Модернизация БМП-3
Интенсивность современных боевых операций, высокий уровень рабочей нагрузки и опыт применения БМП-3 в странах Персидского залива вызвали необходимость доработки машины в части улучшения эргономических характеристик.

Модернизированная БМП-3.

Учитывая опыт эксплуатации боевых машин пехоты в странах с жарким климатом, а также предъявляемые к ним современные требования по боевым возможностям, российскими специалистами была разработана комплексная программа модернизации боевой машины пехоты БМП-3. В первую очередь она нацелена на увеличение боевой эффективности, повышение комфорта и улучшение взаимодействия экипажа с самой машиной, включая ее интеграцию в систему управления C4I.

Ханиф МИНГАЗОВ

 

Многолетняя практика использования БМП-3 показала, что в основном выход ее узлов и агрегатов из строя вызван не дефектами изготовления или конструктивными недостатками, а, как правило, вследствие нарушения правил обслуживания и эксплуатации машины.

Для решения этой проблемы, а также с целью интеграции БМП-3 в систему управления C4I, на машину устанавливается электронный помощник водителя и оператора, который позволяет в аудиовизуальном режиме информировать экипаж о функционировании систем машины. В частности, сигнализирует о состоянии систем шасси БМП-3, о проблемах с системой заряжания или блоком дальномера, о состоянии цепей силового питания систем, небезопасных режимах работы вооружения и т.д. (всего более 100 сообщений). Только одна функция – автоматический контроль готовности системы управления огнем к запуску управляемой ракеты позволяет предотвратить неизбежные в прошлом потери дорогостоящих ПТУР.

Ханиф Хайдарович МИНГАЗОВ – генеральный директор ОАО «НПО «Электромашина», доктор экономических наук.

С помощью устанавливаемого на модернизированной машине интегрированного дисплея водителя экипаж может получать инструкции по проведению технического обслуживания, войскового ремонта и другую эксплуатационную документацию. На мониторе водителя выводится изображение обзорных камер, а также картографические информационные системы. Система оборудована энергонезависимой памятью произошедших событий типа «черный ящик» для анализа выявленных неисправностей систем или неверных действий экипажа.

Комплект цифровой бортовой аппаратуры ЭПВО модернизированной БМП-3 позволяет собирать и передавать в цифровом виде для системы управления C4I в реальном масштабе времени информацию о расходных ресурсах (боеприпасы, топливо и т. д.) и техническом состоянии машины.

Интенсивность современных боевых операций, высокий уровень рабочей нагрузки и опыт применения БМП-3 в странах Персидского залива вызвали необходимость доработки машины в части улучшения эргономических характеристик. Для обеспечения комфортных условий обитания экипажа модернизированная БМП-3 оборудована башенным кондиционером с электроприводом и кондиционером-энергоагрегатом с малогабаритным дизелем для отделения десанта и механика-водителя.

Кондиционер-энергоагрегат работает независимо от штатных систем машины и создает комфортные условия для работы боевого расчета при температуре окружающей среды свыше +50°С. Кроме того, вырабатываемая генератором энергоагрегата электрическая мощность при заглушенном основном двигателе обеспечивает работу систем вооружения, наблюдения и аппаратуры связи, а также производит автоматическую зарядку аккумуляторных батарей. Кондиционирование и электроснабжение осуществляется как в движении, так и на стоянке. На плаву в случае отказа основного двигателя энергоагрегат обеспечивает работу водооткачивающих насосов, что позволяет длительное время поддерживать плавучесть машины, сохранять функционирование систем жизнеобеспечения до подхода помощи, а при необходимости вести наблюдение и огонь по противнику. На длительных стоянках и в обороне энергоагрегат снижает заметность машины для средств обнаружения противника, экономит ресурс основного двигателя и минимизирует расход топлива.

С целью экономичного и малошумного электроснабжения аппаратуры сигнализации, связи и наблюдения на машине может быть использован переносной дизельный автономный энергоагрегат мощностью 2 кВт, который устанавливается вне машины на расстоянии до 15 м.

Малогабаритный дизельный энергоагрегат ДЭА-2.

Баллистический вычислитель ВБЦ-88.

Расположение кондиционера-энергоагрегата на БМП-3.

