Россия на мировом рынке многоцелевых истребителей
Сегодня наблюдается небывалый рост экспорта в сегменте истребителей

В предстоящий четырехлетний период (2017-2020 гг.) в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, заявленным намерениям и проводимым тендерам объем продаж новых многоцелевых истребителей может составить 890 штук на сумму $114 млрд.

Дмитрий ДАНИЛКОВИЧ

Владимир ШВАРЕВ

МИРОВОЙ РЫНОК НОВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРЕСЧЕТЕ ПО СТРАНАМ-ЭКСПОРТЕРАМ

В прошедший четырехлетний период (2013-2016 гг.) было поставлено на экспорт или произведено по лицензии 325 новых истребителей общей стоимостью $25,2 млрд., а также поставлено 86 бывших в употреблении машин на $460 млн.

Рост поставок новых истребителей в 2017-2020 гг. по сравнению с 2013-2016 гг. составит 173,85% в количественном выражении, а  в стоимостном выражении – 352,3%. Некоторый спад экспорта в предыдущие годы был связан, прежде всего, с переносом графика поставок заказчикам истребителей F-35 Lightning II и с задержками с подписанием ряда контрактов по уже проведенным или ведущимся длительное время тендерам.

Второе место в мире по объему экспорта многоцелевых истребителей занимает Россия.

Теперь наблюдается небывалый рост экспорта в сегменте истребителей. В 2013-2016 гг. средняя потребность в новых многоцелевых истребителях на мировом рынке составила 81 ед. в год. В 2017-2020 гг. ежегодный спрос увеличится до 223 ед. Новые заказы во многом связаны с обострением ситуации на Ближнем Востоке.

По методике Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) в категорию «новые» включены поставки новых истребителей, лицензионные программы, а также поставки самолетов из состава ВВС стран-экспортеров, модернизированных с продлением срока эксплуатации, цена которых на момент поставки составляет более 50% от стоимости нового истребителя того же типа на тот же период времени, но не менее $20 млн. за единицу.

Первое место по количественному параметру за период 2013-2020 гг. занимают США (452 истребителя на сумму $65,226 млрд.). По стоимостному параметру США также на первом месте с большим отрывом от конкурентов. В 2013-2016 гг. на экспорт было поставлено всего 87 истребителей на сумму $9,432 млрд., объем поставок в 2017-2020 гг. сейчас оценивается в 365 новых машин на $55,794 млрд. США имеют самый крупный пакет экспортных контрактов как на период 2017-2020 гг., так и после 2020 г. (без учета того, что у Вашингтона есть хорошие шансы на победу в ряде крупнейших международных тендеров).

Второе место в рейтинге за период 2013-2020 гг. занимает Россия (347 истребителей на сумму $22,18 млрд.). В 2013-2016 гг. Россией был экспортирован 131 самолет на $6,285 млрд. Во втором четырехлетнем периоде (2017-2020 гг.) текущий пакет заказов и заявленных намерений по прямой поставке, переговоры по которым продолжаются, составляет 216 ед. на $15,895 млрд.

Что касается отрыва США от России, то в дальнейшем он только увеличится, поскольку с 2017 г. и далее ежегодно будет возрастать количество F-35, поставляемых на экспорт по уже заключенным контрактам. Кроме того, Соединенные Штаты имеют высокие шансы на продажу F-35 еще ряду стран. Тем не менее за последние два года появляются сообщения о том, что  многие страны, ранее приобретавшие исключительно истребители западного производства (например, ОАЭ), теперь намереваются купить российские самолеты. Это несколько нивелирует сложившуюся тенденцию отставания РФ от США.

Третье место за период 2013-2020 гг. по количественному параметру, в основном за счет поставок Пакистану истребителей JF-17 Thunder, занимает КНР (135 машин на $ 3,64 млрд.). В первый четырехлетний период (2013-2016 гг.) Китаем на экспорт было поставлено 55 истребителей на сумму $1,34 млрд., в 2017-2020 гг. объем поставок, в том числе Мьянме, составит не менее 80 JF-17 на $2,3 млрд.

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей в 2013-2016 гг.

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей в 2017-2020 гг.

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей в 2013-2020 гг.

Четвертое место с первыми экспортными заказами на истребители Rafale для Египта, Катара и Индии (официальный контракт с Нью-Дели пока не заключен) занимает Франция (78 машин на $21,271 млрд.). В первый четырехлетний период (2013-2016 гг.) было поставлено шесть новых самолетов Египту на сумму $1,575 млрд. (с учетом поставок запасных частей и вооружения на весь жизненный цикл). В 2017-2020 гг. текущий пакет заказов и заявленных намерений по прямой поставке, переговоры по которым продолжаются, составляет 72 ед. на сумму $19,696 млрд.

