Су-34 официально встал в строй ВВС РФ
Фронтовой бомбардировщик Су-34 решением правительства России принят на вооружение

Это решение носит во многом формальный характер: самолет прошел весь цикл летных испытаний и давно поставляется в войска. Серийное производство новой машины, созданной компанией «Сухой», развернуто на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова.

Илья КЕДРОВ

Разработка прототипа нового фронтового бомбардировщика, призванного заменить в ВВС самолеты Су-24, началась в 1986 г. Первый полет прототипа, обозначавшегося первоначально как Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик), состоялся в 1990 г.

Первый этап Государственных совместных испытаний (ГСИ) Су-34 завершился 30 октября 2006 г. с выполнением более 200 полетов.

15 февраля 2006 г. ВВС РФ были переданы два первых серийных фронтовых бомбардировщика Су-34. Эти бомбардировщики стали первыми новыми машинами, переданными новосибирским заводом российским ВВС после восьмилетнего перерыва.

Заключительный этап ГСИ завершился в сентябре 2011 г.

Компания «Сухой» передала ВВС РФ уже 46 бомбардировщиков Су-34.

Двухместный истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и надводным целям (в том числе – малоразмерным и подвижным) в ходе автономных и групповых действий днем и ночью, а также для ведения воздушной разведки. Конструкция самолета и состав бортового оборудования позволяют ему выполнять боевые задачи в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия.

Наиболее заметным отличием Су-34 от всех остальных самолетов семейства Су-27 является размещение пилота и штурмана рядом друг с другом. Компоновка кабины позволяет членам экипажа покидать рабочие кресла. За кабиной экипажа находится небольшой отсек, где можно разогреть пищу и воспользоваться удобствами, недоступными на других самолетах тактической авиации. Другими особенностями работы экипажа является возможность обходиться без кислородных масок на высотах до 11 тысяч метров, наличие электромассажеров в катапультных креслах К-36ДМ.

Пилотская кабина выполнена как бронекапсула, поэтому экипаж может действовать на малых высотах в условиях огневого противодействия со сторон противника. Бронезащиту имеют также жизненно важные агрегаты, в том числе – двигатели.

Объем топливных баков позволяет Су-34 выполнять полеты на дальность до 4000 км, а с дозаправкой – до 7000 км.

В состав БРЭО самолета входят многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой, РЛС заднего обзора, предназначенная для предупреждения экипажа об атаке противника и управления ракетами класса «воздух-воздух» в задней полусфере, и аппаратура радиоэлектронного противодействия. Для обнаружения и обстрела малоразмерных целей предназначается также двухканальная оптико-электронная система с тепловизором.

Сборка Су-34 на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова.

По отзывам летчиков и штурманов, Су-34 удобен в пилотировании, обладает хорошей эргономикой, широкой автоматизацией на всех режимах полета, включая взлет, посадку и боевое применение.

Су-34 имеет 12 точек подвески вооружения, две из которых расположены тандемно между мотогондолами и предназначаются для тяжелого вооружения класса «воздух-поверхность». Номенклатура ударного вооружения включает ракеты малой дальности Х-25М и Х-29 различных модификаций, ракеты средней дальности Х-31 П/А, Х-59М, корректируемые бомбы типа КАБ-500 и КАБ-1500, а также бомбы свободного падения и блоки неуправляемых ракет. Вооружение класса «воздух-воздух» включает ракеты Р-73, Р-27 различных модификаций, РВВ-АЕ. Сообщалось, что по результатам госиспытаний Су-34 может применять порядка 20 видов управляемого оружия, в том числе разработанного в последние годы. Боевая нагрузка самолета составляет 8000 кг. В состав вооружения входит также встроенная пушка ГШ-301 калибром 30 мм.

Первоначально на Су-34 устанавливались двигатели АЛ-31Ф, позднее им на смену пришли модернизированные моторы АЛ-31ФМ1 с тягой 13,5 т.

Первый государственный контракт стоимостью 33,6 млрд. рублей на поставку ВВС РФ 32 бомбардировщиков Су-34 был подписан в ноябре 2008 г. Компания «Сухой» завершила его выполнение 16 декабря 2013 г., когда на аэродроме Новосибирского авиазавода строевым пилотам были переданы последние четыре машины, построенные в соответствии с этим соглашением. 20 декабря эти самолеты прибыли на авиабазу «Балтимор» Западного военного округа и вошли в состав 105-й смешанной авиационной дивизии. В ней бомбардировщиками Су-34 вооружен полноценный авиаполк. На сегодня он имеет самое большое количество Су-34 по сравнению с другими частями ВВС РФ.

24 декабря 2013 г. ВВС получили еще два Су-34 – уже в счет выполнения нового контракта. Министерство обороны России и компания «Сухой» заключили его 1 марта 2012 г. Соглашение предусматривает поставку до 2020 г. 92 новых фронтовых бомбардировщиков. В 2014 г. ВВС РФ получат от «Сухого» 16 бомбардировщиков Су-34. После реализации этого контракта общее число строевых Су-34 в ВВС России достигнет 124 единиц. А в перспективе, как заявлял главком ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев, их парк увеличится до 150-200 штук.

Су-34 активно привлекаются к участию в крупных оперативно-стратегических учениях. Например, в ходе маневров «Восток-2010» два экипажа из состава Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава совершили беспосадочный перелет на дальность более 8 тыс. км. В ноябре 2013 г. десять экипажей бомбардировщиков Су-34 Воронежской авиационной базы в ходе отработки беспосадочных полетов на максимальную дальность преодолели более 5 тыс. километров.

За свою недолгую в целом летную биографию Су-34 успели поучаствовать и в реальных боевых действиях – один из бомбардировщиков липецкого ЦБП ПЛС привлекался для выполнения боевых задач в ходе операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100