Беспилотники: итоги и тенденции 2011 года
Минобороны России демонстрирует прагматичный подход к оснащению армии БПЛА

Беспилотные авиационные системы, роль которых в российских Вооруженных Силах еще недавно была минимальной, а место практически неопределенным, в последнее время получили хороший импульс к развитию.

Денис ФЕДУТИНОВ

2011 г. в этом плане начался позитивно. В конце предыдущего 2010 г. российским Минобороны в два этапа: сначала в нижегородском Гороховце, а затем в подмосковном Алабино были проведены сравнительные испытания беспилотных систем мини-класса. В 2011 г. предполагались закупки трех отобранных комиссией Сухопутных войск систем, созданных компаниями «Эникс», ZALA и СТЦ.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Понятно, что как компаниям-разработчикам, так и заказчику хотелось бы ускорить процесс поставок беспилотников в войска. Однако постановка на вооружение новых для армии систем – дело не быстрое. Необходимо соблюсти все существующие формальности, связанные с прохождением государственных испытаний по линии Минобороны. К сожалению, в бюджете военного ведомства средств на эти нужды в текущем году предусмотрено не было. Соответственно, компании были вынуждены пойти на покрытие этих расходов за свой счет. По имеющимся данным, пока процесс еще не завершен. Тем не менее, остаются надежды, что затраченные усилия окажутся не напрасными, и запланированная закупка по каждому из отобранных комплексов в размере обещанных нескольких десятков единиц все-таки будет осуществлена.

Опыт зарубежных ВС показывает, что мини-БЛА в наши дни становятся традиционным средством разведки в подразделениях на уровне рота-взвод. Оперативность развертывания и независимость от других источников развединформации делает БЛА этого класса одним из наиболее эффективных инструментов оперативной разведки «за холмом». Так что, думается, в случае налаживания конструктивного диалога между предприятиями промышленности и военным ведомством, успешного развития данного направления в нашей стране, объемы закупок могут составить сотни и даже тысячи единиц.

БЛА Searcher Mk II в Кубинке.

На очереди – рассмотрение российскими военными вопроса о приобретении более тяжелых БЛА тактического класса, которые являются одними из наиболее востребованных в мире. Но если в классе мини-БЛА российские компании предлагают множество систем, то здесь выбор гораздо скромнее. Помимо двух вариантов «Типчака», раработанных рыбинским конструкторским бюро «Луч», это БЛА «Инспектор-601» компании «Аэрокон», уже поставлявшийся иностранным заказчикам, а также БЛА «Дозор-100» питерской компании «Транзас». За прошедший год «Дозор-100» был существенно усовершенствован. Он, в частности, был оснащен аппаратурой АЗН-В, предназначенной для осуществления полетов в общем воздушном пространстве с другими пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами.

БЕСПИЛОТНОЕ ВТС

В 2010 г. работа Минобороны по приобретению БЛА велась параллельно как с отечественными предприятиями промышленности, так и с зарубежными компаниями. Эта линия была продолжена и в 2011 г. Так, в подмосковной Кубинке израильскими специалистами была завершена подготовка российских операторов и техников. Осенью иностранные беспилотники были использованы в крупномасштабных оперативно-стратегических учениях «Центр-2011». Израильские системы Searcher MkII получили неплохие отзывы не только со стороны военных эксплуатантов, но и со стороны ряда представителей отечественной промышленности. Многие специалисты, в частности, отметили их хорошую отработанность как комплексов.

Параллельно с эксплуатацией израильских БЛА в российских Вооруженных Силах в 2011 г. реализовывался проект по организации сборочного производства этих систем в нашей стране. Соответствующее соглашение было подписано руководством израильской компании IAI и российской ОПК «Оборонпром» в присутствии министра промышленности и торговли Виктора Христенко. В течение года сборочное производство было развернуто на базе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Уже на авиасалоне МАКС-2011 можно было увидеть «обрусевший» БЛА Searcher MkII под названием «Форпост».

Позитивный для компании IAI опыт выхода на российский рынок послужил своеобразным сигналом и для других израильских разработчиков беспилотных систем. В частности, в 2011 г. представительства в России появились у компаний BlueBird Aero Systems и Innocon.

«Обрусевший» Searcher Mk II на салоне МАКС-2011.

Развитие ВТС в области беспилотной техники не обошло стороной и вертолетные комплексы. Еще в начале 2011 г. стало известно о контактах ростовской компании «Горизонт» с австрийской фирмой Schiebel, создавшей один из наиболее коммерчески успешных беспилотных комплексов Camcopter S-100. Как пояснил во время парижского авиасалона Le Bourget 2011 руководитель компании «Горизонт» Игорь Хохлов, в нашей стране будет создано сборочное производство БЛА Camcopter. В подтверждении этого австрийский беспилотник можно было видеть на стенде и на открытой площадке компании «Горизонт» на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. К сожалению, компании не удалось получить разрешение на проведение полетов в рамках салона: в нашей стране подобные вопросы решаются «со скрипом». За рубежом же Camcopter можно было увидеть в действии на Le Bourget 2011, а позднее и на авиационном и морском салоне LIMA 2011 в Малайзии. Между тем, Camcopter благодаря высокой надежности за достаточно короткий период был сертифицирован в России, и уже в октябре состоялись успешные испытания этого БЛА на Черном море, где была продемонстрирована возможность его применения с борта корабля.