Кроме людей в экстремальных условиях жаркого климата страдает и техника. Так, значительное число поломок дизельного двигателя связано с его перегревом из-за неправильного выбора механиком-водителем режима (передачи) для движения. При движении по песчаной местности при температуре +50°С требуется поддержание высоких оборотов двигателя и внимательное наблюдение за его температурой, превышение которой выводит двигатель из строя.  И хотя все механики-водители хорошо знают об этом, в условиях сложной трассы перегрева далеко не всегда удается избежать. Чтобы решить эту проблему, а также улучшить динамические показатели, на БМП-3 устанавливается автомат переключения передач АПП-688. Он предназначен для автоматического переключения передач в зависимости от дорожных условий и величины загрузки двигателя. Это позволяет работать двигателю в зоне максимального КПД с оптимальной температурой охлаждающей жидкости при среднем расходе топлива. Если же перегрев проявляется, то алгоритм АПП-688 оптимизирует движение БМП-3 на более высоких оборотах двигателя, улучшая тем самым охлаждение двигателя.

Применение АПП-688 значительно повышает динамику машины. Время разгона до 60 км/ч сокращается в среднем на 16%, за счет чего 400-метровый участок трассы машина проходит на 8% быстрее, чем в ручном режиме. Кроме того, по запасу хода машина в автоматическом режиме на пройденный километр по пересеченной местности потребляет на 7,5% меньше топлива, чем при ручном переключении передач.

Место водителя на модернизированной БМП-3.

Кондиционер-энергоагрегат и автомат переключения передач, установленные в МТО на БМП-3.

Следует отметить, что конструкция трансмиссии, АПП-688 и органов управления БМП-3 позволяют механику-водителю в любое время переключать передачи вручную с помощью рычага, расположенного перед рулевой колонкой.

Что касается огневой мощи, то она может быть повышена за счет модернизации системы управления огнем. Так, на БМП-3 устанавливается цифровой баллистический вычислитель ВБЦ-88, предназначенный для работы как с существующими, так и с любыми новыми типами боеприпасов российского или зарубежного производства. Мощный процессор обеспечивает расчет углов прицеливания и бокового упреждения при различных условиях стрельбы. При подключении вычислителя к цифровой метеостанции поправки на прицеливание определяются автоматически с учетом данных метеоусловий (температуры воздуха и заряда, атмосферного давления, скорости и направления ветра).

Вышеперечисленные конструкторские изменения могут проводиться как на вновь заказываемых машинах, так и на уже находящихся в эксплуатации непосредственно в условиях ремонтных мастерских заказчика.

В заключение следует отметить, что применение на БМП-3 новых систем, а также более мощного двигателя УТД-32, нового панорамного прицела командира, автомата сопровождения цели, средств защиты и других новинок позволяет российской боевой машине пехоты иметь превосходство над всеми зарубежными аналогами.

ОАО «НПО «Электромашина»

Россия, 454119, Челябинск,

ул. Машиностроителей, 2

www.npoelm.ru

www.electromashina.ru


 

НОВОСТИ

По информации заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Дмитрия Рогозина, в Коллегии ВПК сформирован оперативный штаб для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса и стабильного исполнения гособоронзаказа в условиях прогнозируемого усиления незаконных санкций США против оборонных предприятий России.
Зенитчики общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) на полигоне Капустин Яр (Астраханской обл.) в конце декабря 2017 г. получили комплект ЗРК «Бук-М3», после чего совершили марш комбинированным способом в пункт постоянной дислокации в Курской области.
Министерство обороны России имеет твердый контракт на 35 учебно-тренировочных самолетов производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которые будут использоваться для подготовки курсантов военно-транспортной авиации, сообщил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
В структуре Сухопутных войск (СВ) России сохранятся и бригады, и дивизии, что позволит обеспечить баланс группировок войск, способных выполнять различные задачи, заявил главнокомандующий СВ генерал-полковник Олег Салюков.
В начале января с подразделениями радиоэлектронной борьбы Западного военного округа была проведена тренировка по радиоподавлению средств связи условного противника.
В 2017 г. закупка ракетных комплексов «Ярс» обеспечила устойчивые темпы перевооружения группировок шахтного и подвижного базирования Ракетных войск стратегического назначения.
ОКБ им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на выполнение аванпроекта по созданию перспективного тяжелого высокоскоростного БЛА самолетного типа массой порядка 4-5 тонн и скоростью 750-950 км/ч, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в ОПК.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276 (известен также под обозначением многоцелевой транспортный самолет – МТС, первоначально разрабатывался совместно с Индией).
Компания «Рособоронэкспорт» планирует расширить географию выставочной работы в 2018 г.
«Вопрос газотурбинных установок для флота окончательно закрыт, и мы можем себя чувствовать абсолютно спокойно в этом плане», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн», где состоялось совещание по развитию российской двигателестроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100