Танки: сотворение мифов
На текущий год танковый заказ – нулевой

Достоинств танка Т-90 никому не перечеркнуть.

Интересно присутствовать при сотворении мифа. А этот родился прямо на глазах. Во время «круглого стола» по проблемам отечественного танкостроения, в котором приняли участие военные специалисты и журналисты, естественно, стал вопрос о будущем танке Российской армии.

Александр МОЗГОВОЙ

 

Присутствовавший на встрече бывший первый заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенант запаса Юрий Коваленко сказал, что работа по нему ведется, что есть необходимый для его создания научно-технический и опытно-конструкторский задел, что танк, если будет осуществляться нормальное финансирование, можно ожидать к 2015 г. «Это будет Т-95?», – спросил кто-то из присутствующих. Коваленко не успел ответить, как один из экспертов невнятно произнес название боевой машины. А через пару часов на информационные ленты со ссылкой на Юрия Коваленко выплеснулся поток сообщений о будущем российском танке «Армада».

Нет, Юрий Федорович о нем ничего не говорил. И такого названия не существует. Большинство из присутствующих просто не расслышали или не поняли незнакомое слово. А эксперт имел в виду не «Армаду», а «Армату». Под таким шифром Уральское КБ тяжелого машиностроения ведет разработку перспективной универсальной бронированной платформы, на базе которой предполагается создать основной боевой танк, БМП, тяжелый БТР, боевую машину поддержки танков, БРЭМ, шасси для самоходных артиллерийских установок и другой военной техники. Известно об этой ОКР немного, прежде всего потому, что она еще далека до завершения. А таинственным словом «армата» во второй половине XIV века на Руси называли артиллерийские орудия, которые изготавливались из нескольких сваренных листов железа, завернутых в трубку. То есть армата чем-то напоминает современные гладкоствольные танковые пушки.

Обсуждение во время «круглого стола».

Впрочем, другой эксперт поведал на встрече, что к 2015 г. новый танк может и не поспеть, поскольку Министерство обороны никак не может сформулировать тактико-техническое задание на боевую машину нового поколения. Не из-за отсутствия ли квалифицированных специалистов, способных сформулировать грамотное задание промышленности, поднимаются волны мифов о российских танках, которые, дескать, уступают зарубежным аналогам да и стоят дороже?

Во время «круглого стола» эксперты привели цифры и факты, опровергающие эти утверждения. Российские Т-90А и Т-90С по таким характеристикам, как дальность поражения целей, маневренность, малая заметность превосходят зарубежные аналоги. Да, они не лишены недостатков – в первую очередь это касается средств ночного видения (пока приходится закупать тепловизоры за рубежом), связи и обработки информации. Уступают они и по эргономике, то есть по обеспечению комфортных условий экипажу. Но эти недостатки устранимы. Нужно только правильно поставить задачи и выделить необходимые финанансовые средства.

Кстати, о денежной стороне вопроса. Юрий Коваленко привел следующие цифры: стоимость Т-90А – где-то в пределах 70 млн. руб. за единицу, американского танка Abrams – 217 млн. руб., французского Leclerc – 255 млн., немецкого Leopard-2 – 167млн., а украинского Т-80 – 120 млн. руб. Другими словами, наш танк – самый дешевый.

Но бронетехника все-таки дорожает. Чиновники делают вид, что не понимают почему. А ларчик открывается просто. В последнее время в войска поступало по два батальонных комплекта, то есть по 62 танка Т-90А в год. Это не очень много, если учесть, что парк современных танков (Т-80У, Т-90 и Т90А) составляет в Российской армии всего 10-12%. Но чем меньше серия, тем выше стоимость единицы продукции. Да и оплачиваются даже заключенные контракты через пень колоду. Поэтому приходится брать кредиты. А за них надо расплачиваться. Растут цены на энергию, сырье и комплектующие. Прибавьте к этому очень даже немалую инфляцию.

В Интернете можно найти и такое изображение перспективного российского танка.

На текущий год танковый заказ – вообще нулевой. «Уралвагонзавод» получил лишь 205 млн. руб. на модернизацию некоторого количества танков Т-72. Сумма смешная для такого гиганта. Оборонный сектор научно-производственной корпорации выручают лишь экспортные заказы. В противном случае его было бы выгоднее вообще закрыть. Но и сейчас линии по сборке танков приходится замораживать. А когда настанет время танки выпускать, их придется расконсервировать. Возникнет необходимость и в восстановлении навыков персонала. А это все деньги и деньги.

Приведу пример из другой отрасли и относящийся к другой стране. Министерство обороны Великобритании заявило, что у него не будет средств для эксплуатации двух строящихся новых авианосцев. Что их придется практически сразу после завершения строительства поставить на прикол, а еще лучше продать. Но нельзя ли было корабли «пустить на иголки» сейчас, благо дело еще не дошло до насыщения корпусов механизмами, разнообразными сложными системами и вооружением? Нет, нельзя. Придется выплатить огромные неустойки всем фирмам, задействованным в производственной цепочке, изыскать немалые средства людям, потерявшим работу, а самое главное – фактически утратить кадровый потенциал отрасли. У нас кто-нибудь об этом думает?

Между тем, танкостроители не бросают свое ремесло. Уже в сентябре «Уралвагонзавод» продемонстрирует на выставке в Нижнем Тагиле новую машину – танк Т-90АМ, который является глубокой модернизацией Т-90. На нем внедрено много новшеств, в том числе по средствам связи, наблюдения и целеуказания, а также бронезащите, то есть по большинству позиций на нем сняты замечания, высказанные представителями Министерства обороны. Но скорее всего эту совершенную боевую машину первыми получат зарубежные заказчики.


 

НОВОСТИ

В рамках реализации программы трансформации ОАК в единую компанию с выделением профильных дивизионов в Корпорации произошел ряд назначений.
20 июля второй опытный самолет МС-21-300, участвующий в программе летных испытаний, совершил перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова «Раменское» (г. Жуковский Московской области). Полет продолжался шесть часов.
Специалисты дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ДТА ПАО «ОАК») приступили к отработкам систем, смонтированных на борту опытного летного образца легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
В 2018 г. исполняется десять лет с момента создания в филиалах Компании – на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова (НАЗ) и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина (КнААЗ) – управлений развития производственной системы (УРПС). За это время сотрудникам Компании удалось реализовать около 250 проектов, направленных на улучшение производственных процессов и повышение эффективности работы предприятий.
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Козлов в ходе рабочего визита в Хабаровский край посетил филиал ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина».
С 10 по 21 июля в Ульяновской области молодые специалисты «Компании «Сухой» и ее филиалов презентовали собственные инженерные проекты в рамках VII международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2018».
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» принял участие в международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2018 в качестве партнера с демонстрацией возможностей производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Мероприятие прошло в Екатеринбурге с 9 по 12 июля в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО».
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и правительство Удмуртской Республики в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2018» в Екатеринбурге 9 июля 2018 года подписали соглашение о развитии сотрудничества. Документ утвердили заместитель генерального директора Концерна по производственно-технологической политике Александр Ведров и глава Удмуртии Александр Бречалов.
Делегация АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» 19 июля приняла участие в заседании «круглого стола», который состоялся в Ижевске совместно с правительством Удмуртской Республики, Министерством промышленности и торговли республики, промышленными предприятиями, научными и образовательными учреждениями, коммерческими организациями, региональными и отраслевыми кластерами и технопарками, заинтересованными в партнерстве с Концерном.
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» досрочно передало Минобороны России первый в текущем году полковой комплект зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400 «Триумф». Торжественная церемония прошла на территории полигона Капустин Яр в Астраханской области.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100