Су-34 – официально в строю
В сентябре успешно завершились государственные совместные испытания нового фронтового бомбардировщика Су-34, госкомиссия рекомендовала принять самолет на вооружение

Соответствующее постановление правительства должно появиться в 2012 г., однако оно станет лишь формальным закреплением фактического состояния программы Су-34, ведь в ВВС РФ в настоящее время уже имеется эскадрилья бомбардировщиков этого типа.

Иван КАРЕВ

 

В ходе авиасалоне МАКС-2011 главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что всего планируется закупить 120 фронтовых бомбардировщиков Су-34 – они составят пяти авиационных эскадрилий по 24 самолета. В 2010 г. военным были переданы четыре Су-34, в 2011 г. ВВС должны получить шесть бомбардировщиков, в 2012 г. планируется приобрести 12 машин этого типа.

Двухместный истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и надводным целям (в том числе – малоразмерным и подвижным), в ходе автономных и групповых действий днем и ночью, а также ведения воздушной разведки. Конструкция самолета и состав бортового оборудования позволяют ему выполнять боевые задачи в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия.

В декабре 2006 г. два первых серийных Су-34 были переданы ВВС РФ.

Работы над новым фронтовым бомбардировщиком началась в ОКБ им. П.О. Сухого в середине 80-х гг. Концепция создания этой машины предполагала разработку самолета, сочетающего большую бомбовую нагрузку и дальность полета с высокой скоростью и маневренностью.

Базой для создания бомбардировщика стал истребитель Су-27, к тому времени уже выпускавшийся серийно.

Первый полет нового самолета, первоначально называвшегося Су-27ИБ, состоялся 13 апреля 1990 г. Тогда в небо была поднята машина, перестроена из учебно-боевого Су-27. В декабре 1994 г. взлетел специально построенный Новосибирским авиационным производственным объединением им. В.П. Чкалова Су-34. А в декабре 2006 г. ВВС были переданы первые два серийных самолета этого типа.

Наиболее заметным отличием Су-34 от всех остальных самолетов семейства Су-27 является размещение пилота и штурмана рядом друг с другом. Компоновка кабины позволяет членам экипажа покидать рабочие кресла. За кабиной экипажа находился небольшой отсек, где можно разогреть пищу и воспользоваться удобствами, недоступными на других самолетах тактической авиации. Другими особенностями работы экипажа является возможность обходиться без кислородных масок на высотах до 11 тысяч метров, наличие электромассажеров в катапультных креслах К-36ДМ.

Пилотская кабина выполнена как бронекапсула, поэтому экипаж может действовать на малых высотах в условиях огневого противодействия со сторон противника. Бронезащиту имеют также жизненно важные агрегаты, в том числе – двигатели.

Объем топливных баков позволяет Су-34 выполнять полеты на дальность до 4000 км, а с дозаправкой – до 7000 км.

В состав БРЭО самолета входят многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой, РЛС заднего обзора, предназначенная для предупреждения экипаж об атаке противника и управления ракетами класса «воздух-воздух» в задней полусфере, и аппаратура радиоэлектронного противодействия. Для обнаружения и обстрела малоразмерных целей предназначается также двухканальная оптико-электронная система с тепловизором.

По отзывам летчиков и штурманов, Су-34 удобен в пилотировании, обладает хорошей эргономикой, широкой автоматизацией на всех режимах полета, включая взлет, посадку и боевое применение.

Су-34 имеет 12 точек подвески вооружения, две из которых расположены тандемно между мотогондолами и предназначаются для тяжелого вооружения класса «воздух-поверхность». Номенклатура ударного вооружения включает ракеты малой дальности Х-25М и Х-29 различных модификаций, ракеты средней дальности Х-31 П/А, Х-59М, корректируемые бомбы типа КАБ-500 и КАБ-1500, а также бомбы свободного падения и блоки неуправляемых ракет. Вооружение класса «воздух-воздух» включает ракеты Р-73, Р-27 различных модификаций, РВВ-АЕ. Сообщалось, что по результатам госиспытаний Су-34 может применять порядка 20 видов управляемого оружия, в том числе разработанного в последние годы. Боевая нагрузка самолета составляет 8000 кг. В состав вооружения входит также встроенная пушка ГШ-301 калибром 30 мм.

На Су-34 устанавливаются двигатели АЛ-31Ф, а с 2012 г. машина будет оснащаться модернизированными моторами АЛ-31ФМ1 с тягой 13,5 т. В ближайшие несколько лет предполагается продолжить наращивание боевых возможностей самолета, в том числе за счет создания нового подвесного оборудования.

Су-34 активно использовались в ходе крупных оперативно-стратегических учений «Восток-2010». Два экипажа из состава Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава совершили беспосадочный перелет с родного аэродрома на Дальний Восток с двумя дозаправками, преодолев более 8 тыс. км. В ходе учений машины использовались для решения задач разведки, преодоления ПВО условного противника, применения управляемого и неуправляемого оружия по наземным целям. Надо сказать, что за свою не долгую в целом летную биографию Су-34 успели поучаствовать и в реальных боевых действиях – один из бомбардировщиков липецкого ЦБП ПЛС привлекался для выполнения боевых задач в ходе операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г.


 

НОВОСТИ

Истребительный авиаполк из состава 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Западного военного округа (ЗВО), дислоцированный в Курской области, получил на вооружение первую партию многоцелевых истребителей Су-30СМ.
Командующий 2-й общевойсковой армией Центрального военного округа генерал-майор Рустам Мурадов провел на Тоцком полигоне сборы с руководящим составом соединений и воинских частей, а также отдельных подразделений, дислоцированных в Поволжье.
Дальняя авиация расширяет спектр и масштаб выполняемых задач, заявил в интервью газете «Красная звезда» командующий дальней авиацией Герой Российской Федерации генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.
Артиллеристы общевойсковой армии Западного военного округа получили на вооружение противотанковые ракетные комплексы «Штурм-С».
На Лужском полигоне в Ленинградской области артиллерийские подразделения Западного военного округа (ЗВО) и специалисты Михайловской военной артиллерийской академии в ходе исследовательского учения отработали применение разведывательно-ударного и разведывательно-огневого контуров.
Новейшая бесшумная снайперская винтовка калибра 12,7 мм будет продемонстрирована на выставке «Армия-2018».
В соединении спецназа Южного военного округа (ЮВО) военные водители завершили обкатку новейших бронеавтомобилей КамАЗ-53949 «Тайфуненок» и приступили к их эксплуатации в ходе тактико-специальных занятий.
Россия решила вопросы импортозамещения в области авиационного и военно-морского двигателестроения, заявил вице-премьер Юрий Борисов на лекции для слушателей Академии Генерального штаба ВС РФ.
Военнослужащие инженерного батальона штурма и разграждения инженерно-саперной бригады, дислоцируемой во Владимирской области, впервые прошли курс подготовки по действиям в горной местности в летних условиях. Сборы проходили на базе ФГКУ «Центр горной подготовки и выживания «Терскол» Минобороны России.
Работы по созданию еще трех новых производственно-технологических центров (ПТЦ) по выпуску компонентов турбовального двигателя ВК-2500, предназначенного для большинства вертолетов «Ми» и «Ка», начаты на уфимском ПАО «ОДК-УМПО». Первый центр – ПТЦ №185 – ранее уже начал свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100