Дальнейшие экспортные перспективы истребителя Rafale компания Dassault Aviation также связывает с регионом Ближнего Востока.

Пятое место по количественному параметру у Великобритании (60 машин на сумму $10,707 млрд.). В 2013-2016 гг. Лондон продолжал поставки Eurofighter Typhoop Саудовской Аравии (40 самолетов на $6,256 млрд.). В 2017-2020 гг. основной объем экспорта этих истребителей придется на Саудовскую Аравию и Оман (20 машин на $4,451 млрд.).

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей по компаниям-производителям в 2013-2016 гг.

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей по компаниям-производителям в 2017-2020 гг.

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей по компаниям-производителям в 2013-2020 гг.

Шестое место с экспортом истребителей JAS 39 Gripen занимает Швеция (32 машины на $3,367 млрд.). В 2013-2016 гг. в Таиланд было поставлено шесть самолетов на сумму $317 млн. На второй четырехлетний период (2017-2020 гг.) портфель заказов составляет 26 истребителей на сумму $3,05 млрд. Кроме того, Швеция получила крупный контракт от ВВС Бразилии, поставки по которому выходят за рамки рассматриваемого периода. Таким образом, у Стокгольма есть крупный потенциальный «задел» на перспективу. Также следует учитывать, что JAS 39 Gripen выбран ВВС Словакии и Ботсваны.

Седьмое место с единственной экспортной продажей истребителей Eurofighter Typhoop Кувейту занимает Италия (28 машин на сумму около $8 млрд.). Поставки запланированы на 2019-2021 гг., поэтому до конца рассматриваемого периода Рим, по всей видимости, успеет передать заказчику 18 истребителей стоимостью $5,143 млрд.

Восьмое место с первым экспортным контрактом на поставку Нигерии разработанных совместно с Китаем трех истребителей JF-17 block 2 на сумму около $75 млн. занимает Пакистан.

По тендерам, результаты которых пока не подведены, в расчетный период (2017-2020 гг.) ожидаются экспортные поставки 90 новых многоцелевых истребителей на сумму $7,594 млрд., что не должно существенно сказаться на положении в рейтинге главных мировых экспортеров в данном сегменте. В число потенциальных покупателей истребителей в этот период могут войти Болгария, Вьетнам, Малайзия, Перу, Румыния, Таиланд, Индия, Иран и Шри-Ланка.

МИРОВОЙ ЭКСПОРТ НОВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРЕСЧЕТЕ ПО КОМПАНИЯМ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Первое место по количественному параметру за период 2013-2020 гг. занимает компания Lockheed Martin – 306 машин на сумму $41,172 млрд., на втором месте производители истребителей марки «Су» (Компания «Сухой» и Корпорация «Иркут», подсчет проведен суммарно по обеим компаниям) – 256 машин на $17,826 млрд. Третье место занимает Boeing – 146 истребителей на сумму $24,054 млрд. (здесь и далее учтены программы, поставки по которым частично или полностью запланированы на четырехлетний период до 2020 г. включительно).

Места с четвертого и далее по количественному параметру занимают китайская Chengdu – 135 машин ($3,640 млрд.), РСК «МиГ» – 91 машина ($4,353 млрд.), Dassault Aviation – 78 машин ($21,270 млрд.), Eurofighter – 78 машин ($15,849 млрд.), Saab – 32 машины ($3,367 млрд.), PAC – три машины ($75 млн.).

В целом общемировой экспорт новых многофункциональных истребителей за период 2013-2020 гг. ЦАМТО оценивает (с учетом еще не завершенных тендеров) в 1215 машин на сумму $139,2 млрд.

Прошедший четырехлетний период 2013-2016 гг.

Первое место по количественному параметру в 2013-2016 гг. заняли производители истребителей «Су» («Сухой» и «Иркут») – 104 машины на сумму $4,932 млрд., второе место – Lockheed Martin – 70 машин на сумму $7,263 млрд. Третье место заняла компания Chengdu – 55 машин на сумму $1,34 млрд.

F-35 Lightning II.

Места с четвертого и далее распределились так: Eurofighter – 40 машин ($6,256 млрд.), РСК «МиГ» – 27 машин ($1,353 млрд.), Boeing – 17 машин ($2,168 млрд.), Dassault Aviation – 6 машин ($1,575 млрд.), Saab – 6 машин ($317 млн. долл.).

Предстоящий четырехлетний период 2017-2020 гг.

Расчет на предстоящий период, безусловно, носит вероятностный характер: многие поставки могут быть перенесены, а планируемые контракты не подписаны, либо подписаны с опозданием. На суммарный баланс мировых поставок повлияют и многие другие факторы, в том числе экономические и политические.