РОССИЙСКИЕ MALE

Еще после заключения первой российско-израильской сделки многие эксперты сделали вывод о том, что закупленные БЛА, очевидно, не закроют потребности российских военных по всему спектру необходимых систем.

Географические масштабы нашей страны, а также задачи, стоящие перед Вооруженными Силами, формируют потребность в аппаратах большой продолжительности полета, так называемого MALE-класса. Понимая это, российские военные проявляли интерес также к более крупным системам разработки IAI – Heron. Однако разрешения на их продажу России так и не было получено.

Очевидно поэтому осенью 2011 г. Минобороны РФ провело тендер на средневысотные БЛА большой продолжительности полета и габаритов, близких к американским аппаратам Predator и Reaper.

По-видимому, решение по конкурсу не было простым. Симптоматично, что Минобороны отказало прежним «фаворитам»: концерну «Вега», который имеет статус головного предприятия по комплексам БЛА в России, но снискало не лучшие отзывы в этой области у военных, а также компании «Туполев», которая в нашей стране имеет самый длительный стаж работ в области беспилотных систем, но находится сейчас в весьма сложной кадровой и технологической ситуации. Не получила желаемого заказа и РСК «МиГ», несколько лет назад блеснувшая на МАКСе премьерой перспективного ударного БЛА. Военные отдали предпочтение предприятиям, положительно проявившим себя в условиях рыночной экономики. Это разработчик высокотехнологичных электронных систем «Транзас», которому  поручили создание меньшего из двух беспилотников MALE-класса, и один из основных поставщиков воздушных мишеней для Минобороны РФ – казанская компания «Сокол», которой предстоит построить «русский Reaper».

БЛА «Дозор-100» компании «Транзас».

ПРАГМАТИЧНЫЙ ПОДХОД

В целом, в части развития БЛА в нашей стране 2011 г. выдался довольно удачным. Несмотря на то что ожидавшиеся закупки так пока и не начались, тем не менее, был создан ряд необходимых предпосылок для дальнейшего более активного оснащения Вооруженных Сил России современными разведывательными и разведывательно-ударными системами на базе БЛА.

Заказчик в лице Минобороны демонстрирует достаточно взвешенный и прагматичный подход, сочетающий заказ имеющихся на рынке российских БЛА с импортом тех типов беспилотноков, которые отсутствуют в продуктовых линейках российских компаний. Ну, а при невозможности первого и второго – делается заказ на разработку соответствующих систем под требования заказчика.

Создается ощущение, что помимо абстрактного желания иметь на вооружении беспилотные системы мирового уровня, в этом году в Минобороны РФ сформировалось понимание того, как именно этого добиться. Соответственно, в 2011 г. МО РФ демонстрировало четкую артикуляцию своих требований к промышленности и волю к тому, чтобы добиться от ОПК конечного результата.


 

НОВОСТИ

Министр обороны КНДР генерал армии Но Гван Чхоль и замминистра обороны РФ генерал-полковник Александр Фомин обсудили план двустороннего сотрудничества военных ведомств двух государств на двусторонней встрече в Пхеньяне.
Как сообщило Министерство обороны России, истребительный полк армии ВВС и ПВО Западного военного округа в 2021 г. получит по государственному оборонному заказу партию истребителей Су-30СМ с двигателями АЛ-41Ф-1С.
Первая партия из 8 тыс. автоматов Калашникова АК-12 поступила в рамках государственного оборонного заказа на вооружение соединений и воинских частей Центрального военного округа (ЦВО).
Зенитчики Северного флота выполнили стрельбы из арктических зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Тор-М2ДТ» на архипелаге Новая Земля – впервые новый ЗРК применялся для выполнения учебно-боевых задач в высокоширотных районах Арктики.
В преддверии аэрокосмического салона МАКС-2019 в Хорватии вышла в свет книга-альбом «Наш МАКС».
Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу вручил грамоту президента РФ и боевое знамя начальнику Национального центра генерал-полковнику Михаилу Мизинцеву.
В регионах Урала, Сибири и Поволжья, а также в республиках Киргизия и Таджикистан во второй половине июля состоялся масштабный полевой выход подразделений связи воинских частей и соединений Центрального военного округа (ЦВО). В тактико-специальном учении приняли участие более 4,5 тыс. военнослужащих и около тысячи единиц специальной техники связи.
Утвержденные правительством Российской Федерации изменения в постановление «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» дадут оборонной промышленности возможность обеспечить заключение контрактов жизненного цикла в качестве единственного поставщика, если продукция будет создаваться в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК).
В России состоялось масштабное совместное учение с подразделениями Воздушно-десантных войск (ВДВ) и экипажами военно-транспортной авиации (ВТА).
Исполнилось 45 лет с момента выхода совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале опытно-конструкторских работ по самолету Су-27.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100