Су-34 – официально в строю
В сентябре успешно завершились государственные совместные испытания нового фронтового бомбардировщика Су-34, госкомиссия рекомендовала принять самолет на вооружение

Соответствующее постановление правительства должно появиться в 2012 г., однако оно станет лишь формальным закреплением фактического состояния программы Су-34, ведь в ВВС РФ в настоящее время уже имеется эскадрилья бомбардировщиков этого типа.

Иван КАРЕВ

 

В ходе авиасалоне МАКС-2011 главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что всего планируется закупить 120 фронтовых бомбардировщиков Су-34 – они составят пяти авиационных эскадрилий по 24 самолета. В 2010 г. военным были переданы четыре Су-34, в 2011 г. ВВС должны получить шесть бомбардировщиков, в 2012 г. планируется приобрести 12 машин этого типа.

Двухместный истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и надводным целям (в том числе – малоразмерным и подвижным), в ходе автономных и групповых действий днем и ночью, а также ведения воздушной разведки. Конструкция самолета и состав бортового оборудования позволяют ему выполнять боевые задачи в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия.

В декабре 2006 г. два первых серийных Су-34 были переданы ВВС РФ.

Работы над новым фронтовым бомбардировщиком началась в ОКБ им. П.О. Сухого в середине 80-х гг. Концепция создания этой машины предполагала разработку самолета, сочетающего большую бомбовую нагрузку и дальность полета с высокой скоростью и маневренностью.

Базой для создания бомбардировщика стал истребитель Су-27, к тому времени уже выпускавшийся серийно.

Первый полет нового самолета, первоначально называвшегося Су-27ИБ, состоялся 13 апреля 1990 г. Тогда в небо была поднята машина, перестроена из учебно-боевого Су-27. В декабре 1994 г. взлетел специально построенный Новосибирским авиационным производственным объединением им. В.П. Чкалова Су-34. А в декабре 2006 г. ВВС были переданы первые два серийных самолета этого типа.

Наиболее заметным отличием Су-34 от всех остальных самолетов семейства Су-27 является размещение пилота и штурмана рядом друг с другом. Компоновка кабины позволяет членам экипажа покидать рабочие кресла. За кабиной экипажа находился небольшой отсек, где можно разогреть пищу и воспользоваться удобствами, недоступными на других самолетах тактической авиации. Другими особенностями работы экипажа является возможность обходиться без кислородных масок на высотах до 11 тысяч метров, наличие электромассажеров в катапультных креслах К-36ДМ.

Пилотская кабина выполнена как бронекапсула, поэтому экипаж может действовать на малых высотах в условиях огневого противодействия со сторон противника. Бронезащиту имеют также жизненно важные агрегаты, в том числе – двигатели.

Объем топливных баков позволяет Су-34 выполнять полеты на дальность до 4000 км, а с дозаправкой – до 7000 км.

В состав БРЭО самолета входят многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой, РЛС заднего обзора, предназначенная для предупреждения экипаж об атаке противника и управления ракетами класса «воздух-воздух» в задней полусфере, и аппаратура радиоэлектронного противодействия. Для обнаружения и обстрела малоразмерных целей предназначается также двухканальная оптико-электронная система с тепловизором.

По отзывам летчиков и штурманов, Су-34 удобен в пилотировании, обладает хорошей эргономикой, широкой автоматизацией на всех режимах полета, включая взлет, посадку и боевое применение.

Су-34 имеет 12 точек подвески вооружения, две из которых расположены тандемно между мотогондолами и предназначаются для тяжелого вооружения класса «воздух-поверхность». Номенклатура ударного вооружения включает ракеты малой дальности Х-25М и Х-29 различных модификаций, ракеты средней дальности Х-31 П/А, Х-59М, корректируемые бомбы типа КАБ-500 и КАБ-1500, а также бомбы свободного падения и блоки неуправляемых ракет. Вооружение класса «воздух-воздух» включает ракеты Р-73, Р-27 различных модификаций, РВВ-АЕ. Сообщалось, что по результатам госиспытаний Су-34 может применять порядка 20 видов управляемого оружия, в том числе разработанного в последние годы. Боевая нагрузка самолета составляет 8000 кг. В состав вооружения входит также встроенная пушка ГШ-301 калибром 30 мм.

На Су-34 устанавливаются двигатели АЛ-31Ф, а с 2012 г. машина будет оснащаться модернизированными моторами АЛ-31ФМ1 с тягой 13,5 т. В ближайшие несколько лет предполагается продолжить наращивание боевых возможностей самолета, в том числе за счет создания нового подвесного оборудования.

Су-34 активно использовались в ходе крупных оперативно-стратегических учений «Восток-2010». Два экипажа из состава Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава совершили беспосадочный перелет с родного аэродрома на Дальний Восток с двумя дозаправками, преодолев более 8 тыс. км. В ходе учений машины использовались для решения задач разведки, преодоления ПВО условного противника, применения управляемого и неуправляемого оружия по наземным целям. Надо сказать, что за свою не долгую в целом летную биографию Су-34 успели поучаствовать и в реальных боевых действиях – один из бомбардировщиков липецкого ЦБП ПЛС привлекался для выполнения боевых задач в ходе операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100