«Тритон» увидит все
В Калифорнии начались полеты опытных образцов высотных беспилотных летательных аппаратов MQ-4C Triton

Они предназначены для разведки, рекогносцировки и наблюдения за обширными морскими акваториями в интересах ВМС. Предполагается, что БЛА смогут находиться в воздухе до 30 часов, преодолевать за это время до 21300 км и работать на высотах более 18000 м.

Александр ФЕДОРОВ

Первый полет прототипа морского БЛА-разведчика состоялся 22 мая. Машина стартовала в 7.10 утра местного времени с заводского аэродрома корпорации Northrop Grumman в Палмдейле, за 1 час 20 минут совершила несколько кругов в районе военно-воздушной базы Эдвардс и благополучно села в точке взлета.

Беспилотник создан корпорацией Northrop Grumman на базе стратегического разведывательного БЛА RQ-4 Global Hawk, который состоит на вооружении ВВС США. Американским Военно-воздушным силам с 1998 г. поставлено 42 машины этой модели. Аппарат недешевый. Стоимость каждого RQ-4 с учетом затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляет $222,7 млн. ($131,4 млн. – за серийный БЛА), а суммарно финансирование программы до 2014 г. включительно выльется в $10 млрд.

БЛА RQ-4 Global Hawk, состоящий на вооружении ВВС США, стал прототипом MQ-4C Triton.

Длина Global Hawk – 14,5 м, размах крыла – 39,9 м, то есть больше, чем у лайнеров семейства Boeing 737. Взлетный вес тоже немаленький – 14628 кг. Малошумный турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce F137-RR-100 позволяет развивать скорость в 575 км/ч. В конструкции машины широко использованы stealth-технологии. Малая заметность для РЛС и большая высота полета делают БЛА RQ-4 малоуязвимыми от средств поражения.

Схема действия MQ-4C Triton при обеспечении действий ударного авианосного соединения.

Global Hawk принадлежит несколько мировых рекордов в классе беспилотных летательных аппаратов. Стартовавший 21 марта 2001 г. RQ-4 провел в воздухе 30 часов, 24 минуты и 1 секунду. Та же машина установила рекорд высоты полета – 19928 м. Эти достижения были зарегистрированы и утверждены Международной авиационной федерацией (FAI).

Минуло чуть более месяца и был установлен другой, хотя и неофициальный, но более практический рекорд. 24 апреля 2001 г. Global Hawk, взлетевший с авиабазы Эдинбург в Австралии, за 22 часа беспосадочного полета пересек Тихий океан и приземлился в США. Дистанция составила 13219,86 км.

Именно этот полет привлек внимание американских военно-морских авиаторов. Они объявили тендер на создание дальнего беспилотного морского разведчика в рамках программы Broad Area Maritime Surveillance – BAMS («Широкоохватное наблюдение за морем»). В конкурсе приняли участие корпорация Boeing с беспилотной версией пассажирского самолета бизнес-класса Gulfstream G550, корпорация Lockheed Martin в паре с компанией General Atomics Mariner, которые предложили создать совершенно новую машину, и Northrop Grumman с оморяченным вариантом RQ-4 Global Hawk. В апреле 2008 г. Пентагон объявил победителя. Им оказался, как и предсказывали эксперты, BAMS корпорации Northrop Grumman. Впрочем, руководство Boeing не хотело мириться с поражением и опротестовало итоги тендера, обратившись с жалобой в контрольное управление администрации США. Но оно лишь подтвердило победу Northrop Grumman.

22 апреля 2008 г. Министерство обороны США подписало с этой компанией контракт на $1,16 млрд. на создание дальнего беспилотного разведчика, который позже получил название Triton и обозначение MQ-4C. В соответствии с контрактом эта фирма должна была разработать и изготовить два полностью экипированных опытных образца (демонстратора).

Предполагается, что БЛА MQ-4C будут тесно взаимодействовать с патрульными самолетами P-8A.

По конструкции, габаритам и внешнему виду Triton мало чем отличается от Global Hawk. Некоторые изменения коснулись носовой и нижней части фюзеляжа, где разместилось электронное оборудование, предназначенное для обнаружения морских целей. В носовой части MQ-4C находится  оптоэлектронная камера, которая с высокой разрешающей способностью «видит» надводные цели и в реальном масштабе времени передает их изображение в центр управления БЛА. Под «брюхом» беспилотника разместилась РЛС AN/ZPY-3 с активной фазированной антенной решеткой, позволяющей производить с большой высоты и на большую дальность обзор водной поверхности на 360°. На борту разведчика имеется ЭВМ, хранящая в своей памяти видео- и электронные образы боевых кораблей и судов военно-морских и гражданских флотов. То есть потребитель в пункте управления получает уже вполне «осознанную» информацию об обстановке на том или ином участке театра действий. В соответствии с сетецентрической концепцией этой же информацией в полной мере могут воспользоваться операторы штабов разного уровня, а также экипажи пилотируемых американских самолетов и кораблей. Triton также располагает развитыми средствами связи, детекторами обнаружения сигналов РЛС и прибором определения местоположения судов, оснащенных передатчиками  автоматической идентификационной системы AIS. Вероятно, на эти БЛА в качестве средства самообороны будет устанавливаться аппаратура радиоэлектронного противодействия.

«Тритоны» смогут работать в дуэте и с палубными самолетами ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye.

«Предназначенные для замены существующих разведывательных самолетов такие системы, как Triton, дадут возможность нам осуществлять мониторинг океанских акваторий с гораздо большей эффективностью и продолжительностью», – заявил после первого полета MQ-4C кэптен Джеймс Хук, менеджер программы BAMS от командования морских авиационных систем ВМС США. Тут надо заметить, что предполагается работа «тритонов» в паре с новейшими патрульными самолетами P-8A Poseidon, которые начинают поступать на вооружение базовой авиации американского флота на замену самолетов P-3 Orion, а также палубными самолетами дальнего обнаружения и наведения E-2D Advanced Hawkeye. Варианты их взаимодействия могут быть самыми разными. Например, Triton обнаруживает выход на боевую службу подводной лодки и передает информацию на находящийся поблизости Poseidon. Тот, обладая средствами слежения за субмаринами в подводном положении (магнитометр, гидроакустические буи и т.д.), берет на сопровождение цель и в случае надобности уничтожает.

Испытания «тритонов» будут продолжены.

ВМС США планируют заказать 68 БЛА Triton. Они будут развернуты на Гавайях, на островах Гуам в Тихом океане и Диего-Гарсия в Индийском, авиабазах Поинт-Мугу в Калифорнии, Джексонвил во Флориде и Сигонелла в Италии.

Ну а пока испытания беспилотных разведчиков продолжаются. Сейчас они происходят в Палмдейле, а потом их перенесут на летно-испытательную базу  авиации ВМС США Патаксент-Ривер в штате Мэриленд. Но уже Вашингтон ведет переговоры с Австралией и Индией, которые выразили заинтересованность в приобретении этих БЛА.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100