С учетом этого, первое место по количественному параметру в 2017-2020 гг. займет компания Lockheed Martin – 236 машин на сумму $33,909 млрд., второе – компании «Сухой» и «Иркут» вместе с 152 истребителями на сумму $12,894 млрд., третье – Boeing с 129 машинами на $21,886 млрд.

Далее последуют Chengdu – 80 машин ($2,3 млрд.), Dassault Aviation – 72 машины ($19,695 млрд.), РСК «МиГ» – 64 машины ($3 млрд.), консорциум Eurofighter – 38 машин ($9,594 млрд.), Saab – 26 машин ($3,05 млрд.), PAC – 3 машины ($75 млн. долл.).

По тендерам, результаты которых пока не подведены, ожидаемый объем поставок составляет 90 машин на сумму $7,594 млрд.

Оценка положения производителей истребителей «Су»

В прошедший четырехлетний период (2013-2016 гг.) общая доля компаний «Сухой» и «Иркут» в количественном объеме мирового экспорта новых многофункциональных истребителей составила 32%, в стоимостном отношении – 19,57%.

В 2013-2016 гг. инозаказчикам было поставлено 104 новых истребителя марки «Су» на сумму $4,932 млрд.

Доля российских производителей истребителей «Су» в количественном объеме мирового экспорта новых многофункциональных истребителей в предстоящий четырехлетний период (2017-2020 гг.) составит 17,08%, в стоимостном отношении – 11,31% (здесь учтены все возможные поставки, в том числе те, по которым переговоры продолжаются. Вполне возможно, что часть из них не будет реализована, например с Венесуэлой).

Если все заявленные программы будут реализованы, в 2017-2020 гг. инозаказчикам будут поставлены 152 новых истребителей марки «Су» стоимостью $12,894 млрд.

В целом за восьмилетний период 2013-2020 гг. доля российских производителей истребителей «Су» в количественном объеме мирового экспорта новых самолетов составит 21,07%, в стоимостном отношении – 12,81%.

МиГ-29М2.

Оценка положения РСК «МиГ»

В 2013-2016 гг. доля РСК «МиГ» в количественном объеме мирового экспорта новых многофункциональных истребителей составила 8,31%, в стоимостном отношении – 5,37%. Инозаказчики получили 27 новых истребителей на сумму $1,353 млрд.

В предстоящий четырехлетний период доля РСК «МиГ» составит 7,19%, в стоимостном отношении – 2,63% (в случае реализации пока замороженного контракта с Сирией).

С учетом этого, в 2017-2020 гг. прогнозируется поставка на внешний рынок 64 новых «МиГов» на $ 3 млрд.

В целом в 2013-2020 гг. доля РСК «МиГ» в количественном объеме мирового экспорта новых самолетов может составить 7,49%, в стоимостном отношении – 3,13%.

JF-17 Thunder.


 

НОВОСТИ

Единственный в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» успешно пришвартовался в месте своего основного базирования – в городе Певеке Чукотского автономного округа.
Атомные подлодки стратегического назначения «Тула» проекта 667БДРМ и «Юрий Долгорукий» проекта 955 нанесли ракетные удары по целям на полигонах Кура на Камчатке и Чижа в Архангельской области.
Сдаточная команда «Адмиралтейских верфей» и экипаж подводной лодки «Петропавловск-Камчатский» проекта 06363 разработки ЦКБ МТ «Рубин», предназначенной для Тихоокеанского флота, завершили программу заводских ходовых испытаний.
В ходе специальных учений в Самарской области был впервые применен амфибийный разведывательный катер на воздушной подушке ИРК. Он может двигаться как по воде, так и по суше. С его помощью возможна разведка водной преграды, подступов к ней, различных участков берега.
Церемония закладки малого ракетного корабля (МРК) «Тайфун» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз» состоялась на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького.
Строящееся для Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ океанографическое исследовательское судно 1-го ранга «Академик Агеев» проекта 16450 разработки Северного ПКБ поставлено в док Канонерского судоремонтного завода (КСЗ).
Новейшее гидрографическое судно «Александр Рогоцкий», построенное на Благовещенском судостроительном заводе имени Октябрьской революции по проекту 19910 разработки нижегородского КБ?«Вымпел», пополнило состав Тихоокеанского флота. Оно будет нести службу на Камчатке.
Впервые на Чукотке была проведена стрельба береговым ракетным комплексом (БРК) «Бастион».
В состав Каспийской флотилии вошел катер специального назначения (противодиверсионный) П-449, построенный Зеленодольским заводом имени А.М. Горького по проекту 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел». А на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» состоялась церемония спуска на воду четвертого противодиверсионного катера типа «Грачонок» для керченской бригады Росгвардии.
Новейший корабль противоминной обороны «Иван Антонов» проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз» и постройки Средне-Невского судостроительного завода прибыл в Севастополь.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100