стандарт»: испытания продолжаются
Ведущая роль в работах по созданию SM-3 Block 2А отведена американской компании Raytheon и японской Mitsubishi Heavy Industries.

В последние месяцы 2018 г. в США заметно возрос темп испытаний противоракеты SM-3 Block 2A. 26 октября ракета, запущенная с эсминца John Paul Jones, перехватила баллистическую ракету средней дальности. 10 декабря, стартовав с размещенного на острове Кауаи полигонного комплекса Aegis Ashore, перехватила баллистическую ракету промежуточной дальности.

Владимир КОРОВИН

Разработка ракеты SM-3 Block 2А ведется уже полтора десятилетия, с декабря 2004 г., когда США и Япония подписали соответствующее соглашение. Исходя из начальных предложений, основным внешним отличием новой ракеты от предшествующих вариантов SM-3 должен был стать одинаковый по всей длине диаметр, составляющий 533 мм. Именно это позволяло сохранить всю инфраструктуру, созданную для обслуживания SM-3, в том числе установки вертикального пуска Mk 41, и, следовательно, обойтись на данном этапе развертывания систем ПРО без создания специальных пусковых установок и кораблей-носителей.

Исходя из этого, ракету также было решено оснастить минимальными по размерам аэродинамическими поверхностями.

Макеты ракет SM-3 и SM-6 перед предприятием в Хантсвилле.

Другим существенным отличием SM-3 Block 2А должно было стать оснащение более тяжелой и крупноразмерной ступенью перехвата с усовершенствованной ИК-ГСН, аппаратурой с увеличенными возможностями по селекции ложных целей и более эффективной двигательной установкой управления, позволяющей вдвое-втрое увеличить ее маневренные возможности на завершающих этапах перехвата. Новым элементом ракеты должен был стать и створчатый носовой обтекатель, позволявший обойтись без выполнения дополнительного маневра, связанного с отворотом продольной оси ракеты от направления на цель.

Ступень перехвата противоракеты.

По предварительным оценкам, принятые решения позволили использовать в составе SM-3 Block 2А разгонно-маршевый двигатель больших размеров, который мог обеспечить прирост ее конечной скорости на 45-60%, или до 4,3-5,6 км/с (поэтому на начальных этапах работ этот вариант ракеты также называли «высокоскоростным» – High Velocity). В дальнейшем оценки конечной скорости ракеты обычно не превышали 4- 4,5 км/с.

Подобная скорость позволяла рассчитывать на то, что SM-3 Block 2А смогут перехватывать баллистические ракеты на восходящем (до начала разведения боеголовок) и нисходящем участках траектории, на дальностях до 1000 км и высотах 70-500 км. В свою очередь, увеличение размеров ракеты привело к ее утяжелению почти в полтора раза (по оценкам, до 2-2,3 т) и необходимости принятия ряда решений по ее адаптации на кораблях-носителях.

Полная стоимость разработки этой ракеты оценивалась в $3,1 млрд. (а стоимость ее первых образцов – $37 млн.).

Отработка SM-3 Block 2А на полигоне Уайт Сэндс 6 июня 2015 г.

Ракета SM-3 Block 2A в сборочном цехе.

Ведущая роль в работах по созданию SM-3 Block 2А была отведена американской компании Raytheon и японской Mitsubishi Heavy Industries. Последней было поручено выполнить разработку створчатого носового обтекателя, двигательных установок второй и третьей ступеней, усовершенствованной ГСН и конструкции самонаводящейся боевой ступени. Raytheon занималась созданием боевой ступени, а еще одна американская фирма Aerojet разрабатывала первую ступень ракеты на основе твердотопливного двигателя Mk 72, используемого всеми вариантами SM-3.

Размещение ракеты SM-3 в корабельной УВП Mk 41.

По планам, первый пуск SM-3 Block 2А намечалось выполнить в июле 2014 г., и в случае успешного хода испытаний оперативное развертывание этих противоракет могло начаться в 2015 г., а полномасштабное – в 2018 г. Серийное изготовление ракет планировалось осуществлять на предприятии в Хантсвилле, неподалеку от Арсенала Редстоун. Однако в сентябре 2011 г. появились сообщения о задержках в этих работах на срок до двух лет из-за необходимости проведения дополнительных испытаний ступени перехвата.

В конце октября 2013 г. состоялась защита проекта противоракеты. Немалую роль в этом успехе сыграло то, что 24 октября 2013 г. на полигоне Уайт Сэндс состоялся первый испытательный пуск SM-3 Block 2A. Интересно, что официальное сообщение о нем появилось лишь в начале апреля 2014 г., после того как японский кабинет министров объявил об отказе от политики запрета на экспорт оружия и военных технологий, действовавшей около 40 лет. Подобное заявление избавило фирму Mitsubishi от возможных политических скандалов.

Как сообщил директор программы Митч Стевисон, «испытание SM-3 Block 2A показало, что заметно потяжелевшая ракета может быть безопасно запущена с использованием существующего стартового двигателя Mk 72 из вертикальной пусковой установки Mk 41, которая будет использоваться для запуска ракеты с корабля и на берегу».

Проанализировав полученные результаты, 13 марта 2014 г. представители Raytheon сообщили, что фирма готовит предложение в Агентство по ПРО о начале изготовления первой серии из 22 ракет SM-3 Block 2A до выполнения первого полномасштабного летного испытания, намеченного на первый квартал 2015 г.

Перехват ракеты-мишени в ходе испытаний FTM-45.

