Третий претендент
Китай поднял в воздух прототип самолета пятого поколения.

Демонстрация прототипа китайского самолета пятого поколения, случившаяся 11 января в городе Чэнду, центре китайского боевого авиастроения, наделало много шума. Шутка ли, КНР, которая как уверяют эксперты, не обладает целым рядом ключевых технологий в области создания современных боевых авиакомплексов, внезапно вступила в суперэлитарный клуб стран, уже создавших истребитель будущего, который до начала этого года состоял всего из двух членов – США и России.

Илья КЕДРОВ

 

Начало летных испытаний было обставлено очень по-китайски. Сперва, в качестве затравки, в интернете появились первые якобы шпионские фотографии новой машины очень плохого качества. Затем, после полета, в сеть выложили большое количеств изображений, на которых китайскую новинку уже можно подробно рассмотреть. Они также преподносились, как «шпионские», однако нет никакого сомнения в том, что это вполне официально санкционированный соответствующими ведомствами КНР «слив» важной информации. Вместе с тем, какие-либо официальные данные о ТТХ нового самолета отсутствуют, поэтому знатокам и любителям авиации остается только строить предположения на основе имеющихся фотографий. Толком не ясно даже, как называется самолет. Известно несколько его обозначений и громких имен, вроде «Черного орла». Наиболее распространенное обозначение новой машины – J-20.

О том, что Китай работает над созданием собственного самолета пятого поколения, известно уже не менее 10 лет. В конце 2009 г. было сделано официальное заявление, подтверждавшее проведение НИОКР в этом направлении. И вот, в начале 2011 г. самолет поднят в воздух. Важно отметить, что информация о первом полете J-20 была распространена в момент пребывания в Пекине министра обороны США Роберта Гейтса.

Во внешности нового китайского самолета можно обнаружить общие черты и с F-22, и с ПАК ФА, и c F-35. Говорить о том, что в Китае скопировали свой самолет с известных фотографий российской и американских машин в данном случае вряд ли уместно. Как правило, самолеты одного поколения имеют очень много общего во внешности. К тому же по аэродинамической схеме J-20 не похож на своих собратьев по поколению. Он построен по схеме «утка» с задним размещением крыла и цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ЦПГО). По габаритам J-20 крупнее F-22 и ПАК ФА. По всей видимости, он примерно на 5 метров длиннее и на несколько тонн тяжелее.

Вместе с тем, очевидно, что китайские разработчики тщательно изучали и перенимали зарубежный опыт. Причем некоторые особенности конструкции J-20 свидетельствуют о том, что особое внимание они уделили так и не реализованному в серийном производстве проекту многофункционального фронтового истребителя РСК «МиГ» 1.44, также построенного по схеме «утка» с применением ЦПГО. Но, повторимся, J-20 не является прямой копией какого-либо зарубежного образца. Это самостоятельная разработка китайских инженеров, выполненная под решение конкретных задач, поставленных перед авиастроителями военными.

Рисунок Андрея Жирнова.

В первый полет машина отправилась окрашенной, поэтому оценить объем использованных в конструкции композитных материалов не представляется возможным. Естественно, что на этапе начала летных испытаний на J-20 не установлена и большая часть бортовой электроники, необходимой современному боевому самолету. Насколько Китай продвинулся в деле создания современных локаторов с активной фазированной решеткой неизвестно, хотя такие работы, конечно, ведутся. В связи с первым полетом J-20 некоторые эксперты упоминают РЛС с АФАР Тип 1475. Однако за пределами расположенного в Нанкине НИИ электронных технологий, где разрабатывается этот радар, вряд ли кто-то имеет реальное представление о степени готовности и характеристиках упомянутого изделия. Скорее всего, до появления работоспособной китайской БРЛС с АФАР, отвечающей требованиям пятого поколения, пройдет еще не один год.