Тогда же, подкрепляя это предложение, Raytheon распространила информацию о вводе в строй нового автоматизированного испытательного комплекса площадью 6,5 тыс. кв. м, расположенного неподалеку от Арсенала Редстоун, где годом ранее на заводе Raytheon началось производство ракет SM-3 Block 1В и SM-6. Как было отмечено, создание этого центра позволит «увеличить пропускную способность завода на 30%».

Вслед за этим Raytheon сообщила о начале расширения своего завода в Туксоне, где с 2002 г. изготавливаются боевые ступени противоракет SM-3 и GBI. При этом намечалось увеличение почти на 600 кв. м размеров особо чистых помещений, где выполняются наиболее ответственные сборочные операции. Сообщая об этом, Вик Вагнер, руководитель отделения Raytheon, занимающегося перспективными средствами кинетического поражения, отметил, что «чистота является ключом к успеху, потому что оптика и датчики самонаводящихся боевых ступеней должны быть абсолютно чистыми. Нам приходится решать гораздо более сложную задачу, чем изготовителям чипов – они защищают от пыли плоские пластины, а нам следует обеспечивать чистоту трехмерных объектов. На заводе создана уникальная инфраструктура, здесь имеются помещения трех уровней чистоты, в которых находятся датчики, измеряющие давление воздуха, влажность и количество в нем частиц пыли. За состоянием помещений ведется постоянный контроль, осуществляется их очистка с помощью различных средств, в том числе и спиртовых салфеток, а в некоторых лабораториях стоят насосы, заменяющие воздух каждые 27 секунд. Соответствующую обработку проходят все инструменты, с помощью которых ведется сборка».

Первая попытка перехвата баллистической цели с помощью SM-3 Block 2A состоялась 3 февраля 2017 г. (на два с половиной года позже, чем ожидалось на начальных этапах работ). Испытание, названное SFTM-01, оказалось успешным, завершившись прямым попаданием в баллистическую ракету с дальностью действия 1000-3000 км.

Напротив, два последующих испытания – SFTM-02 (21 июня 2017 г.) и FTM-29 (31 января 2018 г.) – оказались неудачными. В первом, выполненном с эсминца John Paul Jones, оснащенного системой Aegis 5.1, – из-за ошибки оператора, во втором, выполненном с размещенного на острове Кауаи полигонного образца Aegis Ashore, – из-за отказа системы запуска двигателя третьей ступени.

Две неудачи, обошедшиеся в несколько сотен миллионов долларов, заметно повысили ценность следующих испытаний, получивших обозначение FTM-45 и FTI-03. Тем не менее уже первое из них, состоявшееся 26 октября 2018 г., оказалось успешным. Ракета-мишень, имитировавшая баллистическую ракету с дальностью действия 1000-3000 км, была поражена.

Старт ракеты SM-3 Block 2А в ходе испытаний FTM-45 26 октября 2018 г.

Еще через полтора месяца, 10 декабря, ракета SM-3 Block 2A в процессе одного пуска преодолела сразу несколько рубежей. Во-первых, после старта из пусковой установки полигонного комплекса Aegis Ashore на острове Кауаи был осуществлен первый успешный перехват ракеты-мишени, имитировавшей баллистическую ракету с дальностью действия 3000-5500 км. Во-вторых, это был первый перехват, в процессе которого использовались данные от находившейся на некотором удалении РЛС AN/TPY-2, а не от радара системы Aegis Ashore.


 

НОВОСТИ

Единственный в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» успешно пришвартовался в месте своего основного базирования – в городе Певеке Чукотского автономного округа.
Атомные подлодки стратегического назначения «Тула» проекта 667БДРМ и «Юрий Долгорукий» проекта 955 нанесли ракетные удары по целям на полигонах Кура на Камчатке и Чижа в Архангельской области.
Сдаточная команда «Адмиралтейских верфей» и экипаж подводной лодки «Петропавловск-Камчатский» проекта 06363 разработки ЦКБ МТ «Рубин», предназначенной для Тихоокеанского флота, завершили программу заводских ходовых испытаний.
В ходе специальных учений в Самарской области был впервые применен амфибийный разведывательный катер на воздушной подушке ИРК. Он может двигаться как по воде, так и по суше. С его помощью возможна разведка водной преграды, подступов к ней, различных участков берега.
Церемония закладки малого ракетного корабля (МРК) «Тайфун» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз» состоялась на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького.
Строящееся для Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ океанографическое исследовательское судно 1-го ранга «Академик Агеев» проекта 16450 разработки Северного ПКБ поставлено в док Канонерского судоремонтного завода (КСЗ).
Новейшее гидрографическое судно «Александр Рогоцкий», построенное на Благовещенском судостроительном заводе имени Октябрьской революции по проекту 19910 разработки нижегородского КБ?«Вымпел», пополнило состав Тихоокеанского флота. Оно будет нести службу на Камчатке.
Впервые на Чукотке была проведена стрельба береговым ракетным комплексом (БРК) «Бастион».
В состав Каспийской флотилии вошел катер специального назначения (противодиверсионный) П-449, построенный Зеленодольским заводом имени А.М. Горького по проекту 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел». А на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» состоялась церемония спуска на воду четвертого противодиверсионного катера типа «Грачонок» для керченской бригады Росгвардии.
Новейший корабль противоминной обороны «Иван Антонов» проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз» и постройки Средне-Невского судостроительного завода прибыл в Севастополь.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100