Среди очевидных успехов китайского ОПК, продемонстрированных на примере J-20, можно отметить наличие на самолете беспереплетного фонаря кабины пилота. Этот элемент конструкции считается важным для машины пятого поколения, поскольку способствует снижению радиолокационной заметности. На F-22 и F-35 также установлены беспереплетные фонари, в России же эту технологию пока не освоили.

Весьма любопытным представляется вопрос о том, с какими двигателями полетел J-20. Предположений на этот счет есть два: либо на китайском самолете установлена пара российских «изделий 117С», либо – один из вариантов WS-10 китайского производства. В пользу первого варианта высказывались некоторые зарубежные специалисты, однако его почти со стопроцентной уверенностью можно отбросить. Продажа КНР «изделий 117С» возможна только действительно большой партией, но о таких крупных контрактах обычно становится известно СМИ. А на сегодня какая-либо информация о поставках Китаю двигателей этого типа отсутствует. Значит, J-20 взлетел на китайских двигателях из семейства WS-10. Они созданы «по мотивам» отечественных АЛ-31Ф и частично собираются из поставляющихся из России запчастей, однако как по паспортным характеристикам, так и по ресурсу уступают современным российским образцам. Как уже писал журнал «Национальная оборона», для доведения до ума ТРДД семейства WS-10 Китаю потребуется еще не мене 5 лет.

Створки отсека для вооружения не просматриваются.

Сообщалось, что накануне взлета J-20 председатель КНР Ху Цзиньтао наградил руководителя группы разработчиков двигателя WS-10G, оснащенного цифровой системой управления FADEC. Считается, что именно этот двигатель предназначен для китайского самолета пятого поколения.

Интересно отметить также, что на фотографиях у стоящего J-20 сопла двигателей выглядят совсем не так, как у летящего. Это, по всей видимости, свидетельствует либо о том, что после выкатки и пробных пробежек по аэродрому в декабре прошлого года силовая установка на самолете была заменена, либо о том, что нам показали два разных прототипа.

На фотографиях J-20 снизу совершенно не просматриваются створки внутреннего отсека вооружения. То ли на прототипе они вовсе отсутствуют, то ли китайские «споттеры в штатском» посчитали нужным заретушировать их перед публикацией изображений – не ясно. Но как бы то ни было, в средней части самолета имеется достаточно большое пространство для размещения крупных авиационных средств поражения, в частности дальнобойных ракет класса «воздух-поверхность». Относительно большие габариты J-20 и, соответственно, наличие места для размещения тяжелых ракет на внутрифюзеляжной подвеске, возможно, свидетельствуют о том, что эта машина видится китайским военным в первую очередь в роли ударного самолета, маневренные и скоростные характеристики которого могут быть до некоторой степени принесены в жертву способностям поражать важные сухопутные объекты и крупные надводные цели.

Беспереплетный фонарь, индикатор прямой видимости в кабине – внешне у J-20 все так, как и должно быть у самолета пятого поколения.

В целом, китайское авиастроение пока находится в самом начале пути создания национального самолета пятого поколения. До того, как машина появится на вооружении ВВС НОАК, пройдет никак не меньше 10 лет.

Напомним, что в соответствии с российской программой создания ПАК ФА, установочная партия должна быть готова в 2013 г., а поставки в войска начаться в 2015-м. Другими словами, российский истребитель пятого поколения появится на рынке раньше китайского конкурента, что, естественно, играет на руку России как одному из крупнейших экспортеров боевой авиационной техники. Вместе с тем, учитывая неоспоримые успехи Китая в авиастроении, надо понимать, что запас по времени у отечественного авиастроения довольно ограниченный. Поэтому запаздывание в реализации программы ПАК ФА в перспективе грозит серьезными потерями на рынке и общим ослаблением оборонного потенциала страны. В последние годы АХК «Сухой» под руководством Михаила Погосяна демонстрирует весьма заметные успехи в создании и продвижении на рынок новых образцов авиатехники. Поэтому, по всей видимости, нам удастся сохранить комфортный временной зазор с КНР в области создания самолета пятого поколения. Но расслабляться в такой обстановке недопустимо.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100